Лосенок леон и его новые знакомые

ВЕНИАМИН  БУШМЕЛЕВ

 ЛОСЕНОК ЛЕОН И ЕГО НОВЫЕ ЗНАКОМЫЕ

Лосиха Важенка со своим любимым чадом лосенком Леоном и его другом зайчишкой Костиком отправились искать новое местожительство после того, как дикие свиньи перепахали ее уютную полянку, где было сухо и тепло. Решение Лосихи одобрила и ее постоянная спутница птица Мухоловка, которая взяла в путь весь свой оперившийся выводок муховчат.

Памятуя о том, что по всей матушке России добропорядочных дорог нет, а имеются лишь одни направления, Важенка вспомнила, что ей рассказывала мудрая Cова Софья о том, что Большой Лось - отец Леона, приобрел собственную усадьбу на берегу лесного болота, куда нет прямой дороги. Так же Сова объяснила, что если идти по буеракам в том направлении, где за лесом садиться солнце на ночлег, то можно выйти к тому болоту, где сейчас живет папа Лось Сохатый.
Итак, вся компания, повернув в сторону болотистого леса, двинулась к новому месту жительства. Но они не учли, что с наступлением летней жары активизируются слепни и оводы. Эти поганые мухи, сбившись буквально в сплошной рой, стали преследовать бедных животных, больно жаля их, чем вызывали чувство неуемного беспокойства. Измученный постоянными болезненными укусами слепней, лосенок Леон первый потерял терпение и заканючил:
- Мама, мама! Меня очень больно кусают эти противные злые мухи. Что я им плохого сделал? Скажи им, чтоб они от нас отцепились.
- Что я могу поделать? Этих насекомых называют бычий слепень. Они гнусный враг всех копытных животных. Даже коням и коровам, имеющим длинный волосатый хвост, не просто, хотя они могут им отбиваться и отпугивать этих насекомых. У нас же лосей хвостик очень короткий и прихлопнуть этих негодяев он не в состоянии. Поэтому эти насекомые нас очень любят и не боятся кусать.
- А у папы Лося, к которому мы идем, есть длинный и волосатый хвост как у лошади?
- У твоего папы, как у всех оленьих животных, нет длинного хвоста как у лошади или коровы.
- Стало быть он тоже боится бычьего слепня?
- Правильнее сказать - остерегается. Ведь Лось Сохатый — самое крупное, стройное и красивое животное, живущее в нашем лесу. От других копытных он отличается длинными ногами, широкой грудью, большой горбоносой головой. А какие он носит на голове красивые рога! Таких массивных и красивых, не найдешь ни у кого в округе. Копыта у Сохатого большие и заостренные. Рога и копыта — основное оружие Лося. Ударом передних копыт он легко расправляется с волком, а нередко и с медведем. А вот зловредных насекомых бычьего слепня и овода ни рогами, ни копытами не пришлепнешь и не отгонишь.
Слепни – крупные  кровососущие насекомые. Свое название слепень получил из-за непомерной навязчивости. Этих зловредных насекомых ничто не может остановить. Злыми, надоедливыми и невыносимыми бывают только самки и остановить ее не может никакая погода, ни дождь, ни жара. Кусается самка, потому, что ей необходимо напиться кровью. За один раз она способна выпить крови в два-три раза больше своего веса. И действительно, одержимая желанием насытиться кровью, самка этого насекомого не считается с опасностью и назойливо садится на любого животного, у которого в жилах течет кровь. Противостоять этому натиску могут только некоторые птицы, а все другие лесные жители и домашний скот страдает от слепней неимоверно. Измученные назойливостью слепня животные спасаются бегством, забиваясь в самую гущу кустарников или залезая в воду. Посмотри кверху над собой, как стараются сопровождаемые нас птички мухоловки, ловя эту нечисть в большом количестве. А ты, имеешь такие длинные ноги, которые можешь переставлять почти вертикально и преодолевать любые буреломы, через которые никакой другой зверь не пройдет, способен протискиваться через заросли высокой кустарниковой растительности или высокой травы, чем можешь отпугивать всех кусачих кровососов.
- А как же зайчик Костик, мой названный старший брат?
