Легенды живут вечно ч. 1

               
                Свечение времён прошедших


Даже тогда, когда время истончает главный вопрос – сущность легенды, она остаётся жить со своим крючковатым вопросительным знаком, состарившимся, согнувшимся в три погибели, но живым.
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ -  самый стойкий знак.
Исчерпывающих ответов на главные вопросы бытия, увы, пока так и нет.
        А нужны ли они вообще, хотя ищут их со страшной силой?

О русской истории, особенно о жизни  элитной  части населения, в советское время знали мало, сведения были неточными и часто искажёнными.  Одна трагическая страница истории первой волны эмиграции чего стоит!

Россия теряла ЛУЧШИХ.
 
 А уж царствующая династия вообще показана как в кривом зеркале.  И только с описания трагических событий гибели последних Романовых  брешь лжи и выдумок начала пробиваться лучами правды, хотя знак вопроса, хоть и сильно похудевший, продолжает иметь место быть.

Император Александр  I  и старец Феодор Козьмич – одно лицо или нет?
Различные книги, очерки, статьи с этой полемикой попадались мне то и дело на протяжении жизни. Я их читала, либо бегло просматривала с заранее сложившимся убеждением, что всё это блеф, не стоящий серьёзного внимания. Однако к началу XXI века интерес к династии  Романовых  и к русской истории в целом неизмеримо возрос, и у меня тоже.

Перечитаны «Отец Сергий» и «Посмертные записки старца Фёдора Кузьмича» Льва Толстого. Ещё и ещё раз обдуманы путь самого Толстого и причины его ухода, прочитан ряд эссе по роману Даниила Андреева «Роза мира», роман Леонида Бежина "Молчание старца", пересмотрены по возможности все интернетные материалы по этой теме.     Моя глубокая убеждённость: «Не может быть!» значительно поколебалась, и я решила изложить свои соображения на бумаге (мониторе), чтобы, прежде всего, разобраться самой в обилии мыслей и убедительных строк в защиту «ДА» и «НЕТ».
Льщу себя надеждой, что мои эссеистские рассуждения кому-то окажутся  любопытными.
Итак…  В путь!




20 ноября 2014 года в Москве, в Александровском саду, около древних стен Кремля, возле Боровицкой башни, в честь  200-летия победы России над Наполеоном торжественно был открыт памятник русскому Императору Александру I, работы Салавата Щербакова.

                Почему именно ему?

Сложилось довольно прочное историческое мнение, подтверждённое рядом убедительных фактов, что именно он – Благословенный -  сделал для России (и даже Европы) больше иных правителей.
Во время его царствования именно Россия, и прежде всего её Император, стояли у истоков формирования политики европейской безопасности.
Созданный по его плану  « Священный  Союз» вполне отвечал духу своего времени.
Эпоха Александра I – время укрепления и обновления России. Император вынашивал серьёзный план по отмене крепостного права, но  понял, что время пока против него, что невероятно его огорчило.
Пробовались различные варианты, чтобы армия сама себя кормила (Аракчеевские военные поселения), но и это не сработало.
Особенно трудно Александру было после смерти Кутузова (28.4.1813 г.) – все важнейшие решения приходилось брать на себя.
Даже не очень  «праздновавший» своего коронованного тёзку, Поэт поднял за него прекрасный тост:
                «Ура, наш царь! так!  выпьем за царя.
                « « « « « « « « « « « « « « « « « «» « «»
                Он взял Париж, он основал лицей».

Напротив памятника установлены барельефы с изображением крупных сражений, в том числе  Бородинской битвы, двух храмов (Христа Спасителя в Москве и Казанского кафедрального собора в Петербурге), самого императора и…Серафима Саровского.
Для истории, которую я начала рассказывать, истории об Александре I не Императоре, не вОине (хотя и этого не избежать), а  человеке с необычным, очень сложным (на что были достаточно веские причины) духовным миром, этот фрагмент необыкновенно важен. И поскольку его не обошли вниманием в самых высших сферах, полагаю, что ТАК думаю не только я.

В 2005 году в Эрмитаже состоялась грандиозная выставка «Сфинкс, не разгадан ный до гроба», рождающая впечатления уж никак не завершаемые точкой, разве что многоточием. Здесь же были зашифрованные стихи Пушкина:
                Чудный сон мне Бог послал –
                С длинной белой бородою
                В белой ризе предо мною
                Старец некий предстоял
                И меня благословлял.
А также его    рисунки на полях листа, как всегда, продолжающие не прекращающую работать мысль (в центре – царь, сменивший «златой венец» на «клобук»).
Чтобы понять внутренний мир человека, да ещё  такого сложного, как Благословенный, совершенно необходимо познать путь его становления, путь к зрелости, к принятию важнейших решений своей жизни. Познать и понять те или иные обстоятельства, приведшие именно к этим решениям.

Продолжение следует.


Рецензии
История, особенно когда интересно изложена, захватывает внимание и будоражит воображение.
Спасибо, Нелли!

Рефат Шакир-Алиев   16.01.2015 01:35     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.