Поздняя встреча
Жили они вчетвером: Алла с мужем, их дочь, и внучка Маруся. В доме-новостройке у них была удобная пятикомнатная квартира. Она соединяла две квартиры – 2-х и 3-х комнатную, а между ними получился коридор, напоминавший улочку какого-нибудь европейского городка - столько в нем было цветов. Кованые фонари. «Прикольно» - говорила о них Маруся.
Петр Иванович, муж Аллы, работал в Министерстве, занимал ответственный пост. Приходил поздно, хотя всегда стремился к семейному ужину. Его ждали. Их дочь Лариса, мать Маруси, была красивой женщиной с длинными, каштанового цвета, волосами, худенькой и стройной, и казалась хрупкой для своих 40 лет. Она скорее походила на ровесниц своей дочери, Маруси. Преподавала в музыкальной школе по классу фортепиано.
Жизнь Аллы с Петром Ивановичем протекала размеренно и спокойно. Собираясь вместе за ужином, обсуждали события дня, новости. Спорили, соглашались, находили общее. Беседы за столом проходили весело и задорно, всем было интересно. В такой свободной и раскованной обстановке они чувствовали себя комфортно.
Алле никто не давал ее 60 лет. Полноватая, но подтянутая, модно подстриженная, она любила хорошую одежду, подходящую возрасту. Отличалась спокойствием, в ней не было суеты движений. Всегда держалась с достоинством и была при этом удивительно женственной.
Выйдя на пенсию по настоянию Петра Ивановича, не жалела об этом. Много читала, любила свой дом, заботилась о нем и его обитателях. Переживала за разведенную дочь, старалась учить уму-разуму внучку, чтоб та не повторила судьбу своей матери.
Маруся росла порывистой, импульсивной, эмоциональной девочкой. Всегда пребывала в состоянии влюбленности, хотя объекты ее юношеской любви и не догадывались об этом.
В этот раз Петр Иванович остался без летнего отпуска – была напряженка на работе. Но Алле хотелось отдохнуть – и с началом учебного года решили отправить ее в Анапу вместе с Марусей. В школе это разрешили.
Анапу выбрали потому, что море там неглубокое, и за Марусю можно быть спокойной. Там она часами могла не вылезать из воды.
Анапа удивила их – расстроилась, похорошела, было много зелени, цветов, все располагало к отдыху. Петр Иванович забронировал им места в недавно открывшемся отеле, на самом берегу моря, рядом с чуть поросшими ивняком песчаными дюнами.
В отеле было много детей, с мамами и бабушками. Много детских аттракционов, анимационных затей.
В день приезда море немного штормило. Дул свежий ветер, накатывали веселые волны, в которых так здорово было прыгать и кувыркаться.
Детский шум и гам не раздражал Аллу. Пока Маруся плескалась в море, играя с волнами, она уютно устроилась под зонтиком и с удовольствием погрузилась в чтение. Сентябрьское солнце было еще жарким, но постоянный ветерок с моря приносил свежесть и прохладу. Незаметно Алла задремала.
Разбудил ее какой-то шум. По кромке берега бегал мужчина, о чем-то расспрашивал отдыхавших людей, разводил руками. Глядя на море, то и дело громко кого-то звал. В его тревожном голосе чувствовались испуганные нотки.
Маруся, купавшаяся в море, заметила вдали коричневого от загара мальчишку лет пяти, который гонялся за медузами. Он забрался так далеко от берега, что море хотя и было мелким, волны порой накрывали его с головой и могли сбить с ног. Маруся спросила, с кем он, где его родители. Но мальчишка ее не слышал, так увлекся своей охотой. В его пластиковом кульке уже болталась добыча – три больших медузы. «Это - дедушке. Я хочу принести ему много медуз, пусть удивится» - сказал он, захлебываясь от восторга и от набегающих волн.
Волнение моря усиливалось, и Маруся решила отвести его поближе к берегу. Разговорились. Мальчик сказал, что его зовут Артем, что он здесь с дедушкой. Дедушка не разрешает ему самому входить в море, но сейчас он занят, играет в шахматы. Вот и захотелось сделать ему сюрприз - настоящий морской подарок.
Артем, видимо, уже давно был в море, посинел от холода, губы дрожали, но не замечал этого и не хотел выходить из воды. «Я знаю, где много медуз. Пойдем со мной», - она решительно взяла его за руку и потащила ближе к берегу.
А там вокруг мужчины уже собрались люди. Советовали обратиться в службу спасения. Мужчина был бледным, хватал себя руками за голову, что-то быстро говорил не по-русски и, казалось, готов был заплакать.