- Костик в обиду себя не даст. Он шустро скачет по высокой травке и своими длинными ножками нередко хлопает по своим ушкам и этим отгоняет надоевших ему мух.

Так они продолжали свой диалог, продвигаясь по размытым дождями буеракам, среди яркой зелени кустов и крупной травы. Через некоторое время, протискиваясь через очередные заросли густого зеленого ельника, где их меньше стали беспокоить укусы слепней, они вышли на край широкого оврага. Перед их взором в метрах пятидесяти от них, на дне оврага, открылась гладь водного водоема, на берегу которого одиноко на задних лапах сидел какой-то неуклюжий зверь.
- Это не рысь? - со страхом спросил Леон у мамы Важенки, которая задумчиво ответила:
- Нет, это не рысь. Успокойся, это барсук. Но почему он сидит так близко от воды? Странно однако же.
- А, барсуки лосят и зайцев не едят?
- Кажется, не едят, - с улыбкой сказала мамочка и добавила, - ты сам пойди и спроси у него, чем он предпочитает лакомится.
- Вот пойду и спрошу, - вымолвил Леон и решительно зашагал к продолжавшему сидеть зверю на берегу пруда. Подойдя к барсуку поближе, он внимательно осмотрел сидящего. Это был довольно большой зверь - почти метр длиной, а может быть немного больше. По внешнему виду он выглядел неуклюжим и медлительным. Со стороны спины было видно, что его туловище в задней части имело широкое основание. Остроносая удлиненная вперед голова с небольшими глазками и ушками, постепенно переходила в мощную шею. Ноги были короткие и сильные, с голыми подошвами, снабженными тупыми когтями. Хвост у него был такой же короткий, как у лося, но пожалуй несколько пошире. Шерсть, покрывающая его, казалась грубоватой, с длинной жесткой остью. Общая окраска меха серовато-бурая. По обеим сторонам его головы от носа до ушей шли полосы темно-бурых длинных волос. Такая же темно-бурая полоса, только шире, проходила от шеи по всей спине и заду до самого кончика хвоста. Подойдя, к зверю со стороны спины, Леон вежливо поздоровался:
- Здравствуй, незнакомец. Ты кто и как тебя зовут?
Тот лениво повернулся и неохотно, по вятски, ответил:
- Ну, а, што, здравствуешь, коли не врешь? Барсук я, и зовут меня Антон, по простому Тоша. А, ты-то кем будешь-здравствуешь?
- Я лосенок по имени Леон. Когда вырасту и стану взрослым, буду называться - Лось Сохатый.
- Ты почто сюда пришел?
- Мы с мамой лосихой идем к болоту, где живет мой папа Большой Лось Сохатый. А, что ты здесь делаешь?
- Сейчас спал, да ты помешал.
- Как можно так удрученно сидеть у воды и спать среди ясного дня?
- Я люблю греться на солнышке и вообще поспать. Летом сплю весь день, на охоту хожу только в сумерки, а зимой залегаю в спячку, и сплю не просыпаясь и день, и ночь.
- А, чем ты питаешься? Ты зайцев не ловишь, не ешь?
- Нет, зайцев я не ловлю и не ем. Хотя я всеяден. Довольствуюсь самой разнообразной пищей. Ем корни трав, которые легко вытаскиваю из земли. Отыскиваю в земле и гнилых пнях разных личинок и червей. Ем улиток, слизней, вредных насекомых. Ловлю ящериц, лягушек, ужей и гадюк, землероек и мышей. Поедаю грибы, ягоды, орехи, разнообразные травы, всё, что нахожу съедобным. Самым большим лакомством считаю личинки майского жука — хрущей. В поисках пищи мне помогают лапы с когтями, которыми легко раскапываю землю. Во время охоты обхожу свою территорию, обшаривая поваленные деревья, обдирая кору деревьев и пней в поисках червей и насекомых. Иногда за одну охоту добываю более полсотни лягушек, сотни насекомых и дождевых червей. Однако в сутки съедаю всего полкило пищи и этим нагуливаю жир.
- Враги у тебя есть? Кого ты боишься?
- Врагов у меня немного, к ним отношу волка, рысь и отчасти медведя. По характеру я мирный, в драку вступаю лишь в самом крайнем случае, когда у меня пытаются отобрать жилище — нору. Чаще этим занимается хитрая лисица. Тогда для обороны мне служат вот эти когти. Хочешь попробовать?
