Немецкая литература

1.
Фридрих Клопшток – поэт-лирик, с восторгом наблюдающий за блестящей колесницей Гомера и Вергилия.

«Богоизбранничество» и «мессианство» эпических поэм Клопштока впоследствии претворяется в философии Гегеля и Ницше, операх Вебера и Вагнера, симфониях Брукнера и Малера.

2.
Готфрид Лессинг закладывает краеугольный камень нравственности немецкого народа.

Лессинг – дозорный немецкой демократической литературы.

Лессинг выступает за демократическое искусство, доступное каждому человеку.

Лессинг – отважный борец за жизненную правду в немецком драматическом театре.

3.
Кристоф Виланд «анатомирует» человеческую глупость.

Сатира Виланда обличает немецкое филистёрское общество.

Виланд преднамеренно обращается к истории древней Греции: в прошлом он ищет идеал мудрого правителя и благонравного народа.

4.
Поэт Иоганн Гердер – проповедник немецкого гуманизма.

Иоганн Гердер полагает, что высшая ступень развития общества определяется его гуманностью.

Иоганн Гердер призывает литераторов обращаться к народному искусству.

Иоганн Гердер – один из духовных отцов единой Германии.

5.
Мыслитель Георг Лихтенберг к известным афоризмам пишет контрафоризмы.

6.
Мало кто знает имя Готфрида Августа Бюргера, но всем известен его герой барон Мюнхгаузен, самый симпатичный на свете враль, фантазёр, чьё добродушие вызывает всеобщую к нему любовь.

7.
Иоганн Вольфганг Гёте – бог поэзии и мысли.

Гёте – всечеловеческий гений.
 
8.
На башнях поэзии Фридриха Шиллера реют флаги свободы и братства.

Шиллер – рыцарь красоты и свободы.

Мятежный дух Шиллера разрушает барьеры тирании и социального неравенства. Поэт обращает взор к счастливому будущему народов мира.

9.
Писатели-романтики Жан Поль Рихтер и Эрнст Теодор Амадей Гофман бегут от суровой действительности с иронической улыбкой. Их влекут чудесные фантазии и красивые мечты.

10.
Разуверившись в идеалах красоты и справедливости, Фридрих Гёльдерлин ставит под вопрос даже собственный разум: в 32 года у поэта обнаруживаются признаки помешательства.

11.
Новалис дарит человечеству «голубой цветок» немецкой романтической поэзии.

12.
Любовь для Фридриха Шлегеля – священное наслаждение, вечный язык природы, чарующая музыка чувств – одним словом, цветение жизни!

13.
По мнению Людвига Тика любовь питает живительными соками всякое искусство.

14.
Поэт, писатель, композитор, художник Эрнст Теодор Амадей Гофман – желанный гость в обществе изысканных Муз!

Романтическая проза Эрнста Теодора Гофмана на редкость музыкальна. Гофман – литературный Шуберт.

15.
Братья-сказочники Якоб и Вильгельм Гримм – первоцветы германистики.

Братья Якоб и Вильгельм Гримм – певчие птицы древнегерманской литературы.

В германистике братья Гримм занимают такое же место, как Мартин Лютер в протестантстве.

Исследователи древнегерманской литературы Якоб и Вильгельм Гримм – молочные братья Гёте.

Без братьев Гримм, открывших миру древнегерманскую мифологию, не появились бы на свет монументальные оперные полотна Рихарда Вагнера!

Среди отцов немецкого народа почётное место принадлежит Якобу Гримму – создателю грамматики германских языков.

16.
Тема мировой скорби особенно проникновенно звучит в поэзии Николауса Ленау, чей беспокойный ум гаснет в 42 года.

17.
Георга Бюхнера пугает кровавый лик революции.

Сопоставьте два факта: обильно льющаяся кровь в драмах Георга Бюхнера и его ранняя, в 23-летнем возрасте, смерть от заражения крови. Это говорит о том, что художественный самогипноз опасен для писателя.

18.
Философ Фридрих Ницше – генератор аристократического духа.

19.
Драматург Герхард Гауптман предостерегает художников от магии чародейства. Этим они рискуют погубить своё искусство и даже потерять собственную жизнь!

Сделав парафраз на тему шекспировского короля Лира, Герхардт Гауптман создаёт замечательную пьесу о чёрствости неблагодарных детей к родителям.

20.
Генрих Манн – заклятый враг немецкого милитаризма.

Писательский гений Томаса Манна, словно орёл, взирает на землю.

21.
Книги Германа Гессе говорят, что жить и умереть – это счастье, равное «счастью первой любви».

22.
Идейная парабола писателя Арнольда Цвейга такова: националист, сионист, пацифист, социалист, коммунист.

23.
В глазах драматурга Бертольда Брехта война – поголовное безумие.
 
В пьесах Брехта разыгрывается трагедия добра и зла. Но если добро неотделимо от зла, то, значит, к добру нет исключительно доброго пути.
 
24.
Сущность гуманизма Эриха Марии Ремарка определяют три понятия: разум, терпимость, человечность.

25.
Многих литературных героев Генриха Бёлля преследуют фашистские наваждения. Случайны ли эти аллюзии у западногерманского писателя?


Рецензии