О Пуаро. Последнее дело убивать героев

Дело понятное, время идёт, и оно не щадит никого, ни своих, ни чужих. Это в жизни, но на экране любимые люди не должны стареть. На экране не нужен этот разрушительный реализм, его и так полно в жизни - любимые герои должны оставаться живыми и полными сил, потому что искусство должно быть красивым. Если я читаю в конце романа, что главный герой, к которому я привязалась, как к родному, умирает, то это не так горько, как тот же финал в фильме. Слова в книге рисуют в воображении соответствующую картинку, но не сразу и не так быстро, как на экране, а проходят сначала некий задерживающий буфер, после которого сформировавшийся образ действует на психику читателя щадяще. В кино не так - картинка даётся сразу и создаёт удручающее впечатление.

Агате Кристи было 85 лет, когда она опубликовала роман "Занавес", в котором кончает свой жизненный путь Эркюль Пуаро. Возможно, она сознательно заставила умереть своего любимого героя, ведь сама Агата умерла через несколько месяцев после публикации. Зачем она его убила? Действовала по методу Тараса Бульбы: "я тебя породил, я тебя и убью"? Но не убила же она другую свою героиню, Мисс Марпл! У последней тоже было её "последнее дело", но, оставив её жить, Агата Кристи оставила читателям Надежду. С Эркюлем Пуаро Кристи поступила жестоко.

Первый роман о Пуаро писательница опубликовала в 1920 году. Она сразу представила великого сыщика пожилым человеком, таким он и оставался, не старея, на протяжении всех 33-х романов и полсотни рассказов, а в английском сериале на протяжении 25-ти лет. Позже она спохватилась, осознав, что совершила ошибку, показав читателям нового героя в достаточно зрелом возрасте, но уже ничего нельзя было поделать: "Если бы я обладала даром предвидения, я бы в самом начале придумала не по годам смышленого мальчика-детектива, который взрослел и старел бы вместе со мной".

Агата Кристи ни разу и нигде не говорила о точном возрасте Эрколя Пуаро, не называла время и дату его рождения, поэтому можно лишь предполагать, сколько ему было лет изначала.
Некоторые исследователи романов Агаты Кристи полагают, что, медленно стареющий Эркуль Пуаро умирает в последнем романе уже столетним старцем, но я так не думаю - я более милосердна к Пуаро, к читателям, зрителям и к себе. У меня свой оптимистический подсчёт. Помня о том, что в первом романе Пуаро уже был пожилым, думаю, лет 50-ти, то, не мудрствуя лукаво, прибавляю к этой цифре ещё 32 года (по числу последующих романов) и получаю преклонный возраст сыщика ... что-то за 80 лет. Почти столько же, как и самой Агате Кристи - она умерла в 85. А в восемьдесят и великий сыщик может болеть артритом, сердцем, выглядеть исхудавшим, немощным, и быть набожным ... это понятно и объяснимо.

В романе "Занавес" и в последнем фильме британского сериала "Эркюль Пуаро Агаты Кристи" обладатель "серых клеточек" именно таким и показан - больным, немощным стариком, прикованным артритом к инвалидной коляске, страдающим от сердечных приступов. В "Занавесе" Пуаро сам о себе говорит: "Я - развалина, рухлядь, не могу ходить, весь изуродован, скрючен. К счастью, я еще могу сам принимать пищу, но во всём остальном ко мне следует относиться как к ребёнку: укладывать в постель, мыть и одевать. Хотя моя оболочка разрушается, сердцевина, к счастью, ещё жива."

Что с того, что "серые клеточки мозга" продолжают анализировать и вычислять убийцу, они остались жить в дряхлом теле, и я не могу с этим смириться. Против этого органического несоответствия резко протестует моё чувство справедливости, чувство прекрасного и чувство любви к Пуаро. Агата Кристи не пожалела своего героя, наслав на него "убийственный сердечный приступ", но с этим можно смириться, потому что в романе она сообщила об этом, как о случившемся факте - и всё. Создатели фильма "Последнее дело Эркюля Пуаро" в отличие от целомудрия писательницы в освещении этого вопроса проявили, не побоюсь этого слова, пиар-бесчеловечность.

Прав был Дэвид Суше, когда сказал, что "наибольшим потрясением для зрителей, очевидно, будет даже не смерть Пуаро, а то, что они впервые увидят его немощным стариком". Лично со мной так и случилось - увидеть Пуаро жалким и больным для меня было потрясением. Но и его смерть меня тоже неприятно поразила. Если Агате Кристи необходимо было показать уход своего любимца в мир иной, то сделать это надо было благообразно и уважительно - например, в окружении любящих его людей (законы жанра обязывают), а не ограничиваться уведомлением через Гастингса, что Пуаро умер. Надо, чтобы у читателей осталась от кончины великого человека светлая память. Память поэтому и называется "светлой", что не должна быть тёмной, это не по-божески.

В фильме попробовали исправить эту несправедливость и показали момент умирания Пуаро, но сцена получилась слишком удручающей - Пуаро умирает в полном одиночестве, в полутёмной комнате, свернувшись ничком на кровати, похожий на брошенного ребёнка, это несправедливо и бесчеловечно!

Зачем показывать, как именно умирал Пуаро? Создатели фильма придумали несуществующие подробности и как могли скрасили момент его кончины, дав понять, что во время приступа у Пуаро была возможность спасти себя, но вместо этого он осознано взял со столика не лекарство, а крест - эта сцена якобы показывает, что сыщик ушёл из жизни добровольно. К счастью, талант Агаты Кристи не перепрыгнуть сценаристам и режиссёрам, и всё, что они добавляют "от себя" выглядит неправдоподобной, дешёвой сентиментальностью. Лично мне совершенно не нужно видеть, как умирает мой любимый персонаж - я посмотрела "Последнее дело Эркюля Пуаро" и тут же вычеркнула эту серию из своей памяти - она мне не нужна, для меня Пуаро бессмертен.

"Пуаро Агаты Кристи" с Дэвидом Суше в главной роли я считаю самой удачной экранизацией романов об Эркюле Пуаро. Я видела Питера Устинова в роли Пуаро - он не произвёл на меня никакого впечатления, обычный частный детектив ведёт обычное расследование убийства - таких много. В Эркюле Пуаро, которого воплотил Дэвид Суше, есть шарм, и от этого весь сериал навсегда останется для меня charmant (кроме последней серии). То, что Эркюль Пуаро был любимцем его создательницы Агаты Кристи, очевидно, по количеству романов он "перещеголял" даже мисс Марпл - 33 романа (не считая рассказов) с ним против 12-ти с ней!

Кстати, Агата Кристи в первом романе о мисс Марпл поступила с сыщицей ещё хуже, чем с Пуаро - она сразу показала её глубокой старушкой - "когда мисс Марпл родилась, ей было уже под семьдесят". У мисс Марпл тоже было последнее дело, как у Эркюля Пуаро, но Агата Кристи в последнем романе не убивает её, и Пуаро могла бы оставить жить ... Считаю, что Агата Кристи свредничала чисто по-женски, мол, вот вам, читатели, от меня подарочек - меня не будет на белом свете, но и вашего любимца с вами тоже не будет!

Право автора поступать со своими персонажами по-свойски, только и я могу поступить также - я буду продолжать читать романы об Эркюле Пуаро, но - без последнего!
И буду смотреть сериал "Пуаро Агаты Кристи", но - без последней серии. Потому что мне не нравится, когда мои любимые герои умирают. Это, знаете ли, последнее дело- убивать героев!

Илл.страция:
Кадр из серии "Занавес. Последнее дело Пуаро", 2013.


Рецензии