- Нет, не хочу. Я же не претендую на твое жилище. А ты разве не боишься кусачих мух, слепней и оводов?
- Они меня не беспокоят. Им не нравится запах, выделяемого секрета моей подхвостовой железы, которым пропахла вся моя шерстка. Выделяемое пахучее и служит для маркировки территории участка, в котором я обитаю.
- То-то же. Я стою рядом с тобой и даже на меня они стали меньше нападать. Да, кстати, где твое жилище?
- Вот ведь какая оказия получилась с моим жилищем. Нора моя была глубокая, со многими ответвлениями и переходами, к тому же каждый год я прорывал новые ходы. В них я проводил и лето, и зиму. В норе впадал в зимнюю спячку, как медведь. Как весьма аккуратный и чистоплотный зверь, территорию вокруг норы всегда поддерживал в чистоте и сухости. А нынешней ночью я всего лишился. Вчера с вечера ушел на охоту, возвращаюсь с наступлением рассвета и обнаруживаю, что мою нору бобры залили водой полностью и окончательно. Мое жилище было расположено здесь, где сейчас сижу, на склоне этого оврага, по дну которого протекал ручей, где всегда была чистая вода и водилось много земноводной дичи.
- Бобры? Кто такие бобры? И как они могли такое наделать? Где они взяли так много воды?
- Ты не знаешь кто такие бобры?
- Нет. Пока еще не знаком.
- Бобры — крупные грызуны, приспособленные к полуподводному образу жизни. В прошлом году семейка бобров пришла откуда-то с низовьев реки Валы и поселилась по соседству с моей норой. Мирные животные, питаются только растительной пищей. Всем здесь места хватало и я не стал возражать, но они стали сооружать из поваленных деревьев запруду, чем вызвали в ручье подъём уровня воды. А, ночью бобры полностью перекрыли созданную ими плотину и в результате возник этот пруд. Тогда и прибывающая вода залила вход в мою нору.
- И где ты сейчас будешь жить и что будешь делать? Может чем-нибудь тебе помочь? - сочувственно спросил Тошу добросердечный Леон.
- Ничем, ты мне лосенок не поможешь. Ты же земельку не умеешь рыть, Я сейчас посплю еще немного, затем поднимусь выше, к верхнему краю оврага, и начну сооружать новую нору. Надеюсь, что уровень воды в пруду не поднимется выше запруды. Я же умелый землекоп, способный рыть туннели со скоростью больше метра в минуту. Надеюсь к осени построить новое жилище, чтоб можно было где надежно залечь в зимнюю спячку.
В это время к ним подошла лосиха с зайчишкой Костиком. Им наскучило находится в чаще хвойного молодняка, где их меньше стали беспокоить слепни и оводы, но при этом они плохо видели, что происходит у водоема и почти ничего не слышали о чем беседуют Леон и барсук. Важенку беспокоило и то, что когда-то она была в этих местах, но не узнавала их, потому что ранее здесь был только ручей, а сейчас невесть откуда появился водный бассейн. Подойдя к беседующим, лосиха внимательно посмотрела на барсука и вежливо его спросила:
- Как тебя называть, милейший зверь?
- Я барсук Тоша, - ответил тот.
- Тоша, ты местный житель?
- Да, я сторожил этих мест. Постоянно здесь жил.
- Почему жил? А сейчас, что не живешь?
- Сейчас здесь мне негде жить, - ответил Тоша.
В этот момент в разговор ввязался Леон и начал сбивчиво рассказывать мамочке, как какие-то очень нехорошие зверюги, называемые бобрами, лишили постоянного местожительства Тошу, залив его нору водой.
- Вот каким образом появился здесь пруд, а я никак сама не могла догадаться, - промолвила Важенка, внимательно осматривая берег водоема. В этот момент она заметила, что к ней, сломя голову скачет зайчишка Костик и визгливо кричит:
— Лиса! Лиса! За мной бежит Лиса!
