О руинах цивилизации и всемирной литературе

В 1979 году, в результате Второй Алии, от моего класса в родной школе осталась ровно половина. Уехали все, с кем я общалась. Я осталась на руинах цивилизации. Ощущение было совершенно невозможным - особенно в нежном и эмоциональном отроческом возрасте. В один прекрасный декабрьский день я пришла из школы и сказала маме: "Все. Больше я в школу не пойду".

***
Мой друг Саня мое появление в новой школе описывает так:
- Пришла... Морда - ВО (движение рукой ото лба вниз), коса — ВО (движение рукой где-то ниже спины), челка - ВО (горизонтальное движение рукой под носом), юбка - ВО (движение рукой где-то в области щиколоток). УЖАС!!! Я таких длинных юбок в жизни своей не видел!!!"
А моя духовная наставница Кацуля к этому добавляет, что у меня были "запрокинутые глаза полуобморочной жертвы"...

***
Кацуля в те времена была очень ДЕТСКАЯ. И пыталась наладить со мной контакты. Я как-то с детства тяжело схожусь с людьми, поэтому сторонилась ото всех и пугалась от любой попытки сближения. А она рвалась общаться с каким-то неудержимым пионерским задором. Причем все - о высоком, все о высоком...

Сначала она пыталась найти общие интересы на этнической почве. Поэтому спросила у меня как-то: "А ты не знаешь, где НАША синагога?" Поскольку я была в курсе, что мама у Кацули - русская, я совершенно спокойно ответила: "Где ВАША - не знаю." Кацуля в те времена, как я уже сказала, пребывала в младенчестве, поэтому мой ответ пропустила мимо ушей. И в следующем разговоре, пытаясь наладить со мной связь, заявила: "Мы, голозадая интеллигенция..." Я не имела ничего против интеллигенции, но ГОЛОЗАДАЯ... В общем, я удивилась, но промолчала.
Дальше Кацуля начала акцентировать свою любовь к литературе. Причем делала это очень нарочито. Я вздохнула и сообщила ей, что у Пушкина я больше всего люблю поэму "Гавриилиада". Кацуля побледнела, всплеснула руками и с ужасом произнесла: "Это же, кажется, ЖЕЛТАЯ ЛИТЕРАТУРА!!!" Я поняла, что все очень запущено, и решила больше о литературе не беседовать, но тут Кацуля начала пытать меня рассказами о том, что она очень любит Чехова. Просто изнемогает от любви к Чехову...

Этого я уже просто не выдержала. Поэтому с совершенно серьезным лицом, обобщая все ее "прекрасные порывы", тихо поинтересовалась: "Ирочка, а ты знаешь, что у Чехова был любимый еврейский писатель???" Кацуля сделала круглые глаза и сказала: "Нет, не знаю!!!" И тогда я тоном заговорщика сообщила ей: "Да, Ирочка. У Чехова был любимый еврейский писатель. Его звали Гей Шлофен!!! Чехов очень ценил его творчество и помогал ему пробивать дорогу в большую литературу!!!"

***
В тот день я буквально открыла Кацуле глаза на мир. И она была счастлива от такого откровения. Счастлива тихим детским счастьем - буквально до того момента, пока не добралась домой и не сообщила о своем НОВОМ ЗНАНИИ своему папе. Когда папа Кацули отсмеялся, он сказал: "Пять баллов твоей подруге!!! "Гей Шлофен" на идиш означает "ИДИ СПАТЬ!!!"


Рецензии