Невыдуманные истории

          Спектакль в двух действиях
   Вы, конечно, помните басню дедушки Крылова о том, как хитрая лисица  выманила у вороны кусочек сыра. Тогда не согласитесь ли вы, что взяться  за перо великого баснописца в тот раз мог побудить забавный случай, подобный тому, о котором мне хочется рассказать?
   А дело было так. Однажды я вышел на балкон, чтобы привычно обозреть близлежащие окрестности. Летний денёк не спеша подвигался к вечеру. На улице было тихо и спокойно, а в тёплом воздухе была разлита какая-то тягучая, неизвестно чем ощущаемая, медлительность. Не кричали дети, не бранились соседки и подчёркнуто неторопливо шли прохожие в магазин со стеклянными стенами. Шли они и из него. И не качались ветки сосенок, сгрудившихся на небольшом пригорке в десятке метров от меня.
   И вдруг предвечернюю тишину нарушили крики вороны. Она сидела на сучке одного из деревьев. Суматошное карканье птица сопровождала такими низкими поклонами, что её голова оказывалась много ниже ветки, в которую она надёжно вцепилась. Ворона будто выстреливала своими криками в кого-то. А мишенью оказалась серая кошечка. Она сидела у подножия дерева, задрав голову и пошевеливая  кончиком хвоста. А сам хвост был прям, как прут. И мне стало понятно: ворона дразнила кошку. Сыра в клюве вороны, конечно, не было, но зато скоро она, яростно мотая башкой, отодрала от сучка кусок коры и швырнула его вниз, метя в кошку. А та зачарованно смотрела на недосягаемую задиру и только шевелила хвостом. Что обозначали эти движения: восторг от игры или азарт охотницы? А ворона разошлась и продолжала бомбить кошечку древесными отходами и карканьем. Ну и шуму она наделала! Сценка длилась несколько минут. Закончилась она тем, что кошка развернулась и, оглядываясь, удалилась, а ворона улетела. И в округе водворилась тишина. Я посмотрел на часы: было ровно четыре часа. Подумалось, что завтра в это же время надо бы снова выйти на балкон.
   Ровно через сутки так я и сделал. И к своему удивлению увидел, как на моих глазах ворона взгромоздилась на ту же ветку и, поглядев вниз, удовлетворённо крякнула. А внизу две кошечки - одна из них вчерашняя, серая - мягко ступая лапками, пробирались к дереву, на котором сидела ворона. Это моя  знакомка вела к месту потехи кого-то из своих сородичей. Далее история повторилась. Ворона отчаянно шумела и метала в кошек то, что ей удавалась отломить от сучка, на котором она сидела. А кошечки молча глядели на птицу и пошевеливали напряжёнными хвостами. Потом одна из них решила или закусить вороной, или пообщаться с дразнилкой поближе. Она  осторожно полезла вверх по сосне с противоположной от вороны стороны. Ворона, занятая откручиванием  очередного снаряда для метания, сначала не заметила изменения обстановки, но когда не досчиталась одной из участниц спектакля, перепрыгнула на другую ветку и, обнаружив охотницу, суматошно закаркала: «А-а, вижу, вижу! Фигушки тебе, меня не проведёшь!» Она запустила в неё изрядной щепкой и улетела. Удалились и кошки.
   Никакой морали из этой истории нам не извлечь. Но  как объяснить, что все участники странного действия, включая и человека, договорились о встрече на тех же позициях и в одно и то же время, и по каким природным часам кошки и ворона это время отследили?