Все обернулись на крик и увидели, что за скачущим во весь отпор Костиком мчится Лисица. Шубка у зверя рыжая, на грудке белая, ушки на макушке, а хвост стелется поленом. Красота! «Неужели, - подумал Леон, - это ее, такую красивую, мой старший брат Костик испугался! Не может быть! Я же обещал его защищать!». Он смело бросился навстречу рыжему зверю и громко промычал:
— Здравствуй, кумушка Лиса! Можно, я у вас что-нибудь спрошу?
— Ишь какой смелый! - удивилась Лисица, с разбегу чуть ли не сунувшись лосенку в передние ноги, и с одышкой добавила, - Ну что ж, спрашивай, только поживей, а то у меня с вашим братом разговор короткий!
— А я долго разговаривать с вами не буду. Расскажите, как живете? Очень вы мне понравились! И почему вы, такая красавица, гонитесь за моим названным братцем?
Лисица удивилась:
— Ну что ж, живу обыкновенно: кого изловлю, того задавлю, кого задавлю, того и съем! Вот и вся наука! А сейчас, посторонись, я изловлю твоего названного братца, - а у самой глазищи так и горят. Зубки оскалила, сейчас прыгнет, и прощай Костик!
Но не побоялся этих слов лосенок, виду не подал - только ушами стрижет, затем говорит:
— Зря вас зайцы боятся! Не позволю я своих друзей обижать! - и внезапно с размаха бьет обеими копытцами лисице в случайно подставленный бок. Лисица взвизгнула, кубарем прокатилась пару метров и, привстав, с визгом кособоко закандылярила в ближайший ельник.
— Поделом тебе, красавица-невежда, - вслед ей добавил Леон, -Ишь чего выдумала! Живых зайцев есть! Ну и ну!
- Эге! Поделом, поделом, старая хитрюга! Не будешь не только зайцев, но и ежиков обижать, - раздалось фырканье из подкатившегося к ногам Леона колючего серого шара с торчащими во все стороны иглами, которые укололи его в заднюю ногу.
- Это что еще за явление такое?, - возмутился Лосенок.
Из шара с острыми серыми колючками показалась маленькая остроносая смешливая мордочка, которая вначале обнюхала ноги Леона, затем огляделась вокруг. На мордочке появлялось выражение добродушного спокойствия:
- Это же я, ежик Яшка, старый твой знакомый. Разве ты забыл меня? А я тебя узнал сразу, хотя ты здорово подрос.
- Как ты здесь оказался?
- На высоком берегу этого оврага я нашел старый трухлявый пень, где развилась большая масса хрущей. Я начал разгребать пень, и за этим занятием меня подкараулила лиса. Она внезапно подскочила и пыталась вонзится своими острыми зубами в мою незащищенную иглами голову, но я успел свернуться в колючий клубок и уколоть ее в хитрую морду. Тогда она своими лапами стала потихоньку скатывать меня, скрюченного в колобок, с крутого берега, вероятно, с целью сбросить в воду водоема. В воде лиса легко бы расправилась со мной, так как свернувшись в шар, я не умею плавать и непременно бы погиб, но меня спас Костик. Он перебежал Лисе дорогу. Она увидела скачущего наперерез зайчика, оставила меня и бросилась ловить его. Тут то ты остановил ее и наказал за жадность. Не зря говорят, что если за двумя животинами погонишься, ни одну не поймаешь. По делом ей куме-негоднице!
- Вот оказывается какая оказия получилась. Стало быть, вы с Костиком оказались для лисицы теми двумя животинами, и помогли мне наказать хитрую куму. Пойдем успокоим Костика. Они спустились к воде, где под кустом ракитника спрятался зайчик. Леон подошел к трясущемуся от страха зайчишке и ласково промычал:
- Да не трясись ты, брат. Никто тебя больше не тронет. А эта лисица уже никогда не будет ловить и есть зайцев, - затем немного подумал и добавил, - и ежей тоже.
Воспользовавшись возникшей суматохой, барсук не попрощавшись, невежливо снялся со своего места, угрюмо проворчав:
- С этой оголтелой компанией так и не удастся сегодня подремать, - и ленивой походкой отправился искать место для строительства новой норы. Леон вслед ему успел промычать:
- Будь здоров, Барсук Тоша!
- И тебе не хворать, если не хвастаешь, - послышалось в ответ.
