И сбоку припёка

В торгово-выставочном комплексе «На Смоленке» с 1 по 16 ноября прошла так называемая Покровская православная выставка-ярмарка. Сразу возникает вопрос: а устроители сего действа знают, когда на Руси празднуется Покров Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии? Не поздновато ли спохватились? Или это завлекаловка для православных? Всех остальных, видимо, должен был привлечь ура-патриотичный слоган на афише: «Всё разнообразие торговой России! Наш ответ на санкции!» Ну, и каков наш ответ на санкции? Пройдёмся…

В рекламе заявлено было, что на выставку будут привезены мощи Свт.Николая Мирликийского — особо чтимого каждым русским человеком святого. Отправляюсь на поиски. Вот так-так, под вывеской некой православной обители сидят две женщины вполне светского вида, торгуют вином — кстати, не только необходимым для совершения Таинства Причастия кагором — и расхваливают товар. А напротив, без всякой вывески и пояснений, сиротливый столик с иконами. Неприятно поразило, что под монастырской вывеской гордо красовались пузатые бутылки, а не иконы, что как бедные родственники лежали в стороне — так, сбоку припёка. Главное-то — винишко продать. Рядом прилавок с рядами хлебных буханок. Идёт бойкая торговля. С краю прилавка — листочки, авторучка и расценки на требы. Оглядываюсь: где же монах, к кому можно обратиться? Вижу только дядечку в светской одежде с белыми нарукавниками. «На требы кому подавать?» — спрашиваю. «Сами пишите, а деньги — мне. Я передам водителю, который поедет в монастырь». — «Обычно на выставках сидит кто-то из представителей монастыря…» — «Некогда монахам здесь сидеть, им надо заготовками заниматься». — «А-а… а я думала — молиться». Представители монастыря, кстати, также рассказывают посетителям об истории возникновения обители и её святынях. Заказывать требы через торговца расхотелось, пойду в свой храм — закажу.

Дальше — изделия из пуха, мёд, колбасы, молоко, дамские шляпки, загадочные таёжные лекарственные снадобья. О, «бамбуковый лён из Томска»! А я и не знала, что на востоке Западной Сибири бамбук растёт… Сиротливо смотрелся присутствовавший в тот день на выставке батюшка из храма Михаила Архангела с.Плоская Кузьминка Липецкой епархии. Это он привёз икону Св.Николая Угодника с мощевиком, где хранилась частичка мощей Мирликийского чудотворца. Приложилась. Рядышком Одесский Свято-Успенский мужской монастырь собирал пожертвования на именные кирпичики. Далее взгляд цепляется за объявление: «Молебны в житейских нуждах: на основании дома, открытии работ, о покровительстве в торговле, на всякое доброе дело». «Правильно писать «на основание, открытие», — говорю бойкой тёте, сидящей рядом с объявлением. «Ну и ладно, — машет та рукой. — Ничего страшного». И правда, кому это интересно? Справедливости ради отмечу: на выставке было отведено место, где посетители могли задать вопрос православному священнику. Увы, свято место было пусто: ни батюшки, ни посетителей, ни вопросов, ни ответов…

Ну вот, хоть что-то для души — фотовыставка, посвящённая последнему русскому Царю-страстотерпцу Николаю II. Почему-то здесь же, в ряду фотографий Царской Семьи и храмового комплекса Феодоровского городка, что в Царском Селе, была картинка, изображавшая Прп.Сергия Радонежского, кормившего медведя, а под ней преинтереснейшая надпись: «Символом народной святости в Русском городке, подобно Серафиму Саровскому в Феодоровском государственном соборе, является народный святой — прп.Сергий Радонежский — кормитель медведя в лесной чаще». Я и не знала, что игумен земли Русской славен главным образом тем, что был «кормителем медведя в лесной чаще»…

