Ностальгия по математике и не только...
Мы все такие разные... Одни уже почти взрослые, зевающие на уроках
после танцев и поздних свиданий, готовые чуть ли не завтра замуж...
Иные, совсем ещё дети... ни разу не целованные.
Умники и не очень, отчаянные модницы и тихони - скромницы...
И первая любовь, которая, как известно, редко бывает взаимной...
Объединяла нас всех суровая необходимость получения аттестата.
Какая-то накопившаяся за все годы учёбы усталость и жуткое нежелание
учиться. Особенно тёплой листопадной осенью или снежной нарядной зимой
с её балами. А как сосредоточиться сумасшедшей весной, источающей
феромоны любви?
Но каждое утро я бежала в школу по узким улочкам старого города,
забегала в кафе "Под лунник", пила маленькую чашечку кофе, прибавляла
шаг вдоль Бастионной горки с городским каналом и, вот, я уже в родных
стенах школы.
Учиться не хотелось... но куда денешься? Я сидела с подругой на
предпоследней парте у окна. Это была в отличие от меня серьёзная,
старательная, уютная, с тяжёлой каштановой косой на плече девочка.
Дружим до сих пор. С третьего класса. За спиной на последней парте
сидела загадочная девочка с томным взглядом из-под усталых век. Лена.
Иногда после уроков мы с ней, гуляя по городу, заходили в кафе "Коза",
что рядом с магазином филателии. Там обычно собирались художники,
хиппи и прочие подозрительные личности. Ленка всерьёз предлагала мне,
как художник художнику, сшить пальто из верблюжьего одеяла, нацепить
крупные украшения из слоновой кости и стать "не как все".
Мне же - "стесняше" и "скромняше" наоборот очень хотелось быть,
как все, да и единственного в доме одеяла было жалко. Заходили мы и
в Академию Художеств помечтать и подышать хотя бы одним воздухом
с будущими живописцами. Мы же пока после уроков ходили в художественную
студию и старательно рисовали кувшины, слепки гипсовых голов.
Моя школа находилась в самом центре города, среди парков, памятников,
храмов, кинотеатров, модных кафе и театров, в двух шагах от знаменитого
Домского собора в Старой Риге. В бурлящем потоке городской жизни. Школа
наша считалась одной из самых сильных, злых и престижных. Наша "тройка"
котировалась выше "пятёрки" в других школах. Почему злая?
В ней не могли учиться, переведённые по каким-либо причинам из
других школ - слишком высокие были требования. Когда после восьмого
класса в нашей школе создали три девятых класса, набрав учащихся
из других школ, выяснилось, что "новенькие" не в состоянии учиться
наравне с нами. Эксперимент не удался и почти все они вскоре и отсеялись.
Нам повезло: "Тяжело в ученье - легко в бою», но мы об этом и
не догадывались. Ведь нам не с чем было сравнивать. И, как показала
жизнь, даже последние двоечники из нашей школы до сих пор пишут грамотно,
а некоторые из них даже сами умудрились стать учителями!
Утром было особенно лениво постигать ненужные и лишние, как нам казалось,
науки. Безумно хотелось спать. Особенно в тёмное время года. С девятого
класса мною был придуман особый режим дня, который на всю жизнь сделал
меня "совой".
Впоследствии это отлично помогало написанию курсовых и контрольных работ,
которые, как известно, всегда пишутся в последнюю ночь.
После школы я с удовольствием гуляла по городу. Потом обедала и ложилась
спать. Проснувшись часов в одиннадцать вечера, я до четырёх утра в полной
тишине коммунальной квартиры делала уроки. Потом опять засыпала на часик,
другой. И так до утра.
Учителя наши были великолепны! А мы - в большинстве своём - дерзкие
оболтусы с великими планами на будущее. Лично я собиралась стать
одновременно журналистом, экономистом и художником. После школы мы
бегали на курсы рисования, где нас считали одаренными детьми, писали
заметки в подростковый раздел "Факел" в «СМ»*. Ещё умудрялись успевать
участвовать в школьном Вокально Инструментальном Ансамбле. Пели мы
звонко и про Ладу, и про Синий иней, что лёг на провода, и «А я иду,
шагаю по Москве». Музыка в те весёлые 60-е была светлая, добрая, живая.
Или мне это сейчас так кажется? Наверное... Старею.
И особенно она нравилась пенсионерам, перед которыми мы иногда
выступали. Мы, конечно, были фанатами "Битлов", песен Высоцкого,
обожали М.Магомаева, Эдите Пьеха. Впервые познавали поэзию несравненного
Сергея Есенина, которого тогда ещё не было в школьной программе.
Моими приоритетами в музыке был нежный Григ, печальный Рахманинов и
фильм-опера "Шербургские зонтики", который я смотрела раз десять, точно...
А ещё нас волновали мальчики в синей форме будущих авиаторов,
проходящие ежедневно мимо окон нашего кабинета химии. Учительница,
прерывая урок,
говорила: "Девочки, обратите внимание, вот, с кем надо дружить".
Худенькие студенты после учёбы весёлыми стайками поспешно семенили
с лекций в свою "общагу". "Накаркала" Тамара Яковлевна: с кем бы и где я
впоследствии не знакомилась, оказывались студентами этого замечательного
Рижского Краснознамённого Института Инженеров Гражданской Авиации.
И первый кавалер, и безответная любовь, вдребезги разбившая сердце, и мой
любимый муж - все оттуда.
