Несколько слов от автора
Среди белорусского люда сохраняются еще и теперь отдельные предания давних времен, которые, переходя от человека к человеку, стали такие же туманные, как и мифология древних народов. Жители этого края, а именно Полоцкого, Невельского и Себежского уездов, издревле страдая, совсем изменились характером; на их лицах всегда отражена какая-то печаль и мрачная задумчивость. В их фантазиях все время блуждают недобрые духи, которые, однако, служат злым панам, волшебникам и всем врагам простого люда.
Я родился там и вырос, их жалобы и скорбные повествования, как говор диких лесов, навевали на меня всегда мрачные мысли и с детства были моей единственною мечтой.
Отдельные из этих родных воспоминаний я припомнил в балладах; это был мой одинокий напев. Баллады были началом того, о чем я намеревался сказать поподробнее. Это в человеческой натуре - от песни переходим к повествованию о том, что нас наиболее занимает. Должны выйти один за другим шесть томиков этих повестей, которые рисуют преимущественно места северной Беларуси, поскольку этот уголок земли всегда вызывает в меня самое милое воспоминание.
Я не перенимаю форм, какие использовали писатели английские, немецкие или французские; считаю, что чужеземное не подойдёт несловоохотливому жителю Беларуси. Взял я форму из самой природы. Сирота ежедневно пеняет на свою недолю, рассказывает о разных страданиях, какие он должен терпеть на этом свете, и его жалобы в течение всей жизни сливаются в одну повесть, хотя он и не думал сегодня о том, что будет рассказывать завтра.
Петербург,
1844, 8 сентября
Ян Борщевский
ПРОДОЛЖЕНИЕ: "ОЧЕРК СЕВЕРНОЙ БЕЛАРУСИ" http://www.proza.ru/2014/12/09/1183
Свидетельство о публикации №214120901090