Легендарный спектакль по одноимённой повести В. Ра

Иркутский академический театр имени Охлопкова привёз в Израиль легендарный спектакль по одноимённой повести В. Распутина «Последний срок». Начало турне было положено в Ашдоде, затем -Арад, Нацрат-Иллит, Хайфа и в завершение- Мигдаль Эмек.

Этот театр называли и называют сибирским МХАТом. За 160 с лишним лет он подарил российской сцене много замечательных актёров и актрис, сыграл почти весь отечественный и зарубежный драматический репертуар. Примечателен театр и вышедшими из неё выдающимися мастерами сцены и кино, такими как: Леонид Иович Гайдай-выпускник иркутской театральной студии, позднее известный советский кинорежиссёр-комедиограф; Леонид Броневой, Глеб Стриженов, Михаил Светин, Наталья Каляканова и многие другие.

Театр носит имя известного русского режиссёра и актёра Николая Павловича Охлопкова, уроженца Иркутска, где и начинался его творческий путь, а продолжился в Московском театре имени Маяковского.

Его дело продолжают талантливые исполнители, в том числе: 3 народных артиста России: Виталий Венгер, Наталия Королёва, Тамара Панасюк; 14 заслуженных, 4 из которых играют в данном спектакле: Людмила Слабунова((Мирониха), Татьяна Двинская(Варвара),Игорь Чирва(Степан Харчевников), Владимир Орехов(Илья). В коллективе театра трудятся также заслуженные работники культуры и деятели искусства.

Актёры познакомили уже со своим репертуаром-как русской и зарубежной классикой, так и современной драматургией не только отечественного зрителя, но и зарубежного, побывав до Израиля в США, Японии, Германии, Польше, Болгарии, Монголии.

Автор повести по праву является одним из самых известных и талантливых писателей современной русской литературы. Он рассказал почти историю своей семьи, описав колоритно родную бабушку, её удивительные рассказы, просторечный  русский язык, на котором говорили все в деревне, включая самого Валентина Распутина, поначалу стеснявшегося его, приехавшего в город и закончившего университет, читающего французских и американских авторов. Однако не он один стыдился своего языка. До него были Шукшин, Астафьев, Абрамов, Носов и Белов, впоследствии понявшие, какое это богатство-простой русский язык, с его выразительностью и красотой.

«Последний срок» заслуженно считается одним из выдающихся спектаклей современного российского театра. Премьера спектакля состоялась 3 апреля 2008 года под руководством художественного руководителя Геннадия Шапошникова, который точно передал быт русской деревни в советской глубинке.  Постановка созвучна с философскими размышлениями режиссёра о смысле жизни: « Мы умираем постепенно. Рвётся духовная пуповина, которая связывала нас. Мы с лёгкостью отрываемся от корней, и нас носит по свету, как перекати-поле. В поисках чего нас носит? Что ищем мы и ищем ли что-нибудь вообще? Или эта тяга к перемене  мест досталась нам от предков-кочевников? Мы возвращаемся , но те, кто знал нас, с трудом узнают сквозь сегодняшнюю оболочку. Мы вдруг обнаруживаем в близком чужого. Неужели всё главное принадлежит теперь области воспоминаний?»

Народная артистка России Наталия Королёва, исполнительница главной роли старухи Анны, поражается великой простоте и правде самой жизни, описанной в повести. Главным в начале работы над спектаклем для актёров было сохранить эту авторскую правду, добиться простоты на сцене, которая далась не сразу. Актриса любит свою старуху Анну, считая по праву, что на таких женщинах земля держится и радуется, когда после спектакля к ней подходят зрители и говорят, что она точь-в-точь их мама или бабушка, то для неё это самая высокая оценка её работы.
 
Людмила Слабунова, сыгравшая в спектакле  Мирониху, взволнованно говорит: « Когда я всматриваюсь в судьбу своей героини Миронихи, в её нелёгкую жизнь, которую всю, до капли, как и Анна, она отдала детям, мужу, работе-всему тому, что нужно было пройти и преодолеть, мне открываются горькие судьбы многих простых и безвестных русских женщин, мало знавших мужскую любовь и тепло, но вдоволь хлебнувших злого лиха войны, голода, боли, смертей. Мне открываются их светлые лики, их духовная красота и сила, их мудрость.»

