Уголовное дело 334118 Черные маклеры

    Это уголовное дело было одним из первых, где  преступники и сотрудники милиции действовали руку об руку, помогая, и дополняя друг друга. В дальнейшем  такого рода дела уже встречались неоднократно и не привлекали особого внимания. Потерпевшими по таким делам являлись люди, лишенные своего крова и выброшенные на улицу. Это в лучшем случае, а худшем  - они просто исчезали.
  Колпинская преступная группировка возникла в начале 90- х  годов прошлого века. Как  было в то время, основой группировки были спортсмены, «качки», объединившиеся вначале по своим спортивным интересам, а в дальнейшем, и по «экономическим».  Возглавлял ее,  бывший мастер спорта СССР по прыжкам с трамплина Якимов Николай.  К  марту 1995 года он уже несколько раз был судим за имущественные преступления, в 1993 году бежал из мест лишения свободы и находился в розыске.  Прибыв нелегально в Ленинград, он познакомился с паспортисткой РЭУ Соловьевой Марией и стал с ней сожительствовать. Мария  помогла ему получить новый паспорт  на фамилию  одноклассника,  и тем самым легализоваться. В дальнейшем он и сколотил вокруг себя преступную группировку, состоящую из спортсменов, сотрудников милиции,  работников жилконтор и паспортных столов. Всего  в группировке в ходе следствия было выявлено 13 человек. К тому моменту,  когда было возбуждено уголовное дело и удалось собрать доказательства его вины, он скрылся. Причем, приехавшие  на его задержание  сотрудники милиции обратили внимание,  что чайник был еще горячим, а значит, успели предупредить прямо перед приездом кто-то из своих, не выявленных «оборотней в погонах».
  В конце марта-начале апреля 1995 года Гусева Елена  решила произвести обмен квартиры. У нее было четверо детей, муж, пьяница, от которого толку было мало, да и сама не прочь выпить, денег не хватало, а детей надо было кормить. Собрав все документы, она направилась к начальнику 45 отдела милиции, чтобы подписать разрешение на обмен.   Проживала она в трехкомнатной квартире и на днях к ней приходили двое кавказцев, предложили ей купить  двухкомнатную квартиру и разницу доплатить наличными. Деньги предложили хорошие, и она решила переехать.
  Вот и в это утро, проходя мимо дома 12 по Шлиссельбургскому проспекту, ее из окна квартиры окликнул Николай Якимов. С ним она познакомилась в отделении милиции, куда ее доставляли из-за проблем с воспитанием детей.  Николай, как она поняла, был близко знаком со многими оперативниками,  часто бывал в  милиции  и особенно близок был с одним из них,  Буровым  Олегом.  Николай позвал ее в квартиру и стал расспрашивать, куда она идет и зачем.  В квартире находились Ковалев  Юрий, как она полагала бывший сотрудник милиции, а в настоящее время пенсионер и Буров Олег. Они были очень похожи друг на друга, и она полагала, что они братья. Узнав, что она хочет совершить обмен квартиры, Николай  посоветовал не связываться с кавказцами, могут обмануть и предложил свои услуги. Она согласилась, так как Якимов пообещал ей подобрать квартиру в области и доплатить еще 10 млн. рублей. Забрал у нее  все документы на квартиру, ее паспорт и свидетельства о рождении детей, сказал, что все вопросы он  решит и  через несколько дней придет. Елена полагала,  раз здесь находятся сотрудники милиции, то ее никто не обманет. Действительно, прошло несколько дней,  и к ней пришел Олег Буров, сказал, что все вопросы решены, ей подобрана квартира в пос. Волошево Ленинградской области и предложил пойти с ним. Они вместе прошли опять на квартиру к Ковалеву Юрию, там уже находился Якимов. Ей предложили выпить кофе, и после этого ей стало плохо, голова отключилась, и она не отдавала отчет своим действиям. Ее куда-то повезли, она подписала какие-то документы и ее опять отвезли домой. Через пару дней приехали к ней Якимов, Буров и Ковалев, помогли собрать вещи и привезли в Волошево, на квартиру. Оказалось, что квартира не приспособлена для проживания с детьми: нет воды, отключен санузел и газ. Необходимо было делать серьезный ремонт. Елена была вынуждена согласиться, так как боялась остаться вообще без жилья. Она рассчитывала, что Якимов даст ей сразу деньги, как обещал.  Но Николай, заявил, что сразу дать ей не может, выплатил только 100 тысяч рублей. Остальные пообещал позже. Двоих детей Елена отправила жить к  свекрови, старшую дочь  отдала в интернат, а с младшей они стали проживать у случайных знакомых. Мужа Якимов отправил  в Архангельскую область, к родственникам. В течение некоторого времени Якимов выплатил ей частями 4 млн. рублей, а не 10 млн., как обещал. Куда идти  и жаловаться Елена не знала, полагала, что бесполезно, раз ее обманули сотрудники милиции. К тому же оказалось, что ее уже  выписали из квартиры вместе с детьми.
