Суфийские бунтари

Суфизм как религиозно-мистическое учение в исламе, получая распространение на новых территориях, вобрал в себя все культурное многообразия аборигенных народов, проживающих на этих землях, тем самым став социокультурным   феноменом с точки зрения современных исследователей религии. По мере того как развивалась суфийская доктрина, появлялись различные школы — тарикаты, «ордена», так называемые «братства», у каждого из которых было свое понимание мистического пути к Единому Богу. Структура тарикатов явилась почти идеальным средством мобилизации наиболее искренне и истово верующей части мусульман на борьбу с теми, кого считали «врагами ислама» или «плохими мусульманами».


Не вызывает удивления поэтому, что суфийские братства всегда оказывали сильное влияние на общественно-политическую жизнь стран ислама через контролировавшиеся ими укрепленные центры и крепости, мечети, медресе, коранические школы, хранилища старинных рукописей священных текстов, гробницы-мавзолеи («пIир») святых дервишей, являвшиеся объектом поклонения и постоянного паломничества верующих. Внутренняя структура братств зиждилась на железной дисциплине, особой морали и строго регламентированных отношениях муршидов (наставников) и муридов (послушников). Наставник, которого часто именовали также «шайх» или «устаз», обычно внушал своим ученикам-послушникам мистические идеи религиозного просветления, покорности воле Аллаха, благовоспитанности, традиционной морали и т. п. И, дабы послушник все это воспринял наилучшим образом, он, «отказавшись от своей воли, должен быть... подобен трупу в руках обмывателя трупов, который вертит им, как хочет».


В некоторых случаях, по желанию муршида, суфийские ордена могли трансформироваться в мощные боевые отряды, вокруг которых складывались патриотические движения по борьбе с чужеземцами во имя священного джихада. Примером одним из таких метаморфоз является суфийское движение, возникшее в египетском Судане. Организатором и вдохновителем, которого, был Мухаммад Ахмад б. ‘Абд Аллах (1844–1885), больше известный как «Махди Судана», то есть «Мессия Судана».


Среди накшбандийских лидеров второй половины XIX в. особенно стоит упомянуть шайха Дийа’ ал-дина Гумушханеви (1813–1893). Он имел множество последователей из разных социальных слоев уже при жизни, и восходящая к нему цепь духовной преемственности не прервалась и по сей день. Его текке (суфийский центр обучения) в стамбульском квартале Чагалоглу было, вероятно, наиболее популярной и посещаемой из всех суфийских обителей столицы. Здесь собирались не только представители османской элиты, но и многочисленные посетители из других регионов мусульманского мира. Дийа’ ад-дин Гумушханеви написал много сочинений на арабском и турецком языках. Его сборник хадисов, Румуз ал-ахадис, положил начало традиции передачи, и изучения хадисов членами братства, которая до сих пор поддерживается его духовными преемниками в Турции.


Дийа’ ад-дин Гумушханеви отличился также тем, что сражался вместе со своими последователями в русско-турецкой войне 1877 г. Его примеру последовали несколько других накшбандийских шайхов, которые приняли участие в сражениях на различных фронтах Первой мировой войны, а также в период Турецкой войны за независимость. Кроме того, согласно другим источникам, кубравийский шайх по имени Мустафа-Деде сражался в рядах армии, завоевавшей Константинополь. Примером более умеренного, «посюстороннего» аскетического благочестия может служить хорасанский подвижник Абд Аллах б. ал-Мубарак, которому приписывают ряд великих подвигов в «священной войне» против византийских христиан. Все его поздние биографы подчеркивают его исключительное благочестие и постоянное воздержание от мирских удовольствий и благ. В то же время он был известен своей активной «борьбой на пути Божьем», т.е. участием в джихаде, и недюжинной физической силой. Эти качества делали его грозным воином и умелым военачальником, способным вести за собой людей во время сражения. 6


В Турции — Оттоманской Порте был широко известен орден Бекташей, с именем которого была связана военная организация янычар. По преданию, турецкий султан Орхан, в сопровождении только что созданного войска встретился с основателем ордена Хаджи Бекташем, чтобы он благословил и дал знамя для своих новых войск. Шайх Бекташ положил рукав своей мантии на голову одного из воинов так, чтобы он свесился за его спиной и сказал султану: «Войско, которое ты создал, будет называться «ени чери», его лицо будет прекрасное и сияющее, его оружие — страшное, его меч — остер и его стрела — разрушительна; оно будет победоносно во всяком сражении, и всегда будет возвращаться с победой». В помять об этом событии, к белой войлочной шапке янычар был пришит кусок ткани, спускающийся за спину. Большинство янычар вступали в дервишеский орден Бекташей, в котором образовали особое военное братство. С появлением янычар дервиши-бекташи стали иметь могущественное влияние на турецкие войска. Все янычары считали своим долгом быть дервишами. Все другие турецкие войска особенно уважали суфийский орден Бекташей.


