Вхождение в Бикин. Фрагмент из Вверх по Бикину

Подвезший меня лесовоз ушел туда, где уничтожается уссурийская тайга, превращаясь просто в деньги. Шум двигателя растворился в лесу, и путешествие, о котором я мечтал с детства, началось. Теперь в моих планах прогуляться к верховьям Бикина. Того самого, который за девственность окружающей его природы и большое количество проток называют Русской Амазонкой, по которому спускался сто лет назад Арсеньев со своим проводником Дерсу Узала, где сейчас самая большая в Приморье популяция тигра. Хочу пройтись неспешно, один на один с здешней тайгой и с ее обитателями. Каждой частицей своего существа, впитывая в себя этот мир, неведомый за каждым поворотом, где каждый шаг в неизвестность. Сколько продлится мое путешествие решать не мне. Это, как позволит погода и другие, неведомые мне пока, обстоятельства.
Вскинув на плечи рюкзак, не пройдя и километра, вижу сбоку от дороги свой первый в жизни тигровый след. Отпечатки на влажной обочине свежие, скорее всего ночные, размером с десертную тарелку. Ощущения разом обострились. Теперь, вне всякого сомнения, я нахожусь в местах, где присутствие тигра обыденная реальность. Чуть больше десяти лет назад именно в этих местах было два нападения тигра людоеда на человека. Того тигра чудом отстреляли но, судя по следам, есть здесь и другие. А с появлением дороги, добавилось и людей, способных, увидев тигра, со страху, или по дурости, выстрелить в него, сделав подранка ненавидящего человека. Я невольно обернулся и осмотрелся по сторонам. Дорога пуста, а по ее краям плотной стеной лес.
На первый взгляд обычный, похожий на привычную для меня, соседнюю с местом жительства, тульскую засеку или лес в глубинке Костромской области, только с сопками и редкими кедрами на них, но след тигра более чем красноречив.
Я живо представил себе, как ночью, укрывшись от лунного света в тени деревьев, мощный зверь бесшумно шел вдоль дороги, которая его раздражает вторжением в его мир людей с их техникой и чуждыми ему запахами. Но в дороге были и свои плюсы. Она давала ему новые возможности в добыче пропитания. На дороге проще, чем по шуршащей дубовой и ясеневой листве, передвигаться совершенно бесшумно. Здесь можно почти мгновенно, на мягких сильных лапах настигнуть пересекающих дорогу или оказавшихся рядом с ней косулю, кабана или изюбря.
С другой стороны, здесь, как и на других изрезавших уссурийскую тайгу дорогах, он и его собратья больше, чем где-либо, рискуют попасть под выстрел. Известно, что чаще всех в Приморье тигров видят именно водители лесовозов.
Пока проходил оставшуюся до моста через Бикин часть пути, мимо прошуршало несколько джипов. Строящаяся дорога Хабаровск-Находка открыла слишком легкий доступ к заповедной реке. Не доходя моста, справа небольшая база. Около нее более двух десятков машин. Здесь за некоторую плату можно оставить свой транспорт, нанять бат с мотором и проводниками или уйти вверх по реке на своей лодке. То, что сейчас называют батом, это большая плоскодонная грузовая лодка, сделанная из пяти широких досок.
Раньше к своим охотничьим участкам удэгейцы добирались на настоящих батах, выдолбленных из стволов гигантских тополей, что называется на шестах, отталкиваясь ими от дна. Теперь лодки оснащены мощными японскими моторами, а хозяева их подрабатывают в сезон, возя вверх по реке рыболовов-туристов. Несмотря на высокую цену, спрос на услугу есть. И деньги эти, к сожалению, меняют здешних «лесных людей» не в лучшую сторону. В последние годы, с появлением этой дороги, народ на Бикин просто хлынул. Надеюсь, мне удастся добраться до таких мест, где дикую природу уссурийской тайги можно будет увидеть и ощутить такой, какой я ее себе представлял с детства.
На самом деле, по-настоящему дикий мир оказался совсем близко. Не доходя моста через Бикин, спустившись с дорожной насыпи, я нырнул в него словно через окно, за которым другое измерение. Всего пару минут назад на залитом солнечным светом склоне, склонив голову, меня с любопытством рассматривал рябчик. Как будто спрашивая: «А знаешь ли ты, что тебя ждет?»
Теперь же над головой густая крона островной, изрезанной большими и малыми протоками поймы реки. Несмотря на то, что с основного русла, которое в сотне метров, доносятся голоса стоящих там лагерем рыбаков, лай собак, здесь уже все серьезно. Подтверждением - метнувшийся в сторону из густого кустарника прямо передо мной крупный зверь. Кто это был, разглядеть не успел. Лезть через колючий кустарник, чтобы определить это по следам, желания не возникло.
Продвигаться удается медленно. Там где это возможно, иду по обмелевшим, узким протокам. Местами их русла, словно выложенные камнем дорожки, но мешают попадающиеся на пути вязкие ямы с водой, поваленные поперек проток деревья и завалы из нанесенных в половодье стволов. Напрямик, параллельно реке, идти тоже непросто. Здесь густые, колючие заросли кустарника и те же канавы проток, которые время от времени приходится пересекать поперек. На их илистых руслах попадаются следы косуль, изюбрей и кабанов, свежие следы медведей.
Медведи здесь и бурые и черные. Черный - это тот, который гималайский. Удэгейцы называют его белогрудкой. Несмотря на то, что следов тигра пока не попадается, не забываю и о них.
Большинство из местных людей, кто общаясь со мной узнал о моем намерении путешествовать вдоль реки пешком, искренне сомневались в том, что это вообще возможно.
Шаман и профессиональный охотник, из национального удэгейского села Красный яр, тоже не сразу поверил, что перед ним не очередной «чудик». А когда понял, что я знаю, что делаю, повесил мне на шею свой оберег – небольшой коготь на тонком кожаном ремешке.


Рецензии