Человек против быта

О рассказе "Велосипед" Петра Генералова

Я на велосипеде не езжу. У меня, конечно, велосипед был, но стоит он где-то у бабушки на даче, и я не видел его уже лет пять. Но у меня есть соседи. И, ох, сколько я из-за них натерпелся. Моя тяжёлая судьба заставила меня и мою семью часто переезжать с квартиры на квартиру и нас дважды со скандалом выселяли из съёмной и один раз чуть не выселили из нашей собственной. Там, где я живу сейчас, пока что тихо и спокойно, но уже назревают разногласия из-за того, что мой отец курит на лестничной клетке и открывает окно, чтобы проветрить, а соседям, видите ли, дует. И даже двух минут они потерпеть не могут.

Я давно хотел написать о дрязгах с соседями рассказ, но за меня это сделал Пётр Генералов, который максимально кратко, но вместе с тем, полно отразил всё, что творилось у меня на душе. И как мне было радостно узнать, что не у меня одного такие проблемы, и что это я не один такой – прыщ на коже человечества – всем жить мешаю. Нет, вот ещё мешает и герой Генералова со своим неприкаянным велосипедом. Поразительно, как автор умудрился всего на полутора страницах раскрыть и интеллигентного, бессильного перед хабальной хамовитостью общества человека, и неуёмных соседей, и наш грязный, упирающийся в дрязги и коммунальные разборки быт – и это “в двадцать первом веке, в первопрестольном граде Москве, в тихом и приличном районе”! Да, мы живём в XXI веке и не только государство, но и сам народ ничего не знает и слышать ничего не хочет о человеческих правах. За маленького человека некому заступиться, а уж за молодого маленького человека тем более. Также пугает и слабость, беспомощность современной семьи, ответственность за которую полностью ложится на плечи молодых, за которых самих ещё заступаться надо:

“мне пришла на ум мысль о моих бедных родителях, собаке, ведь кто за ними присмотрит, если я сяду на десять лет”

Сейчас жуткое время – когда тупой, озлобленной, дикой и примитивной толпе развязывают руки и дают ей законные основания топтать тех, кто отличается от неё, тех, кто ей не угоден или просто не нравится. А затоптанную индивидуальность окружают ограничениями, не давая ей даже самой за себя заступиться. Скоро мы даже ответить притеснителям грубо не сможем – придётся расшаркиваться и извиняться. Дай Бог, если не примут закон, обязывающий соседям подошвы ботинок лизать, если вы их чем-то обидели!

Нас настолько зажали, что, кажется, приходит время настоящей сатиры.  Рассказ Генералова ещё не сатира, сарказма в нём нет, равно как и гротеска. Но это уже и не добрый чеховский юмор. С юмористической подачей не вяжется эпитет “толстажёпые” и желания рассказчика поквитаться со своими соседями молотком.  В дальнейшем творчестве Генералову необходимо определиться, какой смех ему ближе – злой или добрый. Если злой, то не помешало бы сгустить краски, довести ситуацию до гротеска, а тех, на кого этот смех направлен, сделать по-настоящему отвратительными. Если Генералову ближе смех добрый, несатирический, то нужно убрать из главного героя ненависть или высмеять и её, сделать рассказ более лирическим и тёплым.

Но я считаю, что сегодня литературе нужна сатира. Сатира, которая, улыбаясь, плюётся. Сатира, в которой правду нужно читать между строк. Сатира, в которой реальность играет по тем законам, против кого она и направлена. Нужен вам герой, задавленный соседями – получайте его; нужно вам лакированное лицемерие – получайте его; наслаждайтесь миром, который вы сами создали. Во времена, когда не дают говорить правду, настоящий писатель способен написать такую искажённую, искривлённую, уродливую ложь, что тем, кто этой лжи жаждет, тем, кто этой ложью живёт, станет от неё противно и страшно, и станет противно и страшно от самих себя. Эта ложь будет настолько ложью, что уже станет правдой. И если герой Генералова покорно убрал велосипед, то это вовсе не значит, что автор призывает читателя смиряться. Он обнажает перед читателем насущную проблему, вскрывает язвы нашего гниющего общества и подсыпает порох в бочку, фитиль которой ещё будет зажжён.

И в ответ критикам, другим авторам и читателям, рассуждающим о том, какой должна быть сегодняшняя литература, я отвечу – современная литература должна быть САТИРИЧЕСКОЙ. И такой она должна быть до тех пор, пока наша жизнь не перестанет быть отвратительным и пугающим гротеском.

Так что я жду от Генералова ещё более ЗЛОГО смеха, потому что если на хамские нападки деградирующего общества продолжать улыбаться и по-доброму над ними смеяться, то людей интеллигентных и творческих просто-напросто сравняют с землёй.


Рецензии