Одновременно шайхи Бекташей являлись командирами полка янычар – джемагат. До 1826 года, когда войско янычаров было ликвидировано, дервиши-бекташи оказывали сильное влияние на государственную власть в Турции, несмотря на то, что в Оттоманской Порте все дервишеские ордена подчинялись шайх-уль-исламу, духовному главе мусульман, или муфтию, верховному главе всех мулл и улемов. В период усиления противоборства между курдами и представителями Османской империи шайхи выполняли посреднические функции в урегулировании спорных ситуаций. Это им удавалось благодаря тому, что их авторитет не зависел от племенной принадлежности. Не случайно многие курдские восстания с националистической окраской возглавляли суфийские шайхи — Обейдулла Нехри (1829–1883) и шайхи Барзана в центральном Курдистане, шайх Сайд (1925) на севере и шайх Махмуд ал-Хафид Барзанджи (1881–1956) в южном Курдистане (1919, 1922 гг.).


Статус религиозных деятелей и религиозных учреждений занимал в социальной жизни Курдистана столь важное место, что высшее и среднее мусульманское духовенство, уступая первое место лишь потомственной знати. Шайхи тарикатов всегда были окружены муридами, лучшие из которых становились халифа — представителями шайха — в племенах. Таким образом, Курдистан был покрыт сетью «мистических ячеек», совпадающей с географическим расположением племен. Со стороны царских властей настороженное внимание привлекли сообщения о попытках имама Шамиля установить связь с некоторыми курдскими религиозными и политическими лидерами, что в силу назревавшей с начала 50-х годов XIX в., войны России с Турцией, приобретало особое значение. С целью контроля племен, проживающих на приграничных с Россией областях, в конце XIX в. Курдские тарикаты были использованы в качестве орудия панисламистской политики ‘Абд ал-Хамид II (1842–1918).


Проповедники и добровольцы из последователей суфизма играли важную роль и в войнах против крестоносцев. Распространение Мадрас и ханаках в Сирии при Зенги и его наследниках было частью движения за нравственное возрождение ислама, сторонники которого выступали за искоренение испорченности и еретических взглядов в мусульманском обществе, что являлось составной частью великого джихада, имевшего более дальние цели, чем просто изгнание франков из Палестины. Известно, что движение талибан это чисто суфийское, ханафитское, матуридитское сообщество. Большинство примкнувших к движению «Талибан» (букв. с пушту — «студенты, учащиеся медресе»; прим.: Решением Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2003 г. организация «Движение Талибан» признана террористической и деятельность её на территории Российской Федерации запрещена) мулл являются суфиями тариката Накшбандийа, который талибы называют не иначе как при помощи эпитетов «высочайший» и «благородный». К имени же одного из выдающихся представителей этого суфийского братства — братства в XVII веке, как Ахмад ас-Сирхинди (1564–1624) — добавляются слова «потрясатель мира ислама».

Вообще, моральным руководством для «Талибан», легшим в основу идеологической пропаганды, стал труд Сирхинди «Карнамехайи джихад» («Программа джихада»). Параллельно с трудами, обосновывающим необходимость ведения джихада с неверными, было написано много трудов по актам мученичества на землях охваченными джихадом. Где мученики, то есть те «кто умер за Бога и веру» объявлялись шахидами. В тоже время, в представлении суфиев, смерть муслима имеет несколько другую интерпретацию. Например, по мнению багдадского суфия Абу Бакра аш-Шибли (861–946), существует три вида смерти: смерть ради этого мира, смерть ради мира загробного и смерть на Пути Господа. Тот, кто умирает с любовью к этому миру, есть лицемер. Тот, кто умирает с любовью к миру загробному, является благочестивым. Но тот, кто умирает с любовью к Господу, есть суфий. В целом, во всех народно-освободительных движениях XVIII–XIX вв. просматривалась «общая тенденция совмещения организационных форм суфизма, его культов, морально-этических и практических установок, с одной стороны. И идеями возврата к чистоте первородного ислама, с характерным для этой идеи культом пророка Мухаммада, с другой». 
 



Автор: ‘Али Албанви



ИМЕННОЙ СПРАВОЧНИК

‘АБД АЛ-ХАМИД II (1842–1918) — султан Османской империи и 99-й халиф, правил в 1876–1909 гг.

БАРЗАНДЖИ, МАХМУД АЛ-ХАФИД (1881–1956) — видный деятель национально-освободительного движения в Южном (Иракском) Курдистане.