Лосиха Важенка, ласково взглянув на своего сынка, промолвила:
- Достойный у меня растет защитник. Такой не даст никого в обиду. Вот здесь мы и остановимся на отдых. Чтоб нас не беспокоили слепни и оводы заляжем в воду. Подтолкнув Леона к воде, она, давая пример, первая зашла в водоем и погрузилась в воду до уровня шеи. За ней не без страха зашел лосенок. Ведь он первый раз в жизни входил в воду. Охватившая все тело влага ему очень понравилась. Как-то враз стало легче дышать, по всему организму разлилась ласковая истома. Тем более, когда он окунулся в воду, его перестали беспокоить насекомые.
- Мама, а мы не утонем? - спросил Леон.
- Да, что ты, глупыш. Конечно нет. Ты даже не представляешь, что самой природой приспособлен хорошо плавать и преодолевать большие водные преграды. Так что не бойся.
- А я боюсь воды и не умею плавать. Как мне быть? - вопрошал зайчишка Костик, бегая вдоль берега, не решаясь прыгнуть в воду.
- А ты и не лезь в воду, пойди и ложись вместе с ежиком Яшкой под спасительный куст ракитника. Там не жарко, а от мух тебя будут беречь пташки, которые уже сидят на кусте. Костик тут же поскакал под куст, за ним заковылял ежик. Тем более, зайчику понравились листочки ракитника. При этом он радовался, что его от укусов насекомых стерегут птенцы мухоловки.
- Какие эти славные птички Серые Мухоловки, - размышлял он. И правда, среди мухоловок- это самая крупная птичка. Верхняя сторона тела серо-коричневая, нижняя — светлее, серо-белая. На темени, шее и груди у нее имеются темные пятнышки. Ноги у серой мухоловки, слабые и короткие, приспособленные только для сидения. Однако мухоловки — превосходные летуны, способные ловить добычу на лету. К такому способу добывания корма служит их клюв — сплюснутый, с широким основанием и двумя длинными щетинками на надклювье. Вон как они ловко срываются с ветки куста и в тот же момент хватают клювом любую появившуюся муху на лету.

В эти часы дня над водоемом установилась тишина, которая усиливала впечатление удивительной устойчивости, неколебимости всего, что окружало их компанию. Воздух был неподвижен, вода тоже, даже никакой не было ряби, не только волн. Стоявшие вокруг деревья были неподвижными, ни один листочек не вздрагивал. Только слышно было как на высоком берегу оврага стрекочут кузнечики. Пение кузнечиков воспринималось, как вечный звон, как звучание самой тишины. Он не нарушал ее, а только усиливал. Так вся компания провела самое жаркое время дня. Ближе к вечеру, когда душная жара стала спадать, любопытный лосенок, возвращаясь к дневному разговору, спросил у матери:
- Мама, а кто это такие, которых называют животными?
- Это все живые существа, которые имеют живот. Вот у тебя есть живот, стало быть, ты тоже животное. К животным относят всех зверей, птиц, пресмыкающихся, рыб и насекомых. Они все имеют живот.
- А почему вредных мух называют насекомыми?
- Насекомыми называют животных, у которых все тело состоят из отдельных с насечками частей. Эти членистоногие животные, у которых тело явно разделено на голову, грудь и брюшко, а, служащие для передвижения конечности, находятся на грудном отделе, как правило, по 3 ножки с каждой стороны. Насекомые являются самыми многочисленными живыми существами на Земле. Трудно отыскать такое место, где не было бы насекомых. Это хорошо тебе известные мошкара и комары, всякие кусачие и не кусачие мухи, клещи, пчелы, шмели и осы, надоевшие тебе слепни и оводы. Оводом называют всякую муху, падкую на животных. Он меньше и чернее слепня, только кусает; кровь у них не пьет, а самки откладывают свои яйца в шерсть или в ранки животных. Но все копытные животные страдают от них намного больше, так как самки оводов выбрали место для развития своих личинок кожу животных, чем и наносят нам огромный вред. Слепень простак, а овод — лукавец, так считается в животном мире. Однако, насекомые вносят свой важный вклад в общее развитие и продолжение жизни на земле. Ведь большинство птиц живут и развиваются благодаря тому, что питаются исключительно насекомыми и их личинками, - так закончила свою лекцию Важенка.

