Великая миссия МСИ

А.Г. АПОСТОЛОВ,  академик
Международной Кирилло-Мефодиевской
Академии  славянского просвещения,
писатель публицист.



               

                ВЫСОКАЯ  МИССИЯ   МСИ,*
                или «Стратегия  15-20»


                Non scholae, sed vitae discimus! 
                Не для школы, а для жизни мы учимся!
               
 
      
      Миссия  Международного Славянского института (МСИ)  в самый момент его   создания изначально должна была быть высокой, ибо  институт наш возникал на руинах  великой  советской империи и накануне  разлома  общеславянского мира. Высокая миссия МСИ изначально  зиждется  на  Русской идее, сформулированной задолго до возникновения славянофильства  и народничества,  князем М.М.Щербатовым (1733-90).  Русская  идея возникла на базе образовательных  реформ  в Российской  империи  в последней четверти   XVIII века и явилась плодом  высоких «просветительских мечтаний»    государыни императрицы  Екатерины II, а именно:   посредством  высшей    школы «создать новую породу людей».  Суть этой русской идеи  князь  Щербатова изложил в ряде  своих   социально-утопических трудов,  из которых полвека спустя  самым интересным и востребованным  оказался   его  проект под названием «Рассуждения о благоденствии и  умножении народа Российского».  По сути,  одно  название этого проекта просвещённого князя и есть та самая  русская идея, которую безуспешно ищут советские и постсоветские патриоты  разной окраски.
      МСИ  изначально развивался как всероссийский и международный вуз, как  центр подготовки специалистов высшей квалификации в образовательной и просветительской деятельности  в славянском мире,  в условиях жёсткой,  уже сложившейся  евразийской зоне знаний.
      Высокая цель МСИ  состоит из  нескольких образовательно-воспитательных задач, одной из которых является –  всячески помочь молодым людям сделать свой окончательный выбор, радикально изменить свой изначальный,  жизненный путь.  Помочь студентам-первокурсникам  выбрать в жизни лучшее и достойнейшее,  доблестное.  Выбор – бремя сильных, и  долг МСИ –  помочь  сильной личности сделать свой правильный выбор.  В самой сердцевине нашего Бытия лежит  установление различий между знанием, ошибкой и заблуждением, между истиной и ложью. Сегодня  не делать сознательный и ответственный  выбор нельзя – ты погибнешь, будешь обманут, ограблен и нравственно растоптан.
       Высокая миссия МСИ   определяет призвание молодых людей, которое должно не угадывать, а воспитывать. Воспитывать в студентах такую любовь к деятельности, что всё получается и труд-терпение  превращается в наслаждение, в красоту, в  призвание.  «В чём увидит человек красоту, то и делать будет» (Ф.Достоевский).  При этом миссия МСИ заключается ещё в том, чтобы развить в студентах способность понимать и слышать друг друга,  способность, без которой, по словам великого русского учёного  М.В. Ломоносова, «едва ли не хуже были мы диких зверей»
Высокая  миссия МСИ –  это  всячески обеспечить доступ молодым людям  к сокровищам человеческой мудрости, в частности к трактам об искусстве правильно и логично мыслить, чтобы жить радостно, самостоятельно и достойно. 
      Развитие в студентах в процессе обучения   разумного оптимизма, с учётом использования  определённой   жизненной стратегии, воспитание творческой, созидательной воли, когда она выступает как борьба со смутой (бунтом)   мотивов и искушений. Познавать мир, искать и находить истину и не страшиться  знать её, преодолевать новые рубежи косной  человеческой природы. Только таким людям, людям высоко интеллекта и воли не страшна Большая Ложь, жертвой которой  в ХХ веке стала  почти  половина человечества.
       Для того, чтобы  МСИ и впредь нести свою высокую миссию сегодня необходимо развивать и творчески совершенствовать  образовательные программы при неустанном поиске  новых направлений подготовки студентов, нестандартные подходы   к  воспитательно-образовательному процессу, где всё строится на  основе нравственных  принципов. Человек без политических и нравственных норм есть человек без чести, и такой человек сегодня весьма опасен для общества. Человек с  размытой совестью готов на всякую мерзость, подлог обман, грабёж, убийство и предательство.  Высшая миссия МСИ – это взрастить в своих стенах как можно  больше жертвенных,     истинных  отчизнолюбов  и  подвижников  общеславянского  просветительства.  Защищая наше государство, мы защищаем  наше завтра, а не наше вчера. Эта истина проверена всей историей человечества. Народ погибает, если исчезает его вера в будущее. (Ортега-и-Гассет) Модус будущего –    миссия  МСИ. Движение времени от будущего к прошлому и настоящему осуществляется через постановку высшей цели просветительства и реализуется с помощью воли. ( Артур Шопенгауэр).
