C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Машина времени

На иллюстрации фото моего двоюродного брата Юрия Смирнова. Ашхабад,1928г.

      Нашу память, старые фотографии и старые письма с полным основанием можно назвать машиной времени. Погружаясь в воспоминания, и читая старые письма, мы возвращаемся в прошлое. В настоящее время, когда появился интернет и Skype связь между родными и друзьями осуществляется без проблем, практически мгновенно, а в недалёком прошлом мы общались и искали друг друга, как и сообщали родным о своей жизни только с помощью писем – черепаховой почтой. И не всегда это приводило к ожидаемым результатам...

      У моей мамы было две сестры и брат Александр, который был на два года моложе её – старшей дочери в семье Кузьмы Смирнова.  Родители возлагали на сына большие надежды, мальчик с раннего возраста проявлял талант музыканта и выдающегося певца,а учителя сравнивали его с Моцартом и Шаляпиным.
       
      После Революции и гибели отца юноше пришлось забыть о своих музыкальных способностях, а отслужив в армии окончить курсы бухгалтеров, выйти на работу, чтобы поддерживать больную мать, младших сестёр и не умереть с голода. В это время семья жила в Ашхабаде, а главой была старшая сестра, которая работала в школе и опекала свою мать и младших детей. Вскоре Саша женился, чем порадовал и мать и сестёр, которые страдали от его запойной и разгульной жизни. На свет появился совершенно очаровательный ребёнок – Юра Смирнов, единственный продолжатель рода Кузьмы Смирнова.

      В 1930 году моя мама вышла замуж за вдовца с маленьким сынишкой. Сёстры Александра Смирнова – брата моей мамы, к тому времени тоже вышли замуж и жили в Ленинграде. Туда же по месту работы своего мужа переехала и мама вместе с бабушкой. Связь с семьёй брата поддерживалась письмами, но в 1934 году оборвалась, в связи с тем, что моих родителей признали «врагами народа» и отправили в ссылку на 20 лет.
      В 1939 году они получили известие, что Александр покончил собой в связи с изменой его второй жены, о судьбе первой жены и своего племянника Юры мама не знала. Все родственники опасались поддерживать связь с врагами народа из-за возможных репрессий.

        Моя мама - Мария Вышенская ушла из жизни в 1992г, не дожив до нового века 8 лет и не проводив свою старшую дочь на пенсию, а последнего внука в школу. Под конец своей жизни она и не смела мечтать, что её дети сумеют посетить родовое имение Смирновых, познакомиться с троюродными братом и сестрой – детьми Юрия и Сергея Диодоровичей  Смирновых и узнать о судьбе единственного племянника – сына её брата Александра Кузьмича Смирнова - Юрия, связь с которым оборвалась ещё в 1934г.  Но, благодаря Интернету и обретённой свободе на пенсии я сумела  посетить дом Смирновых в Боблово и найти своих родных.

      На моей встрече со Смирновской роднёй в 2011г. Михаил Юрьевич Смирнов – сын Юрия Диадоровича передал мне письма Юрия Александровича Смирнова, который всю свою жизнь пытался разыскать своих тётушек и узнать об  их судьбе.

                ПЕРВОЕ  ПИСЬМО
    
      Уважаемый Михаил Юрьевич!
Решил написать Вам письмо, ибо мой преклонный возраст не оставляет мне времени для дальнейшей отсрочки этого шага. Многие годы я пытался узнать: кто же были мои родственники по линии Смирновых?
Служба в армии и работа поглощали меня целиком, и некогда было задумываться о своей родословной.

     Коротко о себе: Я Смирнов Юрий Александрович, родился в Ашхабаде в 1927г. Мать погибла при землетрясении в Ашхабаде. Помню в 1934г к нам приезжали бабушка – мать отца и две его сестры.
О родственниках отца у нас в семье никто никогда не говорил, а после его смерти я остался в полном неведении об их судьбе.
Очень прошу Вас, если располагаете сведениями, сообщить мне как сложилась судьба матери и сестёр отца, а также кто был по профессии мой дед Кузьма
С глубоким уважением –  Ю. Смирнов



ВТОРОЕ  ПИСЬМО

     Здравствуйте, глубокоуважаемый Михаил Юрьевич!
Получил оба Ваших письма. Прошу прощения за долгую задержку с ответом. С возрастом накопились заболевания, которые периодически обостряются и заставляют прибегать к стационарному лечению, что и имело место со мной и объясняет моё молчание.