Утренняя сценка
   Что за шум, что за гам доносится с улицы через раскрытое окно? В такую рань хорошо спится, и сны приходят добрые, но кто и зачем меня разбудил этим утром? Оказывается, вороны! Через тюль занавески увидел их на пешеходной дорожке вдоль нашего дома. А когда полностью продрал глаза, обнаружил в поведении птиц нечто необычное. Звуки, издаваемые ими, на самом-то деле не были обычным галдежом. Прогуливаясь парами, птицы как будто  толковали о чём-то своём. Быть может, о том, что утро погожее, и жить никто пока не мешает. Правда, на всякий случай у них и охрана была выставлена по краям прогулочной зоны.    Пограничную службу несли две вороны. Они  то и дело озирались по сторонам и выказывали всяческое беспокойство насчёт безопасности вверенной им стаи.  Ворон  было  десятка два , и шум они производили немалый. Пары передвигались навстречу друг другу двумя рядами, не перемешиваясь. Достигнув границы установленной зоны, они поворачивали назад, строго придерживались правил  двустороннего движения. Важно переваливаясь с ноги на ногу, птицы походили на людей, вышедших на утреннюю прогулку. Сидя по верхушкам деревьев в дневное время, они насмотрелись на наши повадки и теперь уморительно копировали их. Но вот на дорожке показался первый прохожий. Раздался предупредительный крик дозорных птиц, и вся стая поднялась в воздух. А я отправился досматривать свои сны. И, как видите, не заспал увиденного.
Быличка про птичку
   Откуда шёл, не помню. А шёл домой. И только свернул за угол родной девятиэтажки, как увидел у стены пригорюнившуюся небольшую птицу. Наверно, она была из породы галок и, судя по размерам, ещё пребывала в подростковом возрасте. Но в таком возрасте они уже летают, так почему же эта даже не шарахается от меня? «Видно, с ней что-то случилось, - подумал я, беря птицу в руки, - то ли крылышко подвернула, то ли лапку». Осторожно осмотрел болезную, но точного диагноза не поставил. И сказал ей: «Повезло тебе, однако: не успели тебя слопать кошки». Галка, конечно, ничего мне в ответ не сказала, а только сильнее нахохлилась. И тут я почувствовал, что она дрожит.
   Придя домой, посадил её в прихожей в крышку обувной коробки, поставил блюдечко с водой и покрошил какого-то зерна. Сиди пока тут, а дальше видно будет. Удивительной была доверчивость птички. Никого она не боялась: ни меня, ни моих домашних - и сколько мы около неё ни ходили, она оставалась неподвижной и задумчивой. Утром я поспешил к ней: поела, попила ли? Нет, она ни к чему не притронулась и оставалась безучастной ко всему. На следующее утро тоже ничего не изменилось, в том числе и поза птички. И даже отходов из себя она не произвела. А на третье утро ( и в этом случае остаётся свято число «три»!) птичка сделала и то, и другое, и третье. И живо переступая с лапки на лапку, приветливо на меня посмотрела.
   Стало понятно, что она пошла на поправку. Или совсем выздоровела? Чтобы прояснить ситуацию, я вынес галку на балкон и посадил на ограждение. А сам отодвинулся подальше, чтобы предоставить ей свободу действия. С минуту она переминалась, а потом нырнула вниз и расправила крылья. Она полетела в сторону леса, и я уже было попрощался с ней, но галка, достигнув первых деревьев, повернула назад. Описав дугу, она села  на балконное  ограждение так близко, что задела меня крылом. Таким образом птичка проверила свои лётные качества и поблагодарила своей доверчивостью того, кто помог ей выжить. Посидев малость, она издала какой-то звук и улетела. Вот и вся история.
О братьях меньших
К их числу люди  благосклонно относят прирученных и одомашненных животных, а также ходящую по двору пернатую братию. Об участи своей они не ведают и поэтому доверчиво и преданно всю свою недолгую жизнь питают нас чем и как могут. А в конце концов и сами, в большинстве своём, становятся продуктами питания. А чего их жалеть? Они твари неразумные, неумелые, на человека непохожие - скотинка, одним словом, и к тому же очень вкусная. И поэтому в кастрюлю её, и никаких разговоров. Да, всё это так. Но бывают случаи, когда эти создания оказываются не глупее нас, а мы не умнее их. И тогда вместе с удивлением возникают различные мысли, не связанные с запросами желудка.
Сначала о собаках
   Однажды в районе новостроек я вышел к траншее, через которую надо было как-то перебираться. Справа от меня около этого препятствия оказалась и какая-то собака (по-моему гончая с дворовой примесью). Вместе мы посмотрели налево, а потом направо. Метрах в тридцати от себя, за собакой, я увидел несколько досок, переброшенных через канаву. Они не вызвали в моей голове никаких, совершенно никаких мыслей, просто я повернулся и пошёл к этому мостику.  Собака сделала то же самое, она даже раньше меня пришла в движение. Я перешёл канаву вслед за ней и тут же остановился, чтобы осмыслить ситуацию. Только что я  и собака оказались на равных. Мой  интеллект в данном случае оказался востребованным не более, чем интеллект собаки.
