И снова о погоде

Анекдот в тему
Какой метеоприбор самый точный? –
Радикулит запущенный…


Каждое утро диктор телевидения, отчитав положенный на сегодня блок новостей, в определенный момент внутренне как бы вздыхает облегченно, просветлеет лицом, а то и вовсе разулыбается: «А теперь о погоде. На всей территории страны – дожди, осадки, цунами и тайфуны…
Замечали? Вольно ему, диктору, облегчённо улыбаться – свою часть работы заканчивает, к тому же в студии тепло и уютно. А между тем для определённого круга людей погода – не дополнительный, необязательный довесок к основному занятию, а дело всей жизни, напряжённая и ответственная работа. Правильно догадались, речь о метеорологах.  Необходимое дело делают они, поскольку погодой так или иначе интересуются все – и  домохозяйки перед походом на рынок;  и труженики свободных профессий, с чашкой утреннего кофию  меланхолично взирающие в окно, размышляя: не помешает ли нынче погода создать  очередной шедевр? Не говоря уж о тех, кто работает «на свежем воздухе», где-нибудь на верхотуре, –  монтажники, строители, энергетики; для крестьян, моряков и геологов и вовсе очень важно состояние атмосферы и прочие метеохарактеристики.
 Пасмурно сегодня, прохладно. Хорошо ещё, что сверху не каплет, то бишь осадков не наблюдается, выражаясь по-научному, – ведь мы на метеостанцию прибыли. Кореновский метеоучасток – это площадка для наблюдений с установленными здесь приборами и датчиками слежения за основными характеристиками атмосферы и почвы; через дорогу – здание, в котором и располагается собственно мозговой центр станции, конторка учреждения, а также АМК, то есть автоматическая компьютеризированная метеостанция. Компьютеры соединены кабелем с площадкой наблюдений, и «глаза и уши», а также другие «органы чувств» на площадке мгновенно передают сигналы по нейронам-проводам в «мозг» - АМК, где уже обрабатываются современными компьютерными программами и передаются дальше по инстанции в Гидрометеоцентр. (на снимке).
 Среди различных по форме и содержанию корпусов и ящичков с приборами узрел что-то очень знакомое – будочка с щелястыми стенками на высоченных ножках. Так и есть – это термометр! Был у нас в школе такой пункт наблюдения за погодой, мы на уроке природоведения записывали, взобравшись по лесенке, показания градусника, которым наш старенький учитель Пётр Евгеньевич очень дорожил. И было чем дорожить – этот термометр докладывал температуру ещё довоенным школярам! И ни разу не подвёл.
А знаете ли вы,что в Кореновске за весь период наблюдений…
Самая высокая температура +40.9 градуса была в июле 2000 года; и самая низкая                температура -33.8 градуса в январе2006 года.               
 
