из моей книги полководец соня - уроки для дочки

ОТРЫВОЧЕК из моей книги "ПОЛКОВОДЕЦ СОНЯ, или В поисках Земли Обетованной" © - уроки для дочки.
   Книга "Полководец Соня, или В поисках Земли Обетованной" вышла в 2009-м году в серии "Русский роман XXI век" с большим предисловием Льва Аннинского.
   Книга была номинантом нескольких литературных премий. Продавалась в Москве, Санкт-Петербурге, Минске, Киеве, а также в Израиле, Армении, Германии, Австрии.
 
   Так как бумажные книги все проданы, то я разместила весь текст романа в электронном виде ТУТ, где его можно ПОЛНОСТЬЮ БЕСПЛАТНО СКАЧАТЬ или читать через опцию "Посмотреть", которая высвечивается, если поводить курсором по низу обложки:
   https://yadi.sk/d/YID9yQZTX54tA
---------------------------------------------------
   Но для начала посмотрите коротенький видеоролик об одном оптическом "обмане" -ТАК ТВОРЯТСЯ ИЛЛЮЗИИ... И как увидеть реальность: просто ПОМЕНЯТЬ УГОЛ ЗРЕНИЯ... всего-навсего посмотреть на то же самое с других сторон. Так происходит с любой информацией - с текстовой, с телевизионной в том числе...
   ЭТО К ТЕМЕ данного фрагмента :)
   А ВОТ ОБЕЩАННЫЙ ВИДЕОРОЛИК:


И ТЕПЕРЬ ОТРЫВОЧЕК ИЗ МОЕГО РОМАНА:
 
   "...С дочкой становилось всё интереснее. И Соня придумывала ей «приключения».   Каждый день — путешествие. Каждый отрезок времени — отрезок пути.
   Соня потихоньку учила Манюню жить «за Дверью», где чудеса, тайны, открытия.

   Утро начиналось с предвкушения. Куда сегодня отправимся? В зоопарк? В толстую книжку к динозаврам? В Африку или — ах! — вообще в кругосветку по глобусу? В музей? В себя? В альбомы с фотографиями? В мир волшебной химии? Пугающе-загадочной математики? Весёлой физики, где по волосам бегает электричество, перескакивает на расчёску и притягивает бумажки? Или в мир обычных вещей, которые, как в сказках Андерсена, живут таинственной жизнью — стоит лишь приглядеться, узнать больше об их характерах и истории…

   — Путешествие — это всегда знакомство с чем-то, а любое знакомство — путешествие.
   — Куда?
   — В неизведанное, в суть вещей и явлений. Под обёртками всегда — куча интересного!

   Определив — куда, надо было озаботиться тем, что взять в дорогу. В путешествия не отправляются с бухты-барахты. К ним готовятся. Что нам сегодня понадобится? Зонтик или какие-то умения? Путеводитель или знания? Ведь всегда вначале собирают вещи — стирают, латают, пришивают пуговицы. Для чего? Чтобы потом беспечно наслаждаться.

   Манюня уже знала: с тем, кто ленится собирать сумку, может случиться в дороге что угодно, поскольку в какой-то момент обязательно не окажется нужного, о чём не подумал заранее:
     «Не было гвоздя — подкова пропала.
     Не было подковы — лошадь захромала.
     Лошадь захромала — командир убит...
     конница разбита... армия бежит.
     Враг вступает в город, пленных не щадя,
     потому что в кузнице не было гвоздя»...

   Но некоторым так лениво собирать багаж, что они вовсе отказываются от пути. Но это значит — и от приключений.
Не-е-етушки!

   Ах, как многому научилась Манюня вот так играючи — чтобы путешествие удалось! А когда ленилась — не удавалось. Уж Соня старалась, чтоб оно провалилось! Это называлось «сам дурак!»

   Пусть дочка примет неизбежность черновой работы, чтобы трудности не слишком напрягали.
В любом пути есть минусы — тяжёлая поклажа, препятствия. Но если настоящее путешествие, тогда главное — процесс и цель, интерес и восхищение. Не мелочи! С ними заранее миришься, проще реагируешь. Они — часть пути.

   А ещё Соня по опыту знала: когда на каждый день смотришь, как на путешествие, то почти не тратишь время впустую. Это выходит само собой — совершаешь меньше действий, не важных для сегодняшнего странствия. День становится цельным, осмысленным — вроде спектакля. Наполняется содержанием. Получается иная драматургия дня, иная композиция — с прологом, завязкой, развязкой. Ты сам — автор, режиссёр, актёр, публика. И если спектакль удался — автор с режиссёром в эйфории, главный герой «уставший, но довольный», публика аплодирует. Дни-путешествия запоминаются.