  В ходе расследования уголовного дела было установлено, что Якимов с Буровым, используя свои связи в отделе народного образования района,  получили бланк - разрешение на сделку по обмену жилья  с несовершеннолетними детьми  Гусевой. После чего,  напоив Гусеву  неустановленной жидкостью, от чего она потеряла контроль над своими действиями, отвели к своему нотариусу Алхимику, который оформил  договор  купли-продажи квартиры  и удостоверил поддельное разрешение РОНО Невского района Ленинграда. В тот же день с помощью своей сожительницы Соловьевой Марии, написал заявление от имени Гусевой о выписки их из квартиры,  ее и ее несовершеннолетних детей. Взамен  приобрели для них в пос. Волошево квартиру, оформив договор купли-продажи в нотариальной конторе гор. Луги. Мужа Гусевой, Буров уговорил выписаться из указанного адреса к родителям, обещая ему выплатить 10 тыс. долларов США, но так ничего и не дал.
  Таким образом, Якимов и его подельники завладели  3-х  комнатной квартирой семьи Гусевых общей площадью 72,3 кв. метра, стоимостью не менее 177 млн.198 тысяч 624 рубля.
   Приблизительно в это же время, Якимов узнает от работников паспортного стола, что некий Долгов, имеющий однокомнатную квартиру в  Невском районе по адресу: ул. Подвойского дом 15, через своего представителя Горева,  подыскивает  обмен.  А гр-ка Харитонова Нина Анатольевна, проживающая в 2-х комнатной квартире, на ул.Шлиссельбурском пр. дом 18, хочет разъехаться с мужем. Якимов познакомился с Горевым, тот оказался моряком дальнего плавания, самому заниматься разменом, он не захотел, а после того, как они вместе хорошо выпили, доверился полностью Якимову до такой степени, что выписал генеральную доверенностью на имя Ковалева Юрия, человека на которого Якимов ему указал. Под предлогом покупки квартиры,  Якимов появился у Харитоновой и сумел ей войти в доверие. Он убедил, что сумеет ей подобрать квартиру, а с ее мужем договориться. Используя своего нотариуса Алхимика, Якимов с помощью Ковалева, оформляет договором купли - продажи квартиры Долгова на Харитонову, а квартиру Харитоновой продает за 116 млн.  503 тысячи 440 рублей семье Абурахмановых. Мужу  Харитоновой Якимов дал 5 млн. рублей и отправил на поезде к родственникам в Новгородскую область.
 Таким образом, как установило следствие,  Якимов и его компания, завладели квартирой Долгова стоимостью 92 млн.505 тысяч рублей и квартирой Харитоновой  стоимостью 116 млн.503 тысячи 440 рублей.