Это неожиданное открытие меня малость обидело. «Ничего, ничего,- ободрил я себя.- Зато собаки двери открывают только от себя. Ни одной я не видел, чтобы наоборот. А ведь дело-то простое: взяла бы да просунула лапу в щель между косяком и дверью и - на себя». Но прошло сколько-то лет, и в одной деревне молодая  дворняга на моих глазах так и сделала. Она ловко правой лапой поддела калитку ограды на себя, в увеличившуюся  щель быстро просунула свою морду и пролезла во двор. Я был удивлён и похвалил собачку. «Да, она у нас вообще умница, - подтвердила вышедшая на крыльцо хозяйка». А я подумал о том, что и собаки бывают с головой на плечах.
А теперь про кошек
   В инструментальной кладовой нашего завода кошка родила котят. Одного из них я положил в карман пиджака и принёс домой. Мы с маленькой дочкой назвали котёнка Буськой, и я выписал ему самодельный кошачий паспорт: место и время рождения, имя матери, окрас, прописка и прочее. Всё чин- чинарём, почти как у людей, только без фотографии и печати. Такая честь вдохновила Буську на достойное поведение и быстрое развитие его умственных способностей. Запаха от него мы не знали. На хозяев глядючи и без всяких поучений, он быстро сообразил, для чего служит унитаз, и всякую нужду стал справлять в него. Запрыгнет на фаянсовый ободок, развернётся мордочкой к двери и подберёт все лапки в одно место. А когда справит нужду, обязательно посмотрит назад и сообщит нам мяуканьем: можно смывать.
Прошёл год, и в день рождения кота дочка завязала на его шейке бантик. Поведение  Буськи сразу изменилось – он заважничал, это все заметили. За добро он умел платить не только лаской. Однажды он решил внести разнообразие в кухонное меню и вернулся с охоты с белкой в зубах. В другой раз Буська принёс какую-то птицу. Свои трофеи он складывал на лестничной площадке у дверей квартиры.
А кончил Буська плохо. Когда он возгордился и решил, что внимания ему всё-таки уделяют маловато, однажды ночью из ревности он попытался вцепиться в глаза нашей спящей дочери. И мы отнесли его в сад в специально построенную для него будку. Через несколько дней он исчез. Навсегда.
О коровах
    Но кошки да собаки - домашние животные, и редко кто из их хозяев решается по той или иной причине укоротить их существование. Иное дело, например, с крупно-рогатым скотом, обитающим по деревням. У бычка, как бы ни было крепко его здоровье, век совсем недолог. Он бы ещё пожил, да людям мясцо нужно. А молочная корова  живёт много дольше. Потому что проку от неё больше. Но редкая  из них избегает участи бычка. Бывает, что эта вечная кормилица и любимица хозяек вдруг заболеет и...не станет её. Помнится один такой случай, когда пишущий эти строки жил до школы в деревне. Заболела корова у нашей соседки. На её печальное, горестное мычанье шли люди в хлев посмотреть на страдалицу. Она лежала на боку у дальней стены. Время от времени корова тяжело приподнимала голову и, казалось, благодарно смотрела на жалеющих её людей. Потом она опять роняла голову на подстилку и снова подымала и мычала. И было в её страданиях что-то человеческое, ведь всю свою жизнь она прожила среди людей. А женщины плакали. Им было жалко и корову, и хозяйку, у которой так много пропадало мяса.
   А вот другой случай. Он совершенно счастливый. О нём лет пятнадцать назад сообщили по телевизору. Один исландский фермер доставил своих коров для забоя на мясокомбинат. Это предприятие с загоном для скота находилось на берегу морского залива. Одна из его коров, видимо, наиболее интеллектуальная, сообразила, что приближается её конец, проломила изгородь загона и бросилась в море. Она переплыла залив, но на том берегу её поймали. Однако, хозяин, поражённый жаждой жизни своей бурёнки, не отправил её на мясо. Он заявил, что будет содержать умную корову до естественного конца её жизни.
               
               


Рецензии