Музей русской иконы

В субботу, 29 ноября 2014 г., мы с Леной совершили поездку в московский Музей русской иконы. Ее организовало Общество инвалидов Обручевского района г. Москвы. Музей находится напротив Афонского подворья по адресу Гончарная улица, дом 3. Нас там хорошо встретили.
Здание необычное. У меня возникло ощущение, что это протестантская церковь. Преодолеть ступеньки мне помог добрый, искренний человек по имени Иван Кириченко. На коляске из всей группы был я один.
В просторном холле размещена выставка работ о. Александра Меня: картины, фигурки из терракотовой глины и несколько настоящих икон. Иван представил нам своих коллег: сотрудников музея Сергея, Евгения, Анастасию. Вначале Иван поведал историю создания музея.
Это единственная в России частная коллекция византийских и древнерусских икон, официально преобразованная в общедоступный музей. В 2006 году он открылся в залах московского бизнес-центра «Верейская плаза». А 25 января 2011 года музей был торжественно открыт по нынешнему адресу. Он объединяет два здания особняков 19 века на Гончарной улице. Там содержится около 1000 редких старинных икон.
Сам Иван — иконописец. Он повел нас в свою мастерскую и подробно рассказал, как пишутся иконы, целую лекцию прочитал, подробно объяснил весь процесс: как готовят доску, краски, олифу, инструменты. Мне показалось, что эта наука как алхимия — что-то таинственное. Я узнал, что углубление в центре иконы называется ковчег, его бортики — лузга. Контурный рисунок — прорись — прокалывают по контуру иголкой, получившийся так называемый «сколок» кладут на чистую загрунтованную (залевкашенную) доску и простукивают специальной подушечкой с угольной пылью. В результате на поверхности доски образуется «припорох» — тоненький угольный пунктир. Его очерчивают графьей или обводят кистью. Потом золотят фон, затем минеральными красками исполняют всю живопись. У Ивана в палитре всего 6 цветов. Иконы чаще всего пишут на липовой доске, в оборот или в торцы которой врезают дубовые шпонки, чтобы икона не сильно гнулась от времени. Всех, кто хочет узнать поподробнее, Иван приглашает на экскурсии к себе в мастерскую. Он верующий, любящий людей и свое дело, увлеченный иконами человек. Мастерская сделана по образу келии Валаамского монастыря. Нам с Леной там очень понравилось.
Наша группа вышла из мастерской в зал древнерусских икон. Нам рассказали про старинную икону святителя Николая Чудотворца. Он написан во весь рост, икона 14-го века. Мне запомнился деисусный ряд, где иконы стоят как в иконостасе.
Потом мы подошли к иконе св. Георгия Победоносца. Экскурсовод Ольга прочла нам про него большую лекцию. Она сразу попросила обратить внимание на эту икону. Св. Георгий был личным телохранителем императора Диоклетиана. Поначалу он скрывал свою веру, потом решил открыто исповедывать ее.
На иконе изображен один из эпизодов из жизни святого великомученика. Раньше были такие времена — народ исповедывал язычество. Если у семейной пары рождалась девочка, то это было невыгодно. Ее надо кормить-поить, приданое собирать, когда она замуж выходит. Многие родители избавлялись от девочек. Древние христиане ходили и забирали еще живых малышек из семей, сами их кормили и воспитывали. Св. Георгий, отправился к императору, хотя и знал, что его ждут мучения. По пути увидел царскую дочь, привязанную к скале. Это было, по преданию, вблизи города Бейрута. Ее должны были принести в жертву дракону, выходящему из озера, чтобы тот не нападал на город еще какое-то время. Св. Георгий попросил ее молиться и сильно ранил дракона. А девушка обвязала шею чудовища платком и потащила полудохлого в город, чтобы посрамить воинов, побоявшихся ее защитить. Змей там и умер. Девушка полюбила своего спасителя и предложила св. Георгию на ней жениться и тем самым избавиться от смерти. Но герой отказался. Он вернулся к императору, исповедал себя христианином. Диоклетиан его подверг жестоким мучениям и в конце концов казнил через отсечение головы. На иконе сверху изображена благословляющая Богородица и Спаситель. Богородица надевает на голову св. Георгия венец мученика. Икона написана яркими сочными красками. Изображено озеро, из которого выходит чудовище. А щит св. Георгия повесили в городе — в память о герое, причем щит висел в воздухе сам.
