Живой дом

Этот дом построили посреди большого, шумного города. Он и похож, и не похож на все остальные дома. Но у него есть своя история.

Сначала, когда деревянный пол еще пах свежими досками, а каменные стены блестели, в дом въехала семья — почтенный господин с супругой и двумя дочерьми-школьницами. Смех, радость, гости, застолья. Маленькая кухня, светлая детская комната, роскошный зал с пианино, коврами, павлиньими перьями, любимыми хозяином всевозможными вазочками и картинами, спальня родителей с большим трюмо, кабинет. В последнем стоял письменный стол, за которым неизменно работала хозяйка дома. Под окнами дома родителями хозяев были посажены деревья — тополя. Сами молодые хозяева высадили тоненькие ивы, березу и яблоню.

Годы шли. Дедушка, посадивший деревья под окнами, ушел в мир иной. А его тополя каждое лето наряжали дом своим белоснежным пухом. Девочки вышли замуж. Старшая уехала в дом своего мужа, младшая с мужем остались жить в старом доме вместе с родителями. В мае в доме появилась маленькая девочка, внучка хозяев. А через год появилась вторая внучка, дочь другой сестры. Они часто навещали друг друга  - родители, дети, внуки. И в доме теперь раздавались и детский плач, и смех, и песни, и ссоры. Стены дома уже не раз были перекрашены, мебель переставлена. Но комнаты по-прежнему сохраняли свое изначальное предназначение. Самая теплая и светлая была детской.

Девочки-внучки росли, хозяева старели. Однажды в дом привезли старую бабушку, мать хозяина дома. Она была настолько старой, что не могла ничего делать, кроме как сидеть во дворе дома на лавочке в тени выросшей березки и кормить голубей. Бабушке была отдана некогда детская комната. В ней теперь не горел яркий свет, только торшер. Старая бабушка болела, болела и умерла. В комнате стало совсем страшно и темно.

Но дом продолжал жить. В зале появились розовые обои с цветами. И настоящая рыженькая собачка. Пианино было продано. Старшая внучка выросла и вышла замуж. И стала жить в своей бывшей детской комнате. Опять светлой и радостной.

Дом жил полной жизнью, но все-таки ветшал. Камни уже не блестели. Пол был перестелен. Мебель поменялась. Разве что вазочки, картины, фотографии остались все те же, они хранили дух старого дома, поддерживали его, блюли традиции.

Муж у старшей внучки поменялся, и они покинули дом.

Потом заболел рыженький песик хозяев. И умер. Затем слег старый хозяин, так любивший все свои вазочки и картины. За день до нового года его не стало. Хозяйка дома осталась вдовой.

На время дом замер. Но жизнь заставляла его меняться. Стена между кухней и детской была снесена. Так появилась светлая и просторная столовая. Но одной жилой комнатой стало меньше. Родители старшей внучки думали, что теперь дом опустеет и столько комнат просто не нужно. Однако этого не случилось. Дети вернулись. В мае у них родился сын. И дом опять услышал детский плач и смех, и песни, и танцы. Теперь детской стала бывшая родительская спальня. А кабинета больше не было. Деревья под окнами совсем загораживали свет и временами им подпиливали ветки. Старые тополя и ивы давно срубили. Только яблонька за окнами детской цвела белыми кружевами.

Но дом уже знал не только радость, но и горе. Малыш болел и вскоре умер. В мае. В бывшем роскошном зале своего детства старшая внучка хозяев стояла у гроба своего малыша. В доме было тихо-тихо...и много слез...а за окном цвела яблоня...

Через полгода в доме вновь раздался детский крик. Перед новым годом  родился второй сын старшей внучки. С маленьким крепышом дом снова ожил. Белые обои в зале были разрисованы. Многочисленным игрушкам невозможно было найти место.

Молодая семья сделала очередной ремонт дома. Под себя. Теперь это был и тот, и не тот дом. Только оставшиеся картины и вазочки напоминали о прошлом. В доме появилась новая мохнатенькая собачка. А через год, когда береза за окнами дома стояла вся в золоте, появилась еще и маленькая девочка, дочка старшей внучки хозяев дома. С прелестной малышкой в доме стало еще светлее и радостнее. Игрушек стало еще больше. А места в доме стало совсем мало.

Ступеньки истерлись, снаружи стены дома обветшали, позолота на вазочках померкла, комнаты стали совсем тесными. Но дом стоит. Он помнит шаги своих первых хозяев, он помнит первые шажки старшей внучки, и всех ее маленьких детей. Никогда в нем не жил никто чужой. Только одна семья. Большая семья кровных родственников. Этот дом давно пора покинуть, поменять на что-то лучшее. Но все эти вазочки и картины...Вся эта энергетика нескольких поколений одной семьи делает его каким-то необыкновенным, особенным, не похожим ни на какой другой дом.

И эта старая яблоня. Какими ароматными кружевами она занавешивает окно каждый май!


Рецензии