 – Ну да, это термометр. А что вас удивляет? Температуру люди научились измерять очень давно, и неизменно этот показатель остаётся  важнейшим, – подтвердила мою гениальную догадку подошедшая к нам  Анна Владимировна Лукошкина, дежурный метеоролог Кореновской метеостанции. Оказывается, с немалым количеством приборов справляется один дежурный специалист – настолько всё компьютеризировано.
 – А вот это я тоже знаю: флюгер! Верно? 
 – Ну разумеется. И во флюгере тоже ничего радикально менять не нужно. Простой, казалось бы, прибор, – а информацию предоставляет, не искажая ничуть. (К слову, мы-то в школе во флюгере кое-что меняли, а именно название: именовали заслуженный прибор «арестантом» или «узником», потому что развевался на флюгере полосатый, как одёжка каторжника, флажок-указатель ветра). –  Наблюдения ведутся постоянно, каждые 3 часа передаются в центр результаты наблюдений. И это не только температура воздуха, измеряется атмосферное давление, характеристики ветра, температура почвы на поверхности, а также на глубинах 20, 40, 160, 320 см. – имеется специальная скважина, в которую опускается термометр. Зимой наблюдаем за промерзанием, ведём снегосъёмку.
 – А как передаёте результаты? «Алло, барышня, примите сводку!»? 
 – Ну, в послевоенное время так и было, – ведь наша станция ведёт свою историю с 1947 года. Сейчас, конечно, всё компьютеризировано – АМК у нас уже более 4 лет.
 – И архивы сохранились?   
 – Естественно! С самого первого дня ведутся наблюдения, собирается статистика, сохраняется архив. Это является основным требованием для метеостанций, поскольку, чем больше точек наблюдения, чем представительней статистика, тем, соответственно, точнее будет прогноз погоды. 
 – Прогноз погоды составляют метеорологи Гидрометеоцентра? 
 – Прогноз  составляют синоптики, используя наблюдения метеорологов. 
 – Выходит, синоптик по отношению к метеорологу – «всё равно, что плотник супротив столяра»?! 
 – Ну, можно сказать и так, – смеётся Анна Владимировна.
Коллектив Кореновской станции составляет на сегодня 5 сотрудников. Начальник метеостанции – Татьяна КонстантиновнаСтепанова, выпускница Ростовского гидрометеотехникума. Метеоролог Анна Владимировна Лукошкина работает здесь с 1981 года, сразу после окончания того же Ростовского гидрометеотехникума.  Метеорологи   Галина Витальевна Дьяченко и Наталья Петровна Арканова  учились в городе Алексин Тульской области. И метеоролог Татьяна Баглай – наш практик, имеет солидный стаж.
 – Коллектив дружный, работаем посменно, по 12 часов. Работа интересная, да и привыкла, конечно, – ведь практически всю сознательную жизнь здесь, как и Галина Дьяченко. Работаем… – 
 – Катаклизмы какие-нибудь бывали?  (Куда же репортёру без катаклизмов?!)
 – Нет, особо уж таких ужасных ЧП, слава Богу, не наблюдали. А вот опасные и неблагоприятные ситуации были. О таких случаях  обязательно передаём в МЧС. 
 – И какие это случаи?! (оживился мигом). 
 –  Да вот недавний пример: сильный град в прошлом году был. Почти 200 человек обращались за справками – у фермеров, и просто у  жителей, побило урожай в садах, поломало у многих крыши, в таких случаях обязательны официальные справки для получения компенсаций. А ещё в том же году с больницы сорвало ветром крышу – к нам обращались за справкой о силе ветра. Ну что ж Вы так разочарованы, мы ведь живём не в зонах повышенной сейсмоопасности, да и море от нас далековато… –  смеётся хозяйка погоды.
 – Но ведь Чернобыль от нас недалеко! Не было ли повышения фона в дни Чернобыльской катастрофы? 
 – Нет-с, не было! У нас постоянный радиационный фон, всегда с небольшими вариациями 12-14 микрорентген. Вот, убедитесь, сегодня ровно 12 микрорентген в час! –Анна Владимировна пододвигает ко мне приборчик – дозиметр ДКГ. На экранах мониторов – многочисленные графики, непонятные, разноцветные плавные линии,  даже на первый дилетантский взгляд до зевоты спокойные. Не повезло!
 – А какой метеопрогноз самый точный? –  продолжаю пытать нашу хозяйку погоды. 
 – Самый точный, конечно, кратковременный прогноз. Например, на 3 дня. Прогноз на месяц тоже достаточно точен. А вот более длительный уже страдает расплывчатостью.
 – ?   
 – Слишком много факторов, влияющих на погоду, велика вариативность, слишком быстро всё меняется. Но определить тенденцию, вектор изменения погоды и климата вообще современные технологии позволяют. 
 – На завтра что ожидается?
 – Без осадков. И без катаклизмов! Температура 5-7 градусов выше нуля. 
Сижу вот сегодня (а сегодня – это то самое вчерашнее завтра, на которое и получен прогноз, см. выше), поглядываю в окно и на термометр за окном  – никаких, зараза, осадков, и +5, как в аптеке. Даже уличить в неверности прогноза не удастся. А какой-нибудь катаклизм в виде летней жары и незаходящего солнца не помешал бы. Отнюдь.
PS. А ещё попросил по телефону уже знакомых нам  метеорологов озвучить «Ваше обращение через газету».
Дежурившая сегодня метеоролог Галина Витальевна Дьяченко любезно согласилась ответить: «Так хочется, чтобы о «бедных метеорологах» России замолвили слово. Что греха таить — зарплата у нас нищенская: получаем на руки сумму в 5300 рублей... Хотя и на пенсии, но работаем. Сегодняшняя молодёжь не видит перспективы в нашей работе, а жаль — ведь наша профессия интересная и удивительная: мы — «часовые погоды».
Комментарии, как говорится, излишни. Посмотрел в инете: прожиточный минимум составляет на данный момент — 7698 рубликов...


Рецензии