Три мешка
В освобождённых городах люди уже пытались наладить жизнь, зарабатывали, кто, как мог на хлеб, растили детей. В эти голодные годы особенно тяжело приходилось тем, у кого не было хотя бы маленького огородика. У моих родных он был. Вот только урожая с него хватало разве что до нового года, но другие и того не имели.
Недалеко от маминого дома жила семья Разумовских. Поговаривали, что они потомки известного княжеского рода. Вот уж, действительно, "из князей да в грязи", нищета была страшная. Отец семейства воевал на фронте, а жена его пыталась отвоевать право на жизнь себе и троим детям здесь, в тылу. Каждую неделю она отправлялась в поход по окрестным деревням, заходила в избы, гадала, предсказывала судьбу. Говорила только хорошее, вселяла людям веру в победу, надежду на то,что живы их родные, близкие и рано или поздно обязательно вернутся. Платили ей продуктами, кто молока даст, кто яиц, а иногда и салом можно было разжиться.
Только не всегда такой хороший расклад выходил, и возвращалась она в конце недели, еле волочась от усталости, с тележкой когда полной, а когда и наполовину пустой. Но ведь дети каждый день есть хотят, и как ни старалась, а не смогла она спасти своего младшенького. Было её сыночку два годика, лежал он на печке и к каждому, кто в дом входил, ручку протягивал, есть просил. Так тихонько на печке и умер от голода.
Может постигла бы младшего брата моей мамы такая же участь, если бы не некоторые обстоятельства. Взяли мои родные на квартиру постояльцев, двух девушек из деревни, приехавших учиться на бухгалтерские курсы. Война войной, а профессию получать надо, ведь когда-то же война закончится. Вместе с девушками приехали и три здоровенных мешка.
В одном мешке картошка резаная, высушенная в печке. В другом фасоль белая вперемешку с красной, а третий, полный сухарей хлебных.
Вот девушки отучатся на своих курсах, придут домой, наварят похлёбку из картошки с фасолью, добавят туда немного масла конопляного и уплетают за обе щеки. Запах по всему дому такой, аж слюнки текут. И так каждый день. Наедятся и за книжки свои бухгалтерские, на сытый желудок и наука на ум лучше идёт.
Мама моя с братом сначала только одним запахом сыты были. А потом уже, прости их господи, потихоньку из мешков этих таскать стали. Брали, конечно, понемногу и так, чтобы не заметно было. Благодаря этому и выжили в то голодное время. Так что, спасибо тем девушкам, которые, может и замечали что, да помалкивали и тем трём мешкам, картошка, фасоль и сухари из которых были тогда вкуснее и дороже самых вкусных сегодняшних кулинарных изысков.
Свидетельство о публикации №214121301182
Ужасней войны - ничего нет, но её последствия ещё страшнее. От голода люди съедали своих умерших детей. Это всё было.
Спасибо за Ваше хорошее художественное слово и добрую память о девушках и трёх спасительных мешках.
Успехов Вам творческих!!!
С теплом Эмма.
Эмма Рейтер 24.01.2018 00:33 Заявить о нарушении
Элина Ливнева 30.01.2018 10:35 Заявить о нарушении