   В январе 1995 года Якимов получил информацию от своей сожительницы  Соловьевой, что  гр-ка Заславская хочет разменять четырех комнатную квартиру. Заславская Людмила Леонидовна проживала вместе с бывшим мужем и тремя детьми. Бывший муж злоупотреблял спиртными напитками, и она решила с ним разъехаться: ему купить комнату в коммунальной квартире, а себе 3-х комнатную квартиру. С этой целью Заславская развесила объявления по району. Через некоторый период времени у нее в квартире появился мужчина, сказал, что пришел по объявлению. Назвался    Якимовым  Николаем.  Николай предложил ей не разменивать квартиру, а продать. На эти деньги купить себе квартиру и комнату бывшему мужу.  Тут же  предложил купить квартиру на Рыбацком пр. дом 19 кв.77.  Вместе с сожительницей Якимова, Соловьевой, она осмотрела квартиру и согласилась на продажу. О том, что квартира находится в собственности у  третьего участника этой группы, Ковалева, ей ничего не сказали. Привели к ней покупателя на ее квартиру, она согласилась продать. Сделку по продаже оформляла уже сама, но деньги доверила получить Якимову. Тот передал ей 5 тысяч долларов США для покупки комнаты  бывшему мужу, хотя обещал 6 тысяч,  сказал, что тысячу позже отдаст.   Тут же перевезли все ее вещи в квартиру на Рыбацком и исчезли и она стала  проживать  без каких-либо документов и прописки.
  В ходе расследования было установлено, что Якимов, Соловьева и Ковалев, введя в заблуждение потерпевшую Заславскую,  завладели путем мошенничества ее квартирой общей площадью 97,7 кв. метра и продали ее за 231 млн.665 тысяч 248 рублей, а потерпевшую с детьми оставили без всяких прав на жилье.
   Якимов наладил свою  «разведывательную сеть» среди сотрудников милиции и те, регулярно ему сообщали о всех многодетных семьях, которые состояли на учете и в отношении которых должен был решаться вопрос о  лишении родительских прав. Таким образом, в июне 1995 года ему стало известно о  семье Сорокиных проживающих в квартире 123 дом 8 по пр.Шлиссельбургскому.  Под видом сотрудников милиции, войдя в доверие к Сорокиной, предложили ей размен через договор купли – продажи квартиры. Получив ее согласие,  Якимов, Ковалев  подыскали ей  3х комнатную квартиру в пос. Волошево   по адресу: ул. Южная дом 8 кв.9 и приобрели ее за 16 млн.926 тысяч рублей. А квартиру Сорокиных продали  за 225 млн. 556 тысяч рублей. 10 млн. рублей отдали Сорокиной за ухудшение жилищных условий, остальные деньги присвоили. Действуя уже по заранее разработанной схеме, с помощью  сотрудников РОНО, подделали разрешение на выписки несовершеннолетних детей и с помощью своего нотариуса оформили сделку.
  Таким же путем,  были совершены обманные действия в отношении Шайлиева, проживавшего в однокомнатной квартире по адресу: улица Караваевская дом 2 кв.138. Пользуясь его отсутствием,  пытались присвоить его квартиру  стоимостью не менее   85 млн.159 тысяч рублей. Только в данном случае, нотариус оформил  поддельную доверенность от имени Шайлиева на куплю-продажу квартиры. Но преступление не было доведено до конца, т.к.  их преступная деятельность была пресечена сотрудниками милиции.
  Это только небольшая ветвь из целой серии совершенных преступлений, данной преступной группировкой. Вполне возможно, что так и дальше бы действовали «черные маклеры», которых «крышевали» сотрудники милиции. Если бы  не сменился начальник 45 отделения милиции.  Назначенный  новый начальник Цветков Александр Сергеевич обладал  достаточным опытом оперативной работы в различных подразделениях и оказался одним из тех сотрудников милиции, которые боролись за справедливость, а не за деньги. Он обратил внимание на поступавшие заявление о совершении мошеннических действий  в отношении одиноких пенсионеров,  неблагополучных семей и просто пропавших людей, у которых квартиры оказывались в чужих руках. Стал интересоваться их судьбой  и тут ему недвусмысленно, его сотрудники, намекнули, что в это дело лучше не лезть, иначе для него может плохо кончиться. Тогда он обратился к своим бывшим коллегам в РУОП. Когда те стали разбираться, масштабы совершенных преступлений, даже их удивили. По одному из эпизодов возбудили уголовное дело, вначале его стали расследовать  в следственном отделе Невского РУВД, но когда стало ясно, что его масштабы весьма значительны, передали в 3-ий отдел следственный части ГСУ. Возглавил бригаду следователей старший следователь Чернов Сергей Алексеевич.  Эпизод за эпизодом и дело росло как на дрожжах. Пришлось его дробить, установив вину нескольких участников, выделять из основного дела, расследовать  и направлять в суд.