ГУМУШХАНЕВИ, АХМАД ДИЙА’ АД-ДИН АЛ-ИСТАМБУЛИ (1813–1893) — суфийский шайх, богослов. Он был одним из самых известных и выдающихся суфийских шайхов, живших в Османской империи второй половины XIX века. Ахмад Дийа’ ад-Дин родился в небольшом городке Гумушхане к югу от Трабзона (Северо-Восточная Анатолия) в семье торговца. Дийа’ ад-Дин Гумушханеви написал много сочинений на арабском и турецком языках. Его сборник хадисов, «Румуз ал-ахадис», положил начало традиции передачи и изучения хадисов членами братства. Отправил 116 преемников (халифа) в Крым и Дагестан. Ученик сирийского шайха ал-Хаджжи Ахмад б. Сулайман ал-Арвади ат-Тараблуси.

МУСТАФА-ДЕДЕ — кубравийский шайх; сражался в рядах армии, завоевавшей г. Константинополь (г. Стамбул).

МУХАММАД АХМАД Б. ‘АБД АЛЛАХ (1844–1885) — вождь освободительного движения в Судане, основатель суданского Махдистского государства.

НЕХРИ, ОБЕЙДУЛЛА (1829–1883) — шайх братства Накшбандийа, лидер курдского восстания (1880); был родом из сел. Нери. У шайха был сын по имени ‘Абд ал-Кадир. Шайх Обейдулла умер в изгнании, в г. Мекке в 1883 году.

АС-СИРХИНДИ, АХМАД ИБН АШ-ШАЙХ ‘АБД АЛ-’АХАД АЛ-ФАРУКИ (1564–1624) — исламский правовед ханафитского мазхаба, матуридит, «обновитель второго тысячелетия», духовный наставник — муршид. Автор «Мактубат-и Имам Раббани» («Послания Божественного главы») — собрание писем, состоящее из трёх томов. Оригинал, как известно, написанный на фарси, был переведён на арабский язык Мухаммад-Мурадом ар-Рамзи (ум. 1934). В сочинение включены письма и других накшбандийских шайхов, например — «Письмо шайха ‘Абд Аллаха ад-Дехлеви к своему муриду шайху Абу Са‘иду».

АШ-ШИБЛИ, АБУ БАКР ДУЛАФ ИБН ДЖАХДАР ИБН ДЖА‘ФАР (861–946) — маликит, выдающийся багдадский суфий, ближайший ученик и сподвижник ал-Джунайда ал-Багдади (ум. 910) и ал-Халладжа (ум. 922). Происходил из знатной семьи и занимал высокий государственный пост. В сорока лет он оставил государственную службу, роздал своё состояние и стал учеником суфия Хайра ан-Нассаджа (ум. 933). Прославился своими эксцентрическими поступками и экстатическим поведением. В конце жизни был признан сумасшедшим и помещён в приют для душевнобольных. Ему принадлежит большое число «аллегорических намёков» (ишарат) и «экстатических высказываний», которые разбираются в «Китаб ал-лума ад-Дин фи-т-тасаввуф» («Самое блистательное в суфизме»). Похоронен в г. Багдад.



ЛИТЕРАТУРА

1. Али Шариати. Джихад и шахадат [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 16.12.2015). — Яз. рус.

2. Амрахов А.К. Усердие аль-Яраги [Электронный ресурс] Режим доступа: http://flnka.ru/glav_lenta/7665-userdie-sheyha-al-yaragi.html, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 16.12.2015). — Яз. рус.

3. Андреев А., Андреев М. Восточные ордена: ассасины, ваххабиты, басмачи, дервиши. М.: Наш современник, 2010. — 145 с.

4. Жигалина О.И. Ислам у курдов в Западной Азии // Мусульманские страны у границ СНГ. (Афганистан, Пакистан, Иран и Турция — соврем. состояние, история и перспективы) [Текст] / Рос. акад. наук. Ин-т востоковедения, Ин-т изучения Израиля и Ближнего Востока; ред. В.Я. Белокреницкий [и др.]. — М.: ИВ РАН: «Крафт+», 2001. — 335 с.

5. Ирвин Р. Ислам и крестовые походы 1096–1699. // История крестовых походов. / Под ред. Райли-Смита Д.; [Пер. с англ. Дорман Е.]. — М.: «Крон-Пресс», 1998.

6. Каптен Ю.Л. Основы медитации. Вводный практический курс. Издательство: «Андреев и сыновья», 1991. — 344 с.

7. Кныш А.Д. Мусульманский мисти¬цизм: краткая история / Пер. с англ. М.Г. Романов. — СПб.: Издательство: «Диля», 2004. — 464 с.

8. Ланда Р.Г. Политический ислам: предварительные итоги. М.: «ИБВ», 2005. — 286 с.

9. Роль курдских суфийских тарикатов на политической арене в XIX в. Мир ислама: история, общество, культура: Тезисы докладов II Международной научной конференции. М.: 28–30 октября 2010 г.


Рецензии