В выпускном классе нас интересовало, всё, что угодно, кроме учёбы.
Впрочем, тут я должна остановиться, чтобы возразить самой себе.
В десятом классе в нашу школу пришла преподавать математику Ленина
Ивановна - Заслуженный Учитель республики! Сам Бог послал её нам,
чтобы мы смогли преодолеть нашу нелюбовь к этому предмету по причине
сильной запущенности в знаниях. Просто в девятом классе сменилось
несколько "математичек", которым не удалось достичь успеха в плане
нашего обучения.
Как же нам повезло: Ленина Ивановна была не просто педагог, а Королева
тангенсов
и котангенсов! Стильная, моложавая, красивая, светловолосая, голубоглазая
и, что самое главное - умная, требовательная и сильная! Настоящий виртуоз,
мастер своего дела, смогла обновить наши запущенные знания и влюбить нас
в свой предмет!
Наш класс сначала впал в шок, не сумев овладеть ситуацией, а вскоре на
уроках химии, физики, литературы и даже в перерывах между уроками мы с
азартом только тем и занимались, что решали примеры, графики и прочее.
Теперь уже Учителя других наук впали в транс. На их вопрос: " А, чем
это вы там занимаетесь под партой?", мы искренне признавались:
- Математикой!
Этот предмет научил нас думать на всю жизнь. Спасибо, Ленина Ивановна!
Мои отношения с новым преподавателем складывались "закономерно":
На доске задание. Я уже знаю его решение. Сижу и демонстративно ничего
не делаю, скучая и с видом превосходства, поглядываю по сторонам.
Меня вызывают. Отвечаю. Пятёрка. С лёгкой и коварной улыбкой
Ленина Ивановна просит показать домашнее задание.
Сделано, но не до конца. Но выполнить всё - нереально! "Садитесь
- единица". Итоговая в четверти отметка понятна. Мерзкая тройка.
Выпускной Государственный экзамен по математике я блестяще сдала
на отлично. Получаю аттестат - по математике трояк.
Наказала меня за лень Ленина Ивановна. Обида была страшная.
Прощай, экономический...
Ленина Ивановна на выпускном "посочувствовала" мне: " Леночка,
не может быть! Это просто техническая ошибка секретаря!"
Да ладно! Не стала экономистом, стала юристом!
И вообще никто из нашего класса не пропал. Даже самый средненький
ученик. Жаль, что почти все разъехались... Ох, блин, защемило в груди.
Вспомнила свою школу, взгрустнулось, как и бывает, когда погружаешься
в тёплую реку своих воспоминаний. Помню всех учителей: Ольгу
Соломоновну, Розу Давыдовну, Ирину Спиридоновну, Инну Серафимовну,
Антонину Ивановну, Веру Ивановну, Иду Андреевну, Тамару Яковлевну и,
конечно, Ленину Ивановну.
Всем поклон и искренняя благодарность за их благородный труд. Простите
нас за все причинённые вам волнения.
Светлая память ушедшим педагогам! Каждый из них оставил в нас частичку
своего сердца, добра и знаний...
Увидев меня через двадцать лет на встрече выпускников, Ленина Ивановна
смахнула платочком слезинку, послав мне воздушный поцелуй. Настоящая
женщина! Ещё долго по окончании школы я решала большие примеры просто
так для души, как пасьянс раскладывала…
13 декабря 2014 года.
P.S.Дописав последнюю строчку, я стала искать подходящее фото и вдруг
на одном сайте наткнулась на объявление о смерти Ленины Ивановны в этом
году 23 февраля. Перечитала, ничего не стала менять...
Пусть эти воспоминания будут посвящены ей. Светлая память.
*Популярная газета тех лет.
Свидетельство о публикации №214121301214
Спасибо за интересные воспоминания, за ностальгию по тем далеким годам. По школе, нет не думаю, ничего интересного там не было для меня. помню только скуку, а еще - это кусочек из моего недавнего рассказа «Приглашение», где герой получает приглашение на годовщину окончания. Я его озвучил своими воспоминаниями «Увы, я почти не помню ничего радостного, связанного со школой. Эти скучные, неинтересные уроки, эта надоедливая, однообразная рутина, это тоскливое, вечное ожидание звонка, эти выматывающие душу контрольные и экзамены, эта призрачная радость и ликование, когда оканчивался последний урок, и мы могли быть свободны, только затем, чтобы на следующее утро вновь вернуться в этот порочный круг галиматьи и несвободы.»
Вам, наверное, повезло со школой, с учителями. Читать Вас - одно удовольствие! Такие образы, атмосфера тех лет, детали. Все!
Всего Вам самого доброго!
Марк Лэйн 27.01.2025 19:23 Заявить о нарушении
Вы правы, если бы в нашей школьной жизни не появилась
такая гениальная математичка Линина Ивановна, которая
сумела нас расшевелить... Если бы не было литературного
кружка, где мы помимо школьной программы упивались стихами,
разбирали романы известных классиков... Конечно, всё было бы
именно так, как Вы написали. До сих пор многие мои одноклассники с
отвращением вспоминают скуку и нервотрёпку школьных лет.
Действительно, это просто ностальгия. Или я забыла всё плохое...
Как мне приятно Ваше внимание! Заходите, я всегда Вам рада!
С добром и симпатией,
Калина Горькая 27.01.2025 22:59 Заявить о нарушении