Предания о кодексе чести Дагестана

Сценка
 В одном богатом краю, когда горец отошёл от осла, сытые бездельники стали мучить бедное животное. Кололи его острой палкой, колючками, заставляли взбрыкивать. Негодяям казалось, что осел, пляшет от их уколов. Горец увидел, что над его верным другом издеваются, и обнажил кинжал.
Горец: Лучше бы вы раздразнили медведя, чем горца, - сказал он.
Ведущий: Молодые лоботрясы испугались, попросили прощения и кое – как разными добрыми словами добились того, чтобы горец спрятал свой кинжал. Когда начался мирный разговор, молодые люди спросили.
Молодые люди: Что это навьючено на твоём осле? Продай нам.
Горец: У вас не хватит ни золота, ни серебра, чтобы купить это.
Молодые люди: Назначь свою цену, а там посмотрим.
Горец: Этому не может быть цены.
Молодые люди: Что же такое в твоих мешках, чему нет никакой цены?
Горец: Моя родина, мой Дагестан.
Молодые люди: Родина навьючена на осла! – расхохотались молодые люди. Ну-ка, ну-ка, покажи свою родину!
Ведущий: Горец развязал мешок, и люди в нём увидели обыкновенную землю. Впрочем, земля была необыкновенная. На три четверти она состояла из камней.
Молодые люди: И это всё?! Это и есть твоё сокровище?
Горец: Да, это земля моих гор. Первая - молитва моего отца, первая- слеза моей матери, первая- моя клятва, последнее, что оставил мой дед, последнее, что я оставил своему внуку.
Молодые люди: А это ещё что?
Горец: Сперва завяжу мешок.
Ведущий: Завязав и уладив мешок на спине осла, горец открыл кувшин, и все увидели, что там простая вода. Впрочем, вода оказалась солоноватой на вкус.
Молодые люди: Ты возишь воду, которую нельзя даже пить!
Горец: Это вода из Каспия. Как в  смотрится Дагестан в это море.
Молодые люди: Ну а что в третьем мешке?
Горец: Дагестан состоит из трёх частей : 1-я земля, 2-я море, а 3-я - всё остальное.
Молодые люди: Значит в третьем мешке у тебя всё остальное?
Горец: Да, это так.
Молодые люди: Ну и зачем ты возишь с собой этот груз?
Горец: Чтобы родина всегда была со мной. Если умру в пути, могилу посыплют землёй, надгробный камень омоют морской водой.
Ведущий: Горец взял щепотку родной земли, растер её в пальцах и потом сполоснул пальцы водой из кувшина.
Молодые люди: Зачем ты так делаешь?
Горец: Руки, которые прикасались к рукам бездельников, нужно мыть только так.
Ведущий: Горец отправился дальше.
2-й кодекс: Справедливость и честность.
Учили деды в старину:
- Ты не поддакивай вруну,
А иначе тебе придётся
С ним разделить его вину.
3-й кодекс: Доброта, великодушие, милосердие.
Если верный конь, поранив ногу, вдруг споткнётся, а потом опять
Не вини его – вини дорогу, и коня не торопись менять.(Р.Гамзатов)
4-й кодекс: Честь и собственное достоинство.
Трусоватого мужчину, если встретишь где-нибудь,
Знай, что он не Дагестанец, не из Дага держит путь.
Дагестанские мужчины мелкой дрожью не дрожат,
Своей доблестью и честью больше жизни дорожат.
5-й кодекс: Скромность.
Наши девушки стыдливы, ходят плавно как луна –
След в пыли не остается, и походка не слышна.
6-й кодекс: Рассудительность.Размолвки до вражды не доводи


Рецензии
Спасибо! Очень поэтично рассказали Вы о серьезном. Очень жаль, что не не все народы хранят такую память и придерживаются хотя бы похожих норм поведения. С уважением,

Иван Таратинский   10.04.2016 12:48     Заявить о нарушении
Хранить традиции надо.
С уважением...

Азман Хасбулаева   15.04.2016 17:01   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.