Итак, на сцене 3 места действия: комната в старом бревенчатом доме с её  немудрёной  бытовой утварью: деревянным столом и скамейками, сколоченными когда-то  отцом семейства, подвесным умывальником, зеркальцем, вёдрами с водой и ковшом, жестяной посудой, железной кроватью; баня и лавочка за оградой-вся эта обстановка  переносит зрителя в российскую глубинку.

Старуха Анна, лет 80-ти, находится при смерти. У неё 5 детей и она часто вспоминает поговорку: « Первый сын Богу, второй-царю, а третий-себе на пропитание». Сын Михаил, у которого она живёт, отбивает телеграмму своему старшему брату Илье и сёстрам-Варваре и Люсе-о её критическом состоянии. Приезжают все, кроме младшей сестрёнки Таньчоры.

Перед нами развёртывается на сцене картина утраты многих ценных человеческих качеств, показанных на примере этой большой семьи.

  Когда мать приходит в себя, то радуется тому, что её дети, разбросанные по миру и отступившие от народной мудрости: «где родился, там и пригодился», собрались вместе, и она имеет возможность перед смертью с ними увидеться, пообщаться, благословить их и со спокойной совестью отправиться на тот свет. Она обращается к детям с напутствием: « Я помру, а вам ишо жить да жить. И видеться будете, в гости друг к дружке приезжать. Не чужие, подимте, от одного отца-матери. Только почаще в гости-то ездите, не забывайте брат сестру, сестра брата. И сюда тоже наведывайтесь, здесь весь ваш род. И я тут буду, никуда отсюль не стронусь. Посидите надо мной, а я вам какой-нить знак дам, что чую вас, какую-нить птичку пошлю сказать.»

Но дети вместо того, чтобы уделить матери больше времени, поговорить с ней, посидеть рядом, рассказать о себе, занимаются своими делами, спорят, ругаются и обижаются друг на друга.

Автор в своём произведении затрагивает темы более глубокие и многогранные, чем может показаться на первый взгляд. Отношения между членами семьи, отношение к родителям, старость, понятия совести и чести, алкоголизм-все эти мотивы сплетены в единое отображение смысла жизни человека и действительности  в «Последнем сроке».
 
Проблема поголовного пьянства поставлена автором очень остро на примере  братьев и их односельчанина Степана Харчевникова, распивающих водку в бане,  купленную заранее на похороны матери. Они беззаботно вспоминают истории из жизни, рассуждают о противоположном поле, делая градацию между женщинами и бабами. Сосед рассуждает, что ему для жизни баба больше подходит, так как она на любую работу способна, в семье терпеливая и знает своё место, уступая во всём мужику. Пьяный Михаил пытается вяло защищать слабый пол, называя жён государственными женщинами, имеющими право и в суд подать, если её будет обижать муж. А неугомонный Степан отвечает, что от бабы ничего уже не осталось, зато сильно много женщины в ней стало, разочарованно сокрушаясь от своей прошлогодней поездки в город, где специально приглядывался к ним, желая увидеть бабу, «которая на мясе, а не на пружинках. Если где и встретится, так сердце за неё радуется, что сохранилась, а то ведь скоро мы их, как доисторических мамонтов, будем искать. Она идёт, так по ней видно, что у ней и мать была, и бабка , видно, что в жизни человек находится, а то ведь эти женщины-то, особенно которые помоложе, они все, как заводные куклы, одна на другую так похожи, не отличишь, где какая. Их не рожали, а на фабрике делали…»

Пагубное пристрастие к алкоголю на селе не на шутку беспокоит уходящее поколение. Старуха Анна вспоминает в разговоре с подругой Миронихой, что раньше на всю деревню был один пьющий мужик, которого и за человека не считали,  теперь пьют и мужики, и бабы, а «непьющего на руках надо носить и людям за деньги показывать: глядите, какая чуда». С отвращением удивляется: « И чё оне в ём находят, какую сласть? Да меня озолоти, я в рот не возьму. А оне ишо и деньги на его переводят.»