 В этом же зале, напротив иконы св. Георгия Победоносца, размещена икона святителя Афанасия. У святого необычайно суровый лик. Ольга объяснила, что икона написана художником из Пскова. Этот город располагается на границе с Западом, где жители рождались богатырями духа. Они никогда ни у кого не просили помощи, но сами защищали себя и Русскую землю. Поэтому они знали, что жизнь в любой момент может оборваться. Отсюда такой стиль письма — сосредоточенный, на мелкие вещи иконописец внимания не обращал. Псковские иконы нам очень понравились.
 Затем мы увидели очень редкую икону «Николай Чудотворец на смертном одре». Экскурсовод сказала, что таких икон в мире единицы. Это был зал искусства XIV–XV вв.
Наша группа перешла в другой зал второго этажа. Там мне запомнился рассказ про знаменитого иконописца Симона Ушакова (1626–1686 гг). До него лик Христа на Руси писали схематично. Симон был богатым человеком и мог вообще не работать, но это было не в его характере, и он выбрал иконопись. Симон писал Иисуса Христа как Бога, воплотившегося в человека. С другой стороны, он принципиально не хотел подражать Западу. Так появился новый стиль — «живоподобие». Симон прорисовывал лики Богоматери и Христа объемными, с помощью света, но это не приземленное искусство Запада.
 Затем мы пошли в греческий зал. Там был устроен алтарь греческой Церкви. Стену иконостаса во время второй Мировой войны вывезли немцы. Сделали из него… книжный шкаф. Зато не порушили редкие иконы. Впоследствии этот шкаф был выкуплен и возвращен в Россию. Его снова переделали в иконостас, а за ним устроили копию настоящего алтаря, как в Храме. Там висела одежда священника, лежали старинные книги, библия. В обычный алтарь женщинам вход воспрещен, а тут вся группа зашла. Я удивился, в первый раз увидев столько женщин в алтаре.
На потолке висело паникадило. Нам рассказали, что во время всенощного бдения на Афоне ночью специально обученный монах крюком раскачивает его, и блики свечей отражаются на золоте икон, напоминая о Боге как творце галактик. Я очень хочу это увидеть. При выходе я заметил икону «Страшный суд» новгородского письма. Если честно, такие иконы мне больше всего нравятся. Сергей немного рассказал об этой иконе нам с Леной. По-моему, этот художник хорошо предугадал будущее: туловище змия похоже на канализационную трубу.
Потом мы поднялись на лифте на последний этаж. Стенки лифта оказались стеклянными. Сам лифт проложен по наружной стене, и мы как будто взлетели по улице вверх. Крыши домов были покрыты снегом. Героические ребята Сергей и Женя, спасибо им огромное, поднимали меня с коляской по лестницам на руках, как будто я господин.
 На четвертом этаже меня больше всего удивила старообрядческая часовня, перевезенная целиком из Валдайского края. Порог там очень высокий, и Сергей меня занес туда на руках и посадил на низкую лавку около старинных книг. Часовня вся деревянная, рассчитана на 10–15 человек. Около двери — кирпичная маленькая печка. За окнами с другой стороны прикреплены фотографии леса, как будто языческого первобытного храма. Поэтому я почувствовал, как из язычества возникло христианство.
Экскурсовод Ольга рассказывала, что старообрядчество разделилось на две части: поповцы и беспоповцы. Часовня, в которой мы находились, принадлежала беспоповцам, поэтому там не было алтаря. На стенках были прикреплены полки с иконами, у каждой иконы стояла свечка.
Нам показали кадило. Оно было складным и отличалось от обычного.
Иконы тоже были маленькими, походными. Ольга объяснила, что благодаря старообрядцам у нас сохранилось множество икон. Старообрядцы верили, что после реформы Никона благодать из Церкви ушла и сохранилась только в иконах.
Рядом со мной лежали старинные книги, по которым когда-то пели певчие. Они огромные, тяжелые. Ноты в них были заменены крюками (знамёнами) — знаменное пение. В часовне стояла тишина и аромат деревянной избы. Я почувствовал себя, как будто лето на дворе.
Мы вышли и спустились на первый этаж. Мы вышли, и Сергей мне подарил книгу по искусству иконописи.
Хочу отблагодарить этот музей за то, что они хранят наше наследие.
Иконы — это исторический памятник. Они зачастую исчезают по закрытым частным коллекциям, а мы забываем свою историю.
 Спасибо также организаторам экскурсии, очень хочу приехать туда еще раз.

07.12.2014


Рецензии