Импрессионизм - прекрасная революция в искусстве

        К 140-летию Первой выставки импрессионистов 
                «Иногда на то, чтобы осознать
                мгновение, уходит целая жизнь»
                Клод Моне

Едва ли не самым известным и любимым художественным направлением в мире является импрессионизм – замечательное явление французского искусства нового времени.
Шедевры художников-импрессионистов настолько врезались в наше сознание, что довольно часто мы ощущаем мир вокруг нас их категориями. В свое время отцам-основателям импрессионизма пришлось преодолевать стену непонимания и неприятия их искусства, пережить лавину насмешек, площадной ругани и клеветы, грубо искажавших существо и цели художников.
Вместе с тем, пожалуй, никому, кроме  как импрессионистам, не воздавали потом столь глубокой благодарности, столько признательного восхищения, высоких похвал и искренней любви.
Теперь, через 140 лет после Первой выставки импрессионистов (1874), можно констатировать, что их творчество продолжает волновать и восхищать современного зрителя достоинствами их простого и ясного искусства, высоким мастерством и глубочайшей человечностью их творчества.

Крупнейший историк импрессионизма Джон Ревалд считал, что «...непосредственные корни течения можно легко обнаружить в двадцатилетии, предшествующем выставке 1874 года.
Это были годы, в течение которых будущие импрессионисты встречались, когда формировались их взгляды и их талант, когда они искали новые пути изображения окружающего мира. Тогда царили Энгр, Делакруа, Коро и Курбе, а также извращенные традиции, насаждаемые официальными художественными школами, - это и был тот фон, на котором младшее поколение развивало свои новые концепции. Мане, Моне, Ренуар и Писсарро отказались следовать за своими учителями и начали искать свой собственный путь, который вел к импрессионизму».
В мае 1863 года произошло важное событие в истории импрессионизма: во Дворце промышленности с разрешения императора Наполеона III открылся «Салон отверженных», выставка, на которой были представлены сотни работ, отвергнутых жюри Парижского салона.
Всеобщее внимание привлекла картина Эдуарда Мане «Завтрак на траве». Критика и публика сочли ее совершенно «несъедобной» и опасной для общественной морали, ибо сам император назвал картину «неприличной». Однако молодые художники, считавшие, что живопись перестала развиваться и нуждается в обновлении, а среди них были и все будущие основатели импрессионизма, признали эту картину «Завтрак на траве», а затем и скандальную «Олимпию» (Парижский салон, 1865)  отвечающими их исканиям и  порывающими с академическими традициями.
Эдуард Мане стал для них кумиром и главным защитником нового искусства. Можно считать, что его творчество  объективно давало живописи импульсы, приведшие к созданию импрессионизма.

Первая встреча публики и критики с будущими импрессионистами  произошла 15 апреля 1874 года, когда в помещении бывшего ателье фотографа Надара в доме №35 по бульвару Капуцинок открылась выставка «Анонимного кооперативного общества художников скульпторов граверов и литографов», вошедшая в историю искусства как Первая выставка импрессионистов.
Основной целью нового общества стала организация свободных выставок «без жюри и призов». На вернисаже были представлены 165 работ 30 художников самых разных стилей, выходцев из разных социальных слоев населения. Всех их объединяло желание отмежеваться от официальной живописи Парижского салона. Это при том, что презентация работ на Парижском салоне, удостаивание премий или одобрительных отзывов Салона были для художников ключом к успеху и финансовому благополучию.
В принципе, Салон был единственным местом, где художники могли показать свои работы широкой публике. Отвергнутые работы тогда редко находили покупателя.
Экспозиция на бульваре Капуцинок, которую пресса сразу окрестила «Выставкой мятежников», подверглась резкому общественному осуждению.
Их обвинили в мятежных настроениях, аморальности и недобропорядочности. Особую неприязнь вызвали 42 работы семи художников, которых сейчас весь мир знает их как основоположников импрессионизма: К. Моне, Э. Дега, Ренуар, К. Писсарро, А. Сислей, Б. Моризо и П. Сезанн (позже - мэтр постимпрессионизма).
Обратимся опять к Ревалду: «Когда импрессионисты организовали свою первую выставку, они уже не были неопытными, начинающими художниками; это были люди, перешагнувшие за тридцать, имевшие за плечами свыше пятнадцати лет усердной работы. Они учились в Школе изящных искусств, обсуждали и впитывали различные художественные течения своего времени - классицизм, романтизм, реализм. Однако они отказались слепо руководствоваться методами прославленных мастеров и современных псевдомастеров.
Из уроков прошлого и настоящего они извлекли новые концепции и создали свое собственное искусство».