Причины этой болезни пытается для себя выяснить Михаил и делает вывод, что оскудела душой деревня. Раньше, «вроде как чувствовали работу, считали её за живую, а не так, что лишь бы день оттрубить.» Вот и пытаются люди заполнить образовавшуюся пустоту выпивкой. Да разве это возможно?!

Анна, отжившая свой век и ,не понимая современного мира, с грустью констатирует, обращаясь к единственной подруге Миронихе: «Мы с тобой, однако, уже 2 последние старинные старухи остались. Более нету. После нас и старухи другие пойдут-грамотные, толковые, с понятием, чё к чему в мире деется. А мы с тобой заблудилися…»

Хотя она и безграмотна: не научена письму и чтению, но обладает житейской мудростью и нравственным пониманием совести, справедливости и  чести, имеет чистую душу и материнское чуткое сердце с его всеобъемлющей любовью к ближнему.

  Хочется  выкрикнуть ей из тёмного зала, что это не она заблудилась в этом суматошном мире, а её эгоистичные и чёрствые дети, которые спешно от неё бегут по домам, так и не поняв, что им даётся последний срок и шанс что-то исправить, собраться духом и достойно проводить свою мать. И несмотря на всю любовь Анны, они так и не сумели использовать свой последний срок, а она, воскресшая ради них к жизни, не выдерживает предательства и  умирает неудовлетворённой.

Но ей не страшна сама смерть, о которой она много думала и знала её, как себя. За последние годы они стали подружками. Трогательно прозвучал монолог актрисы Наталии Королёвой, исполнявшей роль Анны: «Это неправда, что на всех людей одна смерть-костлявая, как скелет, злая старуха с косой за плечами. У каждого человека своя собственная смерть, созданная по его образу и подобию, точь-в-точь похожая на него. Они, как двойняшки, сколько ему лет, столько и ей, они пришли в мир в один день и в один день сойдут обратно: смерть, дождавшись человека, примет его в себя, и они уже никому не отдадут друг друга.»
Одного только не могла осознать старуха…

Татьяна Буйлова в роли Таньчоры является в мыслях к матери и задаётся тем же риторическим вопросом , вторя матери : «Отчего умирают маленькие? У маленького и смерть такая же маленькая, несмышлённая, она заиграется с ним, забудется да по нечаянности коснётся его и сама не поймёт, что натворила. А он-то, бог-то, где был, куда смотрел? Грех, грех, когда ребёнок, только-только родившись и не успев разобрать, что с ним, почему он видит в глазах свет и чувствует в животе голод, принужден тут же и потерять себя, не имея за собой даже капли вины, чтобы с ним можно было так обходиться. Зачем тогда его обманывали-рожали? Зачем показывали белый свет и дали человеческое понятие?»

  Мы видим на сцене всех детей, кроме младшенькой любимицы Таньчоры, проживающей замужем за военным в Киеве, которую ждёт мать, в тайне надеясь на светлую и чистую смерть после долгожданной и последней в жизни встречи.
Она так и не приехала , но её образ  часто возникает в  мыслях и воспоминаниях умирающей матери. Татьяна Буйлова в роли Таньчоры замечательно сумела раскрыть зрителям особый характер-мягкий и радостный-людской: необидчивый и забывающий всё плохое. Она и к матери относилась иначе, чем другие дети. Старуха вспоминала с умилением, как бывало, младшенькая бежала сбоку и лепетала: мамынька, мамынька- и удивлялась: откуда дочь взяла это слово, в деревне как будто никто его ранее не употреблял.

Матери одно и осталось перед смертью- воспоминания о душевных диалогах с Таньчорой:

-Ты у нас, мать, молодец.
 
-Это ещё пошто?