    Во втором письме Вы раскрыли глубокие корни родословной Смирновых. Ваши письма значительно расширили моё представление о Смирновых, за что я Вам бесконечно благодарен. Принадлежность к такому роду вызывает обоснованное чувство гордости и наполняет душу оптимизмом, которого так не хватает в наше жестокое и циничное время всенародного умопомрачения.
     Достоверность сведений, изложенных в Ваших письмах, подтверждается слышанными мною в детстве разговорами родственников и родителей.
     В 1934г мой отец ездил в Москву на торжества, посвящённые 100-летию со дня рождения Д.И.Менделеева. Там, по его рассказам, он встретил много родственников, занимавших видное положение в культурной и научной среде Москвы. Отцу предложили учёбу в консерватории, но он отказался.
     В роду Смирновых, оказывается было много незаурядных и талантливых личностей, которые добились высокого положения в обществе благодаря своему трудолюбию.
     Я же сам лично, на фоне значительных достижений ярких личностей нашего рода, к сожалению, не сумел найти приложения своим способностям для полного самовыражения.

       В 1948г я окончил военно-авиационное училище и 26 лет прослужил в авиационных частях на лётной работе.
      Большими чинами не отличался в силу особенностей характера – всегда с презрением относился к подхалимству, низкопоклонству, стяжательству и карьеризму. То есть был совершенно лишён тех качеств, без которых рассчитывать на служебный успех в нашей жизни невозможно.
      Отмечая меня по всем показателям лётной и служебной работы, как лучшего, командование игнорировало меня при выдвижении на более высокую должность, продвигая, нередко, посредственных и бездарных сослуживцев.
География мест службы: Оренбург, Рига, Шауляй, Бжег (П.Н.Р), Броды (Украина), Левашово, Менчегорск, Старо – Константинов, Финнов (ГДР), Комсомольск на Амуре.

       Уволился из армии в 75г. Приехал в Краснодар и 22года проработал в ДОСААФ. Курировал военно-технические виды спорта и вёл воспитательную работу с молодёжью города.

      В настоящее время живу с женой. Оба на пенсии, имеем двух уже взрослых детей. По-прежнему занимаюсь спортом, всю жизнь люблю оперу, оперетту, Это вероятно унаследовал от отца.
      Ещё раз большое  спасибо Вам, что откликнулись на мою просьбу и написали мне такое подробное письмо о нашей родословной

Поздравляю с наступившим Новым Годом!
Мир и благополучие Вам и семье

С глубоким уважением Ю. Смирнов

08.02.99г.

ТРАГИЧЕСКИЙ  ФИНАЛ ЖИЗНИ ЮРИЯ СМИРНОВА

    На конверте был почтовый адрес в г.Краснодаре, где в настоящее время живёт самья моего однокурсеика и коллеги по работе и мы сним поддерживаем связь. Я позванила своему товарищу и попросила разыскать по адресу моего родственника и узнать номер телефона. Я решила отправить ему старые фотографии и и его родителей и бабушки и дедушки и тётушек. К сожалению, по телефону моему товарищу сказали, что тут такие не живут... А на днях я получила письмо от своей кузины из Петербурга, Марии Сирновой которая в 2011 году передала мне письма двоюродного брата

"Здравствуй, дорогая Кузина!

Я пишу тебе, потому что Миша Смирнов на прошлой неделе получил письмо от незнакомой женщины, Савиновой Татьяны Николаевны,  из Краснодара. Она уже много лет помогает нашему родственнику, Юрию Александровичу Смирнову. Сначала просто по хозяйству, а после того как он в сентябре 2017 сломал шейку бедра и слег, помогает ему практически во всем. Мы с Мишей не поняли, она делает это за деньги или из хорошего к нему отношения.

Она нашла в его бумагах Мишин адрес и написала ему, Миша ей позвонил (она дала свой телефон) и узнал, что Ю.А. совсем слаб и у него не все в порядке с головой. Он очень подозрителен, боится соседей и тому подобное.

Она ничего не просила, просто хотела рассказать про Ю.А.  У него в Москве есть дочь и внук, но они им не интересуются, по словам этой женщины. Внук звонил в декабре, узнал о состоянии Ю.А., но больше не перезванивал.

Ты тепло вспоминала про Юрия Александровича, и про него есть в твоей книге, ты говорила, что "его потеряла", поэтому мы с Мишей решили, что нужно тебе написать и это рассказать.

Я тебя нежно целую, от Миши и Люды приветы.

Маша

       


Рецензии