Термин «импрессионизм» возник с легкой руки критика юмористического журнала «Ле Шаривари» (фр. «Кошачий концерт») Луи Леруа. Уже через 10 дней после открытия выставки на бульваре Капуцинок он опубликовал статью «Выставка импрессионистов».
Леруа подвигла к этому картина Клода Моне «Впечатление, восход солнца» („Impression, soleil levant“ - ныне в Музее Мармоттен, Париж). Обозвав художников «импрессионистами» («впечатлистами») критик хотел выразить свое пренебрежение к их творчеству.
Правда, у импрессионистов сразу же нашлись преданные друзья, по-настоящему оценившие истинный смысл их искусства. Это поэт Шарль Бодлер, художник Джеймс Уистлер, писатель Эмиль Золя, искусствовед  Захари Астрюк. Они и другие друзья среди творческой интеллигенции оказали художникам-импрессионистам помощь и поддержку в трудные годы непонимания их творчества, а порой и обыкновенной нищеты.
Так К. Писсарро и О. Ренуар временами даже прятались от кредиторов, а А. Сислей не выбился из нужды до конца жизни.

Независимо от ожиданий ее участников Первая выставка импрессионистов стала программной. Она продемонстрировала совершенно новую манеру письма и систему видения окружающего мира, ознаменовав собой зарождение нового этапа в европейской живописи, а не просто появление очередной художественной группировки.
С конца 1880-х годов внешние приемы живописи импрессионистов подхватили и адепты салонного искусства, что позднее нанесло немалый вред пониманию сущности движения. Известна знаменитая фраза Э. Дега: «Нас расстреливали, но при этом обшаривали наши карманы». Первое 10-летие истории импрессионизма называют героическим.
От большинства предыдущих направлений в живописи импрессионистов отличал, прежде всего, демократизм их творчества. Они свели до минимума или вообще отказались от мифологических, библейских, аллегорических, исторических и литературных сюжетов, составлявших фундамент официальной академической живописи.
Как точно заметил выдающийся российский искусствовед В. Н. Прокофьев (1928-1982): «Импрессионизм – это, в первую очередь, достигшее невиданной утонченности искусство наблюдения реальной действительности». Желая достигнуть максимальной точности в передаче окружающего мира, импрессионисты стали писать преимущественно на открытом воздухе с натуры, заменив этим традиционный метод создания картин в мастерских.
Просветляя палитру своих работ, импрессионисты освободили живопись от «музейной» темноты и черноты, обращаясь к многообразию света и тени, ярким бликам, рефлексам и цветным оттенкам. Они открыли нам не только мир солнца, света и воздуха, а также многообразие красоты природы в разное время дня и года. Тематический и сюжетный диапазон их творчества был также достаточно широк: они запечатлевали беспокойные ритмы современной жизни, беспрестанную толчею большого города, отдых на природе, они открыли для живописи «житейские» мотивы, сделав все это достоянием высокого искусства.
Импрессионисты не выдавали себя за «анархистов» и разрушителей старого искусства. Напротив, они подчеркивали свою связь с исконными традициями французского искусства, а учителями считали Э. Делакруа, К. Коро, Г. Курбе и художников-барбизонцев. Речь идет не о внешних совпадениях со старыми мастерами, а о глубокой внутренней связи импрессионистов с лучшим, что было в искусстве предшественников.
В жизнеутверждающем в своей основе творчестве импрессионистов отчетливо прослеживается их связь с достижениями искусства XIX века. Вместе с тем импрессионизм и постимпрессионизм, выросший из него, характеризуют рубеж между искусством Нового и Новейшего времени. Ныне многие вообще разделяют европейскую живопись на периоды «до» и «после» импрессионизма.
Так скромный «мятеж» будущих импрессионистов в апреле 1874 года привел к крупнейшему после Ренессанса перевороту в истории изобразительного искусства. В течение следующих полутора – двух десятков лет импрессионизм распространился по всему миру.
Провидцем оказался Винсент Ван Гог, который еще 130 лет тому назад писал: «Разумеется, мы не знаем, что станет с каждым из нас в отдельности, но мы предчувствуем, что век импрессионизму суждён долгий».               
               


Рецензии
Мои ученики копировали эту картину. Получилось очень туманно и расплывчато...

Галина Польняк   23.11.2017 10:12     Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.