-Потому, что ты меня родила, и я теперь живу, без тебя никто бы меня не родил, так бы и я не увидала белый свет. Ты у нас и правда молодец, ты и не знаешь, какая ты молодец, ты лучше всех. Скажи, мы у тебя хорошие или нет?

-Я не говорю, что плохие.

-Значит, хорошие. И это всё ты, никто больше не смог бы родить и вырастить таких хороших людей, никто-так и знай. Нам с тобой сильно повезло. У кого ещё такая мать, как у нас? То-то и оно. Ты у нас будешь жить долго-долго, больше всех, потому что ты лучше всех, и мы тебя никому не отдадим, никакой старости. Я даже представить себе не могу, что мы сможем когда-нибудь остаться без тебя.

Старуха никогда не стала бы жаловаться на других детей, но выделяла всё-таки более других именно младшенькую. Таньчора писала нечасто, но всё же чаще других и прямо обращалась к ней: « Мама моя»,-заставляя старуху замирать от счастья.

Михаил, которого остальные ругают за плохую заботу о матери, любит по-своему мать, но  печалится более за себя, чем о грядущей горькой утрате близкого человека: « Мать…Это правильно. Отца у нас нет, а теперь и мать переедет, и всё, одни. Скажем от нашей матери давно уже никакого толку, а считалось, первая её очередь, потом наша. Вроде загораживала нас, можно было не бояться. А теперь живи и думай. Вроде как на голое место вышел, и тебя отовсюду видать. Опять о своих же ребятах, если сказать. При живой бабке они все будто маленькие, и сам ты молодой, а теперь вот умри она, ребята сразу начнут тебя вперёд подталкивать. Они же, холеры, растут, их не остановишь.»

Но иногда ложь бывает во благо. Михаил, видя, как мучается мать, ожидая дочь, солгал, будто отбил ей вторую телеграмму, в которой сообщил, что матери стало лучше и приезжать уже нет срочной необходимости.

Правильно ли он поступил или нет?- судить уже не нам.  Но Анна, понимая, что больше её ничего не держит здесь, никакая причина, умирает этой же ночью.

Этим печальным финалом Распутин пытается достучаться до каждого из нас, что настал «последний срок», чтобы опомниться и вспомнить о важности семейных связей и своём месте в современном социуме, о том, что поколение, которое будет жить после нас , продолжит всё хорошее и ценное, доставшееся ему от предков, включая  и многовековую культуру своего народа и традиции.

Говоря о постановке Геннадия Шапошникова, хочется привести слова самого автора повести Валентина Распутина: «Спектакль поставлен с любовью, в нём работают живые актёры и рассказывают о простых человеческих чувствах. Здесь нет слезливости, но есть слёзы, которыми люди очищают свою душу, заново осмысливая всё происходящее, осмысливая, может быть, свои поступки, свою жизнь.

Это лучшая постановка моей прозы из всех тех, что мне приходилось видеть. Эта постановка превосходит авторское представление, она получилась красивее, интереснее, значительнее.»

Актёры, которые играют на сцене роли из повести, также задумываются над своим пониманием смысла жизни и отношением к родителям: «Для меня встреча с творчеством Валентина Распутина-возможность покаяния. Возможность попросить прощения у своей мамы за всё то, может быть, нехорошее, ненужное, что я ей когда-то причинил…»( Степан Догадин в роли Михаила)

  Одно мы должны понять бесповоротно: оставаться людьми в любой ситуации. Чтобы наши родные и близкие не ощущали себя одинокими и брошенными, буквально, отбывающими свой последний земной срок…   


Рецензии
Интересный, серьёзный разбор спектакля по "повести В. Ра". Спасибо большое за сведения о театре. Творческих Вам успехов, Эльвира! С уважением, Галина.

Галя Елохина   11.12.2014 06:28     Заявить о нарушении
Спасибо, Галина, за отзыв и добрые пожелания! И Вам всего наилучшего! С уважением, Эльвира.

Эльвира Мухвалеева   11.12.2014 11:21   Заявить о нарушении