 А вот стенд с детской, надо полагать православной, литературой. Подхожу. В глаза бросается заголовок книжки: «Волшебные очки. Пауки и насекомые». Уже хорошо… Дальше — лучше. На обложке — фотография огромного мохнатого паука и надпись: «Надень волшебные очки и… постарайся не вздрагивать от страха и отвращения, когда со страниц книжки на тебя посыпятся пауки, жуки и многоножки!» Я уже молчу о том, что правильно пишется «посыплются», но почему на меня вообще должны сыпаться пауки и прочая мерзость на православной выставке?! Или её перепутали с хэллоуином? И какое впечатление останется у ребёнка от православной выставки после такого «дождичка»? Захочет ли он ещё раз пойти на православную выставку?

Вернулась опять в торговые ряды. Половина мест пустовала, и там сваливали пустые коробки, клочки бумаги, всякий мусор. То есть вот тут иконы, товары, а рядом — мусорная свалка. В одном из таких закутков рядком стояли ящики для пожертвований, читаю: «Жертва на украшение и содержание храма св.блгв.князя Димитрия Донского»; «Для пожертвований на строительство храма прп.Серафима Саровского в пос.Новоселино Ломоносовского р-на». И ни одного батюшки или хотя бы представителя прихода. Ощущение унылой ненужности, неприкаянности, скуки, фальшивости происходящего не покидало меня все полчаса, пока кружила по выставке. Почему этот, по сути, супермаркет, где соседствовали бутылки с алкоголем и иконы, пуховые шали, шляпки и мощи Свт.Николая, хлеб и пауки, назвали православной выставкой? Это больше походило на пародию на настоящие выставки либо наспех сделанное — тяп-ляп — мероприятие. Не спасала даже запись монастырского мужского хора, певшего на русском языке греческий православный гимн Пресвятой Богородице «Радуйся, Невесто Неневестная», слова и мелодию которого свт.Нектарий Эгинский, по преданию, услышал от Ангелов. Единственное приятное воспоминание — транслировавшаяся видеозапись беседы профессора Московской Духовной академии А.И.Осипова, предоставленная православным телеканалом «Союз», которую слушали три бабушки.

Если верить рекламным щитам, то эта, с позволения сказать, православная выставка «На Смоленке» работает круглый год, меняются только предпосылки. Так, с середины ноября по 10 января 2015 года вахту примет «Рождественская православная выставка-ярмарка». И она, естественно, тоже «наш ответ на санкции». Кстати, один приятный момент — «бонус» (слово-то какое — русское, православное!) для арендаторов торговых мест — «неделя аренды бесплатно». Подумаешь, неделя, выставка-то круглогодичная. Только меня на такую выставку больше и калачом не заманишь.

Побывала Варвара АКИМОВА


Рецензии
волосы однажды дыбом встали. На двери одного храма висела табличка со словами: "Свечи, купленные вне храма, не являются жертвой угодной Богу". Вторая надпись на двери храма, была показателем религиозности данной территории. Проезжал в Липецкой области через село Конь-Колодезь, растянувшееся вдоль дороги, у дороги же приютился и маленький храм, а на его двери таблица:" Пьяным и с сигаретами в храм вход запрещён!" Каково батюшке-то с такими прихожанами?

Игорь Иванович Бахтин   10.12.2014 18:54     Заявить о нарушении
Игорь! Насчёт жадности настоятелей, запрещающих приносить с собой свечи, купленные не у них, можно анекдоты рассказывать. Однажды я хоронил родственника и мне сделали замечание, что свечи я раздал чужие ( это были настоящие монастырские, восковые свечи). Я разозлился, на глазах у настоятеля вытащил мобильник и стал звонить митрополиту. Они испугались - и всё успокоилось. Слишком много в нашей Церкви сребролюбцев! Да, будучи с арх.Амвросием (Юрасовым) в Ивановской области, на дверях одного сельского храма прочитал удивительную надпись: "Просьба двери больше не взламывать - красть нечего". Александр Раков.

Александр Раков   10.12.2014 19:53   Заявить о нарушении