Алла увидела, как ее дочь выходит из моря, держа за руку незнакомого ей ребенка, сразу все поняла и, обращаясь к мужчине, закричала: «Успокойтесь, похоже, вот ваш внук». Мужчина радостно взмахнул руками и бросился к выходившей из воды Марусе с темнокожим ребенком. Он схватил его, прижал к себе и стал беспорядочно говорить Марусе слова благодарности.
Подошла Марусина бабушка, Алла. Увидев ее, мужчина вдруг замолчал и словно остолбенел. «Это ты? Неужели это ты? Я узнал тебя! Столько лет прошло… А ты? Ты узнала меня? Я Артур». Он взял Аллу за руку, заглянул ей в глаза. Маруся удивленно спросила: «Бабушка, кто это?». Он посмотрел на Марусю, потом снова на Аллу. «Вот и встретились наши внуки».
В глазах у Аллы стояли слезы. На нее нахлынули воспоминания о встречах и событиях давней молодости. Все пережитое пронеслось перед ее взором, как наяву.
…Они познакомились сорок лет назад, на вечере в военном училище, куда ее пригласила подруга. В этом училище учился ее брат.
Девушек было мало, так как приглашали только тех, кто был хорошо знаком курсантам. Им уже через год предстояло разъехаться по местам службы. У многих не было знакомых девушек. А всем хотелось любви.
Большой зал, хорошо натертый паркет, громкая музыка, обилие молодых людей в красивой военной форме - все это как-то оглушило Аллу. Она любила танцевать и с удовольствием кружилась в вальсе, мило улыбаясь пригласившему ее курсанту.
Об этом хорошо помнил и стоявший рядом мужчина с ребенком.
…Он сразу заметил ее среди танцующих пар. В белом легком платье, милая и очень женственная, с мягкими, плавными движениями – ее нельзя было не заметить. Она приветливо улыбалась кому-то.
В его душе что-то неожиданно перевернулось. Какой-то комок подкатил к горлу, сердце застучало с бешеной силой. «Будет моей», - подумал он. «Моя», - еще раз мелькнула мысль, но тут же – «Так не бывает, ведь даже слова друг другу не сказали».
Артур пригласил ее на следующий танец, и она кивнула головой. Молчали. Лишь провожая на место, спросил, как зовут, учится ли, работает? Не отпуская, предложил продолжить танец.
В его душе нарастало волнение. Что это - чувство приближающейся любви? Казалось, что ради этой девушки он сможет все.
По окончании вечера у курсантов оставался час увольнения для провода девушек. Едва уложились в этот срок. По пути он рассказал о себе, о своих родителях. Для нее оказалось удивительным, что он рос «трудным» ребенком, хулиганом. Его отец, тоже военный, служивший командиром части, в воспитательных целях устроил его в военное училище, которым командовал его друг. Узнала, что у него большая семья. Особой любовью и уважением у него пользовалась старшая сестра, которая была замужем.
Прощаясь, пригласил ее встретиться через неделю. Сказал это тоном, не допускающим возражений. Она промолчала, улыбнулась. Ее привлек и заинтересовал живой темперамент нового знакомого. Он был по-своему красив: смуглый, стройный, высокий, с очень живыми черными глазами.
Всю следующую неделю Алла вспоминала о нем с теплой улыбкой. Стали встречаться. Иногда Артур прибегал к ее дому неожиданно, без увольнительной, сбежав из училища, и громко насвистывал под окнами популярную тогда мелодию: «Песня первой любви до сих пор жива…».
В конце лета, провожая Аллу домой, неожиданно поцеловал в губы. Это был первый поцелуй в ее жизни. Губы его были мягкими, нежными. Она засмущалась, возмутилась: «Никогда больше не делай этого». Он, улыбаясь, ответил: «И не посмею даже».
Вскоре он предложил ей выйти за него замуж. «Я же учусь», - сказала она. «Ну и что?» - невозмутимо ответил Артур. «У моего отца большие связи, он поможет перевести тебя в Ереван, я буду там служить». «А мама?» «А маму тоже выдадим замуж». Решения он принимал по-военному молниеносно. «Через неделю приезжает старшая сестра, она познакомится с твоей матерью».
Но встреча эта так и не состоялась. Мать Аллы, услышав о предложении Артура, расплакалась, раскричалась. «Не бывать этому», - повторяла она.
На глазах матери протекала жизнь ее сестры, вышедшей замуж за человека другой национальности. Муж поначалу был пылко влюблен в нее, но это скоро прошло. В последующем и не любил, и не уходил из семьи. Жизнь с ним оказалась тяжелой, они часто ссорились. Так и не смогли понять друг друга. Родившихся двух сыновей отец воспитывал по-своему. Он не считался с матерью. Всю жизнь прожила в унижении.