      МСИ, как один из ведущих образовательных и научных центров славянского мира,  продолжает вести активный поиск «людей завтрашнего дня»,  зарубежных партнёров в деле образования и воспитания  новых поколений специалистов высочайшего уровня, способных   к конкуренции  на мировом рынке труда. Сегодня  практическая  деятельность института определяется его стратегией в рамках предстоящего создания научно-образовательного  кластера «Международный  славянский университет».  А высокая миссия  будущего университета  определяется    его тактикой единения славян через сохранение духовно-нравственных ценностей,  языка и  общеславянской культуры  как основы  консолидации   славянства.
      В этом смысле Международный Славянский университет  сможет  осуществлять более высокую, качественную миссию,  как  в современном общеславянском  образовательном пространстве, так и  в европейской  ( и евразиской) зонах знаний.
      Всякое желание есть желание будущего. Любая образовательно-воспитательная программа рассчитана время её реализации.  Время жизни, продолжительность обучения, срок  служения  во имя  добра и справедливости –  всё это имеет вектор предстоящего. Соответственно молодёжь в МСИ воспитывается сообразно не с настоящим, а с возможно более совершенным будущим, в соответствии с идеей человечества и его назначения как целого. Но ППС МСИ понимает, что нечего надеяться на самопроизвольную мудрость и величие будущих поколений. Они, великие созидатели, не рождаются автоматически из настоящего.  Будущее можно только творить, творить сегодня. Воспитание человека человеком есть один из видов теории и практики «изготовления будущего» в лице великих граждан завтрашней России.
      Воспитательный процесс в МСИ, в условиях современного разрушения славянской цивилизации,  имеет высший,  радикальный смысл.  Здесь выбор у юного славянина невелик.  Или стать молодому студенту  одним из творцов идеального правового, умопостигаемого  общества  всеобщей справедливости   (попытаться реализовать идеал),   или отказаться от прогресса, т. е. погибнуть, но «погибнуть без позора, со славой как боги» (Иммануил Кант). В ближайшие пять лет МСИ должен стать своеобразным образовательным, «миссионерским» центром славянского единства, центром подготовки носителей славянской   культуры.
     Идея воспитания для созидания будущего заставляет нас видеть в каждом студенте залог новых судеб России и всего славянского мира. Творить будущих граждан –это созидать и творить настоящее и чтобы эффективно воспитывать  учащуюся молодёжь надо прежде всего воспитывать самих себя до конца нашей грешной жизни. Это понимал   наш  русский видный филантроп  и  русофил князь М.М.Щербатов. Он, как и Кант,  проблему воспитания, задачу выведения «новой породы людей» теснейшим образом связывал  с проблемой прогресса, а воспитание «принцев», потенциальных лидеров нации – со счастливым будущим человечества. Наши русские учёные-просветители, писатели и мыслители, историки и философы возлагали большие надежды на роль воспитания в перспективе грядущего.
     Они были  мечтателями-гуманистами и  верили, что каждое новое поколение будет делать шаг вперёд по пути к совершенству человечества.  Но, увы, исторический конвейер часто  даёт сбои, и тогда наступает одичание и социальное безумие. Однако,   мир  до сих пор держится на плаву,  и нам в процессе воспитания    удаётся сочетать  сегодня с будущим, ибо «в воспитании заключена великая тайна усовершенствования человеческой природы» (И.Кант. О педагогике.  М.1999.)
     Высшая миссия МСИ  определяется  подготовкой иного качественного уровня кадровой элиты в интересах России и славянского мира,  кузницей просвещённых лидеров  и носителей высокого интеллекта, своеобразной «школой принцев». 
     МСИ как элитный вуз понимается  нами как  вуз международный, историческая миссия которого  заключается в  сохранении интеллектуального и культурного  багажа славянской цивилизации и русской культуры как  духовного стержня всего славянского мира. Интеллект и дух – самое мощное оружие в эпоху информационных пси-войн. В разумном измерении в Бога верят, а  в интеллектуальном – знают. Эту мысль высказал Анаксимандр, ученик Фалеса,  в  трактате  «О природе человека», где впервые была дана гелиоцентрическая модель космоса (527  до н.э.). Успешно совмещать в себе высокий интеллект  со  светлой  верой,   нашим студентам   помогают православные священники,  которые совершают литургию  в Домовой церкви  МСИ  в честь  святых  Кирилла и Мефодия.  В деле духовного воспитания руководство  МСИ   тесно сотрудничает  с видными деятелями Русской и Зарубежной православными церквями и видными церковными иерархами многих славянских стран.