В природе стояла благодатная тишина. День клонился к вечеру. Даже надоевшие мухи и комары угомонились и куда-то отправились отдыхать. Вдруг в верховьях пруда раздался громкий шлепок, как будто что-то тяжелое упало с высоты и по глади воды побежали круговые волны. От внезапности появления этого звука, лоси вздрогнули и устремили взор в сторону появившихся волн, среди которых разглядели подплывавшую к ним морду зверя, напоминавшего огромную крысу. Даже Важенка раньше не видела такого зверского выражения морды.
- Давай-ко выйдем из воды, - сказала она Леону и увлекла сына на берег. Они вышли из воды и настороженно стали смотреть, что будет совершать новый незнакомец. Тот молча подплыл к ним и неуклюже, в развалку, выбрался на берег, даже не отряхиваясь от воды. Он оказался относительно крупным приземистым зверем одетым в красивую темно-каштановую шубку. Крупная голова с маленькими глазками и малозаметными ушками держалась на короткой и сильной шее. Тело массивное и брюхастое, без всякого намека на талию, имело до метра длины и заканчивалось лопатообразной формы, не менее 30 сантиметров, хвостом, лишенного всякого волосяного покрова, а покрытого лишь только роговидными чешуйками. Короткие передние и задние конечности незнакомца оканчивающиеся пятью пальцами с небольшими коготками, соединенными плавательными перепонками между собой, которые говорили сами за себя, что это животное может хорошо плавать и нырять. Передние зубы его — резцы, как два долота с каждой стороны, направленные острием друг другу и губы, не прикрывающие резцов, придавали морде животного хищный и злобный вид. «Так это бобер!» - догадалась Лосиха. О появлении этих грызунов в этой местности, она раньше слышала от своей подруги, мудрой совы Софьи, но не могла представить, как выглядят эти животные. А сейчас бобер представился пред ней во всей красе. Строго взглянув на лосей он изрек:
- Откуда вы взялись на моей территории и кто позволил вам нарушать мою территориальную неприкосновенность? Я только сегодня утром застолбил границы территории бобрового поселения своим сильно пахнущим секретом — бобровой струей, которая для других животных надежно служит ориентиром границ моего участка. Запах уникален, как отпечатки пальцев и это следует учитывать при нарушении границ моего водоема.
- Во-первых, застолбил не для других животных, а только для себе подобных - бобров. Во-вторых, не застолбил, а самовольно, незаконно захватил. В третьих, на каком основании ты лишил законного жилища Барсука, которое он саморучно строил? В четвертых, откуда ты появился такой бобер, невежливый к другим жителям нашей лесной республики и как тебя зовут?, - скороговоркой выпалила Важенка, на что бобер ответил:
- Извините меня за горячность. Я в начале не разобрался, что вы не захватчики водоема, а случайные гости. Посему милости просим. Меня зовут Емеля. Я глава семейства речных бобров. Переселилась моя семья в это место полтора года назад с речки Пужма, самого северного притока реки Валы, где нам бобровому обществу стало тесновато. Вы же, наверное, слышали, что мы бобры любим селится по берегам медленно текущих речек, прудов, озёр, водохранилищ. Так же, как вы, лоси, строго растительноядные, питаемся корой и побегами деревьев, предпочитая осину, иву, тополь и берёзу. Обожаем различные травянистые растения, как то кувшинку, кубышку, ирис, рогоз, тростник. Обилие деревьев мягких пород составляет необходимое условие мест нашего обитания. Ведь крупные зубы и мощный прикус позволяют нам бобрам легко справляться с твёрдыми растительными кормами. А здесь этих растений нам показалось вполне достаточно, чтоб обжить этот овраг для постоянного местожительства.
- Так обживайте. Но чем же помешал вам Барсук?
- Мы его предупреждали, что он из-за своей врожденной лени и неповоротливости не верно избрал место для строительства своего жилища. Он слишком близко приблизил его к протекавшему ручью, который в любой момент мог затопить нору. Что и случилось сегодня ночью, когда мы, по всем бобровым правилам, сделали на ручье запруду.