  В отношении главаря Якимова Николая, уголовное дело было выделено в отдельное производство,  и он был объявлен в розыск.
  К окончанию расследования по уголовному делу  Чернов С.А. поручил запросить  характеристики с места жительства обвиняемых. Получив эту информацию,  он обратил внимание, что у одного из обвиняемых, заместителя начальника отделения милиции имеются два различных адреса регистрации. Стали перепроверять и тут выяснилось, что во вновь построенном доме  получили квартиры многие из должностных лиц  районной администрации, которые проходили по делу в качестве свидетелей.
 О результатах данной проверки было доложено начальнику следственной части по расследованию организованной преступной деятельности ГСУ при ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области Олейникову А.М., который возбудил уголовное дело. Была создана следственно-оперативная группа во главе с Черновым С.А. В дальнейшем, в связи с тем, что  по делу проходили сотрудники милиции, расследование  дела передано в следственную часть по расследованию особо важных дел Прокуратуры Санкт-Петербурга и возглавил бригаду следователь прокуратуры, Голубев И.А.
  В ходе расследования данного уголовного дела было установлено, что с 1991  по 1995 год должностные лица районной администрации, которые занимались обеспечением социального жилья для очередников, проживавших в аварийных и идущих под снос домах, обеспечили и себя любимых.
  В соответствии с решением Ленсовета « О расселении в 1990 году граждан из домов, подлежащих сносу и реконструкции»  целый ряд домов в Невском районе, в поселке  Усть-Славянка, по Советскому проспекту, Лесной улице и Полевому пер. подлежали сносу, а жители данных домов расселению. Все они находились на территории 45 отделения милиции.  Начальник паспортного стола 45 отделения милиции Реутова Ирина, имея адреса расселяемых домов и списки лиц, проживавших там, вступила в организованную преступную группу с инженером по эксплуатации частного жилого фонда РЭУ -6 Борисовой Анной, инспекторами управления по учету и распределения жилой площади мэрии Санкт-Петербурга Ослеевым Алексеем и Похотиловой Галиной, начальником отдела переселения Трифоновым Евгением с целью незаконного получения государственных квартир для себя лично или своих знакомых.
  Механизм преступления выглядел так: инженер Борисова, получил сведения от инспекторов Управления Ослеева и Похотиловой о домах подлежащих сносу, оформляла подложные справки о прописке  нужных им людей в расселяемых  домах и вносила фиктивные сведения в домовые книги. Начальник паспортного стола Реутова вносила в паспорта соучастников сведения о прописке и выписке. На основании этого инспектора Управления Ослеева и Похотилова формировали подордерные дела очередников и списки на заселение в новостройки  или освободившийся фонд жилой площади. Начальник отдела переселения Трифонов немедленно все подписывал и «нужные люди» получали квартиры.
 По данному уголовному делу было привлечено к уголовной ответственности 19 человек, всего по всем делам в качестве обвиняемых было привлечено 33 человека. Из них, половина привлеченных  к уголовной ответственности, были осуждены к реальным срокам лишения свободы.
  По результатам расследования уголовных дел  старший следователь ОВД  Чернов С.А. и старший оперуполномоченный 5 отдела РУБОП Душутин В.В. по представлению заместителя прокурора Санкт-Петербурга Винниченко Н.Г. были награждены государственными наградами.


Рецензии