       Почти  15 лет назад  на базе  МСИ была открыта почти 15 лет назад, и осуществляет свою деятельность  Международная Кирилло-Мефодиевская академия славянского просвещения (МКМАСП,  имеющая свои отделения в большинстве славянских стран, членом которой например является  Первоиерарх Русской православной церкви за Рубежом Илларион и многие другие яркие представители русского и славянского мира. Также по линии Академии осуществляются контакты с учеными славянского мира, принимается участие в международных научных программах.  В частности сегодня активно осуществляются  разработка фундаментальной НИР «Проблемы цивилизаторского  развития славян», в  которой задействованы видные ученые  из России, Украины, Белоруссии, Болгарии, Польши, Словакии, Киргизии и др. стран.
      Все это проводится для того, чтобы найти выход из  глубокого духовно-нравственного  кризиса, который переживают  народы славянских стран. Причинами   во многом этого нравственного кризиса  являются духовная деградация, ослабление собственной идентичности и глобальное воздействие геополитических соперников, а также и механизм  глобального «расчеловечивание» человека через    воспитание в нём бесчувствия.
      Система «расчеловечивания»  «гомо сапиенса» славянского типа  имеет свою давнюю историю, но   была  она сполна   востребована только в ХХ веке,  в  период между  двумя мировыми войнами и в годы социальных потрясений, которые им предшествовали.
     Особенно активно велось воспитание бесчувствия у  молодых коммунистов (у продотрядовцев)  в годы  так называемой   «продовольственной войны»,  во время коллективизации  сельского хозяйства и в процессе общероссийского  «раскрестьянивания», «расказачивания»  и так называемой «социализации  девиц и женщин». Воспитание бесчувствия было изначально противно  природе славянской души и было   основано на крайнем  эгоцентризме, безнравственности, на тотальном насилии,   на проявлении в  человеке  самых тёмных, его  животных  инстинктов.
     Весьма высокие обороты принял процесс расчеловечивания человека и воспитания в нём  бесчувствия в конце прошлого и в начале нынешнего  XXI  века во время  третьей Великой Смуты  России, когда в  новом советско-буржуазном обществе утвердились   новые носители  бесчувствия,  молодые хищники и   «хозяева новой жизни».  Высокая миссия МСИ  заключена  в жёстком противостоянии этому стремительному и губительному  расчеловечиванию молодых поколений на общероссийском и общеславянском уровне. И не словами, и не лозунгами, а делами и  решительными  действиями. Не декларациями и голыми  фразами  будем мы призывать студентов быть патриотами. Лишь сам процесс восхождения  на уровень иного качества обучения,  образованияи  воспитания, понимание ими, что это новое качество   позволит им достичь истинного, а не фразёрского отчизнолюбия, истинного человеческого достоинства, силы знаний. Без этого  собственно нельзя считать себя Человеком и сравнивать себя с другими.     Молодёжь –  это наше    будущее. Человек живёт в будущем и для будущего.
     В целях создания условий для качественной  подготовки национальной управленческой элиты   в МСИ планируется формирование   портфеля образовательных программ,   магистратуры и дополнительного.  профессионального образования.   Одновременно с этим  осуществляется развитие инфраструктуры   славянского Университета, в том числе научно-деловой  библиотеки  и создание  информационной системы для доступа к интеллектуальным и информационным ресурсам университете. Всё это требует  от руководства МСИ  добавить    в рабочие учебные планы  спецкурсы, учитывающие  славянский фактор в современном мире:
–   изучение    культуры, политики, экономики славянских стран;
–  обязательное изучение славянских языков;
–  обязательное  изучение истории древних славян  в свете новых достижений современной славистики. Без хорошего знания истории славянства, возникшего из одного исторического  корня. Невозможно стать  настоящим носителем великой славянской культуры.   Historia magistra viae  «История – учительница жизни, свидетель времён, свет истины, жизнь памяти, вестница  старины» (Цицерон).
