Поэты-декабристы против искусных лжецов в поэзии

В современных средствах массовой информации, и на сайтах типа «Проза ру» в том числе, каких только нет поэтов и прозаиков. К их числу принадлежу и я, так как публикуюсь на «Проза ру» и на «Стихи ру».
Как мне видится, поэзия - это проза особого рода. И ни в коем случае не должна быть «красным словцом», оторванным от реальности нашего бытия, как и проза. Будем откровенными – многие и «поэты» и «прозаики» грешат именно «красным словцом» и даже сгрупировались в «обьединения», а кое кто откровенно пишет: «Мне нравится играть словами, как жемчугом... и т.д.» и таких «поэтов» и «прозаиков» не волнует оторванность от реалий жизни. Именно исходя из этого, я предлагаю вниманию пишушей и читающей аудитории ознакомиться с тем, как поэты-декабристы относились к этому вопросу. 
Идеологическое  влияние Карамзина – писателя, пользовавшегося известным авторитетом, заключается в развитии целой программы, ограничивающей задачи и содержание поэзии созданием «цветника чувствительных сердец».

Он считал, что поэт – «искусный лжец», которому следует чуждаться всяких «бурных страстей» и даже изображая «натуру» - воспроизводить не «пожар природы», а идиллические, тихие картины:

«Народы, власти покоряйтесь,
Свободой ложной не прельщайтесь:
Она призрак, страстей обман»

Такова политическая основа понимания Карамзиным призвания писателя. Утверждая, что прекрасное – это то, чего нет в действительности, он писал:

«Если это прекрасное, подобно лёгкой тени, вечно от нас убегает, овладеем им хотя бы в воображении, устремимся за ним в мир сладких грёз, будем обманывать себя самих и тех, кто достоин быть обманутым».

Идейно-эстетическую программу Карамзина разделял и Жуковский. Он проповедовал в поэзии: «отрешённость от действительности», «стремление к уходу от противоречий действительности в так называемый мир «мистического откровения» и «чистого искусства».

При всех заслугах Жуковского в разработке поэтического языка, при всём его мастерстве переводчика, реакционная идейная сущность его поэзии была и тогда очевидной.

Пониманием этой сущности и были продиктованы известные слова Рылеева о Жуковском в письме к Пушкину:

«Мистицизм, которым проникнута большая часть его стихотворений, мечтательность, неопределённость и какая-то туманность, которые иногда в нём даже прелестны, растлили многих и много зла наделали».

Так мог писать о Жуковском только человек, чувствовавший гражданскую ответственность за воспитание молодого поколения в духе высоких идеалов, а не проповеди «интимной дворянской поэзии».

Раевский в своём стихотворном наказе Пушкину, посланном из тюремного заключения в 1822 году, писал:

«Оставь другим певцам любовь!
Любовь ли петь, где брызжет кровь,
Где племя чуждое с улыбкой
Терзает нас кровавой пыткой,
Где слово, мысль, невольный взор
Влекут, как явный заговор,
Как преступление наплаху,
И где народ, подвластный страху,
Не смеет шёпотом роптать»

 Кто же он, посмевший давать наказ Пушкину?
Владимир Федосеевич Раевский, получивший в исторической литературе наименование «первого декабриста», родился в 1795 году. Раевский – один из героев Отечественной войны 1812 года, участник многих сражений, был членом «Союза благоденствия» и руководителем его бессарабской группы. Раевский первым из декабристов подвергся суду и преследованию. Он был в 1822 году арестован в Кишинёве по обвинению в революционной агитации среди солдат дивизионной школы. В течение четырёх лет Раевский находился в заключении в Тираспольской крепости, а после восстания  14 декабря 1825 года привлекался к следствию по делу декабристов. Пробыв два года в тюремном заключении, он был отправлен в Сибирь на поселение; после манифеста 1856 года остался жить  в Сибири и только однажды на короткий срок приехал в Петербург. Умер Владимир Федосеевич Раевский в 1872 году в месте своей ссылки – селе Олонки близ Иркутска.

Раевский был одним из самых последовательных защитников гражданских тем и национально-самобытнго развития русской литературы. Пушкин познакомился с Раевским в Кишинёве в 1821 году и был с ним в близких, дружеских отношениях. Раевский убеждал Пушкина разрабатывать темы из русской истории (очевидно, под его влиянием Пушкиным, рьяным учеником Жуковского, была начата поэма «Вадим»).
 «Первый декабрист» - В.Ф.Раевский был приговорён к смертной казни, заменённой на вечное поселение в Сибирь. Он до конца своей жизни оставался твёрдым и непреклонным борцом за свободу, борцом против тех, кто отчизну «сковал железной рукой и заклеймил и рабством и позором».

Не следует из этого заключать, что темы любви, дружбы, природы поэты-декабристы считали недостойными для себя: речь шла об основном идейном направлении художественного творчества. В этом же смысле следует понимать и признание  Рылеева в посвящении к поэме «Войнаровский» - «Я не поэт, а гражданин». Этим он хотел выразить свою чуждость узко-литературным заданиям, свое презрение к тем «поэтам-эгоистам» и «досужим журналистам», которые
«...тогда, Как вспыхнула война
На юге за свободу, -
О срам! о времена! –
Поссорились за оду!»