«Нет! Окончишь институт, тогда и будешь сама решать свою судьбу. А пока я за тебя в ответе». Таким было решение матери. Она даже не открыла дверь, когда к ним в дом пришел Артур со своей сестрой.
Алле, конечно, Артур нравился. Была ли это любовь, она не знала. Ее привлекало его восторженное внимание к ней. Это было непривычно и интересно. С ним было легко и весело.
Но при встрече она твердо сказала, что у них ничего не выйдет. Против мамы она не пойдет. Артур выслушал это молча и ушел, не попрощавшись. Больше она его не видела. От знакомых девчонок узнала, что он, как и планировал, уехал в Ереван.
Скучала, долго помнила о нем. Но мнение матери и родных было решающим.
Через несколько лет познакомилась с Петром Ивановичем. С ним, спокойным, рассудительным, внимательным к ней, она прожила счастливую жизнь в любви и благополучии. Вырастили Ларису, а сейчас заняты уже и Марусей, любимой внучкой.
И вот Алла и Артур встретились вновь. Вспыхнули воспоминания о прекрасных днях юности. Они стояли, глядя друг на друга, и молча улыбались. А Маруся, продолжая держать за руку маленького Артема, с удивлением смотрела на них. Она не узнавала бабушку. Та вся будто светилась, глаза блестели. Заметив внимательный взгляд внучки, застеснялась.
«Приглашаю тебя сегодня в ресторан. У нас есть, что вспомнить. Ведь не откажешь?», - спросил он. «Кто это?», - поинтересовалась Маруся. «Мой бывший жених» - ответила ей бабушка. «И ты пойдешь с ним в ресторан?» «Пожалуй, да. Хочется развлечься. Побудешь немного одна?».
Собиралась долго и тщательно. Сетовала на ушедшую молодость. «Макияж только на глаза», - попросила Марусю. Та умело взялась за дело. «Морщинки, бабушка, украшают женщину. Это же твое богатство. Они никогда не портят лица. Лишь бы глаза светились», - говорила Маруся, повторяя когда-то сказанные ей бабушкины слова.
Артур уже ждал ее. Такой же высокий, смуглый и худощавый, как в молодости. Только поседевший. Одет был просто и современно, в белый джинсовый костюм. В руках держал одну розу насыщенного бордового цвета.
Они прошли в зал. Здесь его знали. Приветственно кивали головой, радостно здоровались. Он усадил ее за уже сервированный стол. Официант зажег свечи.
«Мы, конечно, изменились», - говорил Артур. – «Но в тебе осталось то, что я так любил – твоя неповторимая женственность. Ни у кого больше я не встречал такой», - говорил он, наливая в бокалы темно-красное вино и пододвигая к ней закуску – армянский лаваш с зеленью и острым сыром. «Я помню, ты любила сладкие вина. Помнишь кафе около парка? Мы ели это с твоей подругой».
Подали сочный шашлык из баранины. Она действительно любила кавказскую кухню. Ела с явным удовольствием.
Артур с любовью смотрел на нее. Его пронизывающий взгляд смущал. «Неужели я все еще способна вызывать такие чувства?» – думала она.
«Давай потанцуем», - пригласил он ее. С эстрады доносились звуки давно забытой мелодии.
Песня первой любви в душе до сих пор жива,
В песне той о тебе все слова…
Он по-мужски, властно прижал ее к себе. От него хорошо пахло здоровым телом и душистым табаком. Они танцевали с таким воодушевлением, что вызвали аплодисменты.
Он, как и тогда, в юности, смог устроить для нее праздник.
Рассказал, что давно уже не служит, у него небольшой, но достаточно доходный бизнес. Женат, трое детей, трое внуков. Артем – младший их них.
Признался, что искал ее в других женщинах, но без успеха. Жену любит, уважает, ведь она – мать его детей.
«Жаль, что то прекрасное, что было в нашей жизни, уже не повторится», - с грустью сказал на прощанье.
Они договорились писать друг другу - хотя бы редко.
Действительно, завязалась переписка. Она продолжалась долго и осветила их жизнь какой-то светлой печалью. Потом оборвалась – кто-то из них перестал писать.
Крыло судьбы лишь слегка коснулось их. Озарило оставшиеся годы светом той любви, которую они могли бы пронести вместе через всю жизнь.
Свидетельство о публикации №214121000596
У нас воспитали предвзятое мнение,
что людей другой национальности следует
опасаться. Это неправда. Я сама узнала
это совсем недавно.
Спасибо, Женя. Как всегда жизненно.
С теплом,
Филун Джарин 24.07.2016 13:15 Заявить о нарушении
Желаю дальнейших творческих успехов.
Евгения Евтушенко 2 25.07.2016 01:01 Заявить о нарушении