     Наши образовательные проекты, в которых МСИ  активно участвует,  могут стать одним из мощных инструментов развития более тесных отношений между славянскими странами. Совместная деятельность в НИР, активное участие в различных конференциях, круглых столах, совместные публикации в солидных научных изданиях, интенсивный обмен преподавателей и студентов стран славянского мира поможет стать тем важным импульсом, который придаст нашим отношениям динамику и будет способствовать выходу из кризиса всего славянского мира. Только за последние годы МСИ опубликованно более 40 монографий,  625 научных статей, 65 учебников и учебных пособий.
      Совместно с МКМАСП (Академией), общероссийскими научными и общественными организациями и объединениями было проведено 12 международных научных конференций, в работе которых приняли участие 2.5 тысячи ученых из разных стран.
       В последние годы зримо и наглядно  укрепляются тесные связи МСИ с различными организациями славянской направленности  в области  качественного уровня подготовки  специалистов и  успешного их трудоустройства. В МСИ  сегодня успешно идёт разработка спецкурсов, в которых  учитывается славянский фактор в современном мире, в том числе идея единства славянских народов,  имеющих единый  исторический и антропологический  корень.Сегодня  МСИ понимается нами,  как изначально элитный вуз, где уровень требований эпохи вполне соответствует общеевропейским стандартам при сохранении лучшего опыта отечественного славянского образования и просвещения в деле воспитания  студентов в духе  отчизнолюбия и гражданского  альтруизма. Жизненный опыт и мудрость наставников-учителей придают им  силу, но только  труд-терпение способно укрепить дух настолько, чтобы достойно нести свою высокую миссию и преодолевать любые тяготы.      
      В этом году  в МСИ  была открыта кафедра русского языка и русской цивилизации под руководством профессора Тулаева П.В. Эта кафедра активно сотрудничает с  кафедрой русского языка Институтом русской цивилизации под руководством  историка, авторитетного исследователя русской и славянской цивилизации профессора Платонова О.А. 
     Только за последние годы МСИ опубликованно более 40 монографий,  625 научных статей,65 учебников и учебных пособий.  Это значительно  расширило  внутрироссийскую и международную кооперацию в научной деятельности и  способствовало развитию  инновационной, экспертной, консалтинговой деятельности института, становлению в бубущем  университетского экспертного   сообщества.
      Совместно с МКМАСП (Академией), общероссийскими научными и общественными организациями и объединениями было проведено 12 международных научных конференций, в работе которых приняли участие 2.5 т. ученых из разных стран.
      Не только  одним славянским   просветительством нужно сейчас нам  заниматься, не доказательством, кто из славян хуже, а кто лучше, кто из нас более подвержен  дурному влиянию Запада, а кто меньше, кто заблуждается, а кто является носителем высших истин и высоких идей славянского гуманизма.  Нам нужно сочетать просветительство с воспитанием в студентах жертвенного отчизнолюбия. 
      В условиях экономических санкций Большого Запада, нам сегодня крайне необходима автаркия (autarkeia)  Фукидида – самодостаточность  нашей огромной страны, её политическая и экономическая независимость от других стран.  Российская  автаркия сделает нас невосприимчивыми к  экономическим блокадам и  разного рода санкциям  европейских государств.  Нам нужен сегодня здоровый честный консерватизм, в основе которого  лежали бы  правила самых удачных и человечных на сегодняшний день общественных устройств.  Элитный вуз –  это не исключение из правил, а понимание МСИ как международного славянского  университета,  осознание своей исторической миссии в услових агрессивного  глобализма,  с его  системой  расчеловечиванием человека при  всеобщей  международной  лоботомии.
* Здесь миссия  МСИ рассматривается мною в контексте стратегической цели ЦКП  и её  образовательно-воспитательных задач в условиях распада славянского мира.  Данная статья является   своеобразным дополнением  базовых условий, касающихся мировоззренческого развития и патриотического воспитания студентов, аспирантов и молодых преподавателей в свете    Целевой копмплексной программы (ЦПК) «Стратегия и основные направления развития Международного Славянского института в 2015-2020 годы» / «СТРАТЕГИЯ 15-20»/.
2014-12-07               


Рецензии