В своих воспоминаниях о К.Ф.Рылееве и его понимании сущности поэзии Николай Бестужев писал:

«Единственная мысль, постоянная его была пробудить в душах своих соотечественников чувства любви к отечеству, зажечь желание свободы. Такое намерение уже само по себе носит отпечаток поэзии, где бы оно ни было приведено в исполнение, но становится совершенно поэтическим, когда окружённые шпионами деспотизма, посреди рабских похвал, посреди боязливой лести и трусливого подобострастия, посреди целой империи, стенящей под игом тяжкого самоуправства, мы вдруг внимаем голосу поэта, возвещающего нам высокие истины, впервые нами слышанные, но знакомые нашему сердцу. Сама природа влагает в нас понятие о свободе, и это понятие, этот слух сердца так верны, что как бы ни заглушали их, они отзовутся при первом воззвании. В чём же другом заключается поэзия, как не в пробуждении отголоска на песни её в нашем сердце!»


Рецензии
Интересная статья, спасибо! Но вот то, что---поэзия - это проза особого рода---
с этим несогласен. Думаю, что Поэзия-это смысл, под большим давлением отлитый в ритмические или рифмованные строчки. И ее задача-обогатить внутренний мир человека, чтобы он чувствовал себя живым совсем не так, как растение. Думаю, и политизировать ее тоже незачем, заканчивается это плохо. Вот В.Маяковский гордился тем, написал---сто томов моих партийных книжек---И кто сейчас их читает?
Кому они нужны? Только макулатуре! С уважением

Александр Багмет   06.01.2015 08:40     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Александр.
Вы пишите: "Думаю, что поэзия...", и это хорошо, что вы думаете,но это вовсе не означает, что это"единственно верное"размышление. Если Вы внимательно прочтёте письма Жуковского к Пушкину и наоборот, то вы узнаете как ПОЭТ-ПУШКИН видел труд поэта. Его виденье отличается от вашего. А что уж говорить о Есенине, который вообще сказал: "Наплевать мне на известность и на то, что я поэт..." и тяготел к прозе?!
Если же Вы ознакомитесь с трудами корифеев психоанализа, то вообще удивитесь их единодушному выводу насчёт поэтов и их творчества.
Как видите, Александр, не один Вы думаете по вопросу поэзии, как процесса труда.
Второе ваше "Думаю, и политизировать ..." говорит мне о том, что Вы и с поэтами-декабристами не единомышленники в отношении поэзии. Безусловно, это ваше право, но оно так же не "единственно верно".
А вот насчёт Маяковского, как я вижу, Вы совсем не правы. Поэзию Маяковского - поэта революции не просто читать нужно, а по его поэзии (особого рода) историю страны того времени изучать стоит.
А то, что "И кто сейчас их читает?" в этом Вы правы. Сейчас вообще мало кто читает не только Маяковского. Но я уверен - будут читать, постепенно избавляясь от дурмана бездуховности.
И последнее - из каких источников Вы почерпнули о 40-а миллиардах В.В.Путина спрятанных в американских банках? Это не праздный вопрос. Раз вы пишете об этом, значит знаете и можете подтвердить вами сказанное. Иначе это выглядит пропагандой
и пороченьем ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ.

Михаил Ханджей   06.01.2015 09:46   Заявить о нарушении
Михаил, о 40 я лишь повторяю мнения экспертов, в Инете можете найти, не делайте из меня госпреступника. Что до поэзии, это естественно, мое мнение, я его никому не навязываю. У кого есть что сказать о поэзии, буду рад услышать. Поэзия-моя ежедневная пища. Другие-пусть как хотят. Что до В.В.М., мое мнение неизменно. Загубил свой большой талант в угоду партии. Читать его не в состоянии еще и потому, что он ломает руки и ноги русскому языку. Мне это очень неприятно.

Александр Багмет   06.01.2015 10:37   Заявить о нарушении
Александр, дайте ссылку в интернетсайтах о 40 миллиардах Путина. Я довольно регулярно слежу за публикациями политологов и экспертов, но такой информации не встречал. Так что прошу уважте.
Объясните мне ваше выражение о том, что поэзия - это ваш хлеб ежедневный. Вы что профессиональный поэт? Или эксперт лингвистики?
Маяковский не поэт загубивший талант, а ПОЭТ РЕВОЛЮЦИИ. И он не виновен в том, что вы не можете его произведения читать. Я неоднократно слышал декламацию его стихов на сцене. Ни один из чтецов не выломал себе ни рук, ни ног, ни языка., а слушатели аплодировали чтецам стоя.
Да что я Вам, как в ликбезе, преподаю? Вы взрослый человек с устоявшимися убеждениями так что перестанем.

Михаил Ханджей   06.01.2015 11:52   Заявить о нарушении
Я не профессиональный поэт, но профессиональный читатель поэзии.

Александр Багмет   06.01.2015 13:11   Заявить о нарушении
Михаил, у каждого свои поэты. Мне, например, чужд Некрасов при всем его таланте, о В.В.М. я уже сказал. С уважением

Александр Багмет   06.01.2015 13:14   Заявить о нарушении
Александр, ответ ваш насчёт восприятия поэзии (и не только) мне ясен был ещё вчера.
А ссылку в Интернете о 40 миллиардах Путина в американских банках я ещё раз прошу мне дать. Это же так просто - дать ссылку, если таких статей полно, как Вы говорите, хотя бы на одну.


Михаил Ханджей   06.01.2015 13:24   Заявить о нарушении
Михаил, я не помню, простите, но найти можно. Многие об этом писали, странно, что Вы не заметили. Точка.

Александр Багмет   06.01.2015 14:19   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.