   — Если из таких дней складывается время жизни, то такая жизнь сама как путешествие, полное приключений! Ведь время — это и есть Главная Дорога! Кстати, очень важно понимать, кто с тобой рядом на том или ином этапе — попутчик или спутник…
   — А это разное?
   — Конечно. С попутчиком тебе просто по пути — до перекрёстка, где разбежитесь. У вас общая лишь часть дороги. Вот и идёте рядом. Не вместе — рядом! Болтаете, чтоб не было скучно. Даже помогаете друг другу. Но всё равно он сам по себе, ты сама по себе. Каждый — отдельный. А спутник — тот, с кем идёшь не рядом, а вместе. С-пут-ник — прислушайся к слову! — человек с пути. С твоего! Со-путник — разделяющий путь. «Со», «с» — это и есть «вместе». Конечная цель у вас — одна, сколь бы длинна и извилиста ни была дорога. Если даже вы разойдётесь на время, то обязательно встретитесь, обрадуетесь и снова пойдёте вместе, потому что вам — в одно и то же место. И смысл странствия понимаете одинаково, хотя характеры ваши могут быть разными. И восхищаетесь часто разным. Но своё восхищение передаёте друг другу — как бы удваиваете его. Со спутником видишь и чувствуешь больше. Со спутником сама становишься больше, всё вокруг — красочнее. Сплошная радость!
   — Ты мне спутник, мама!
   — И ты мне.

   Манюня, как и Соня, прислушивалась к словам, пытаясь «заглянуть под обёртку».

   — Мама, приятель — это с кем приятно?
   — Да. Приятно. Но не больше. И не надо требовать большего. Кстати, приятели часто становятся попутчиками. Они бывают неплохими товарищами, пока вы идёте рядом.
   — «Товарищ» — что ли от слова «товар»?
   — Да. У вас как бы общий «товар» — общее дело, которое вы делаете. Кончилось общее дело, общая часть дороги — ничто больше не связывает. И обижаться не надо…

   Соне хотелось, чтобы Манюня легче относилась к людям, не мучась претензиями, амбициями и не строя на пустом месте обидок.

   — А спутником бывает только друг? Но ведь «друг» — от слова «другой»?
   — Ну и что? Да, он — другой. Не совсем, как ты. Но если путь у вас общий, и цель одна, а вИдение того, что встречается по дороге, — разное, то он передаёт тебе своё вИдение, ты ему — своё. Именно поэтому с другом — со спутником — сама увеличиваешься, радость удваивается… Мы ведь про это говорили!
   
   — А как понять, может ли другой сделаться другом?
   — Для начала надо быть к этому готовой.
   — Это как?
   
   — Нарисуй отрезок.
   — Ну нарисовала.
   — Теперь нарисуй человечка, стоящего лицом к концу любой из сторон отрезка. Что он видит?
   — Точку.
   — А теперь перемести человечка — поставь сбоку. Что он видит?
   — Отрезок.
   — Да. Глядя как бы на одно и то же, наш человечек видит разное. Всё зависит от позиции… от расширения угла зрения. А теперь нарисуй двух человечков, чтобы каждый стоял напротив разных концов отрезка, а эти концы покрась разными цветами, скажем — один сделай красным, другой — синим. Первый человечек с пеной у рта будет доказывать, что конец отрезка — красный, второй — что синий. И каждый будет прав! Можно ли переубедить друг друга? Для этого надо, чтобы хотя бы один не стоял упёрто на месте, а отошёл и посмотрел бы сбоку на то, что казалось точкой, красной или синей — неважно. Достаточно просто отойти и посмотреть сбоку. Как мы выяснили, он увидит не точку, а линию. Но потом надо ещё и подойти ко второму человечку — посмотреть: что же видит тот? Наш человечек снова обнаружит точку, но уже другого цвета. Это называется «встать на другую точку зрения»… то, что большинство не умеет делать. Но этому следует учиться. Тогда не будешь тупо настаивать на своём. Ведь точка, на которую глядит второй, — в самом деле другого цвета! Чего ж спорить? Но ты увлеки его тем, что и он может увидеть больше, как это получилось у тебя, — предложи ему переместиться вбок, а потом ещё и встать на твоё место. Удивление, взаимный опыт расширения мира сблизит вас, может сделать друзьями.
   
   — А если он откажется?
   — Значит, не любопытен, малоподвижен, упрям. Ты сделаешь эти выводы, но не будешь злиться. Тем более что он не так уж неправ. Просто видит часть, а не целое. Он не спутник тебе — не с твоего пути: ты двигаешься, он стоит. Но по крайней мере вы не стали врагами. Более того, ты познакомилась с иной точкой зрения, кое-чему научилась. При необходимости сможешь с тем человеком разговаривать, потому что поняла его. И, благодарный за понимание, он тебя не отошьёт.
   
   — А как заставить его сдвинуться со своей дурацкой «точки»? Ему же лучше, если увидит мир разноцветным!
   — Попробуй заинтересовать: как оно — с другой стороны? Но не заставляй, не обзывай дураком… Может, у него есть причины не соглашаться с тобой?
   
   — Какие такие могут быть причины?
   
   — Послушай сказочку… «Летать так прекрасно! Полетаем вместе!» — сказала птица рыбе. Вытащила ту из воды, ухватив клювом плавник, — и ну им махать! Летать учила. А рыба возьми и сдохни… «Плавать так прекрасно! Поплывём вместе!» — в другой раз другая рыба сказала другой птице и утянула её под воду. Что произошло? Продолжать? Или ясно?..."

    ---------
БУМАЖНЫЙ ВАРИАНТ КНИГИ РАСПРОДАН.

НО Я ВЫЛОЖИЛА ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ДЛЯ БЕСПЛАТНОГО СКАЧИВАНИЯ - ТУТ:
    https://yadi.sk/d/YID9yQZTX54tA


Рецензии