Мой папа Старый Бобер, рожденный, как все бобры под знаком Тельца, расчетливый прагматик, обладающий огромным трудолюбием и чрезвычайной способностью сохранять во всем выдержку, всегда учил меня обладать большим упорством и не отказываться от дел, которые ранее задуманы. Только упорным трудом можно достичь успеха в жизни, говорил он. Поэтому работоспособность бобров дает основание называть их трудоголиками. Старый Бобер учил нас устраивать жилища в крутых берегах, рыть норы с несколькими входами, каждый из которых должен располагаться под водой, чтобы туда не могли проникнуть никакие хищники. Плотины следует устраивать ниже бобрового городка из стволов деревьев, веток и хвороста, скрепляемых глиной и илом. Строительным материалом служат срезанные тонкие деревья и ветки, дерн и водные растения. Основанием плотины чаще всего применяем поваленное поперек ручья дерево, к которому натаскиваем хворост, палки и другие подходящие строительные материалы. Выше плотины, как правило, копаем яму, из которой по течению к основанию плотины подгребаем ил, песок, упавшие в воду листья, и таким образом создаем вал для запруды. Запруды позволяют регулировать уровень воды в водоёме, чтобы входы в хатки и норы не осушались и не были доступными для хищников. Если же рытье норы невозможно, то строим прямо в воде хатку. Снаружи бобровая хатка представляет собой конусообразную кучу хвороста. Хворост скрепляется травой, водорослями н промазан илом. Как и нора, хатка должна быть надёжным укрытием от хищников. Сооружение делаем настолько крепким, что необходимо приложить огромное усилие, чтобы его разрушить. Зимой, когда все застывает, разрушить хатку не может даже медведь. Каждая хатка изнутри имеет один или два выхода в воду. В случае опасности мы можем пройти под водой большое расстояние до следующей хатки или другого убежища. Внутри хатки проделываются лазы под воду и платформу, возвышенную над уровнем воды. Воздух в хатку проникает через потолок. Водные заводи также служат надежной защитой хаток. В хатках вся семья ночует и прячется от хищников, а так же в ней храним пищевые запасы на зиму. Даже после того, как водоём замерзает, еда остаётся подо льдом доступной.
- Вот оно, что? Мне нравится ваша старательная работоспособность на благо всех растительноядных животных, а не только бобров - промолвила лосиха
- Спасибо за признание. И мы можем считать, что инцидент исчерпанным? - спросил Емеля
- Пусть будет так. Будем добрыми знакомыми, а нам разрешите перебраться через сделанную вами водную преграду на другой берег, чтоб продолжить наше путешествие.
- Всегда к вашим услугам, - вежливо ответил Бобр и, чтоб достойно попрощаться, громко шлепнул по воде хвостом, затем неслышно соскользнул в воду и медленно поплыл по своим строительным делам. Для него наступило рабочее время. Бобры ведут ночной образ жизни и работы по строительству плотны начинают с наступлением темноты, продолжая их всю ночь, до рассвета. А в июле ночи короткие и поэтому приходилось ему торопиться.
Важенка, собрав возле себя всю компанию, распределила каждому свою роль:
- Ты, ежик Яшка безбоязненно отправляйся к своему трухлявому пню наслаждаться лакомством - хрущами. Иначе вперед тебя их разыщет и слопает Барсук Тоша. Вы, пташечки-мухоловки, оставайтесь дремать на этом кусту ракитника до рассвета. Завтра вам предстоит опять большая охота за слепнями. А мы с Леоном и Костиком переплывем через водоем и по холодку, пока не проснуться слепни и оводы, продолжим наше путешествие.
- Как же я переплыву? Я же не умею плавать!, - со страхом закричал Костик
- Да ты не бойся. Вот сейчас я привстану на колени. Ты запрыгнешь мне на спину и крепко прицепишься к холке, и я перевезу тебя на своей спине, Понял? - сказал Леон.
- Понял, понял, - от радости заплясал Костик и лихо заскочил тому на холку. Таким образом, вся троица направилась в водоем. Водораздел оказался еще не очень глубоким и они перешли его пешим путем, не прибегая к плаванию. Перейдя на другой берег, они попрощались с оставшимися на этом берегу, сказав: — Пока!- и зашагали в ту сторону, куда закатилось солнце на ночной покой.

© vabushmelev / Вениамин Бушмелев, 2013 год


Рецензии