Дорога в Шамбалу. Молодой лама

    Не успела она погрузиться в размышления, как в дверь постучали. Алина открыла дверь и замерла от изумления: на пороге стоял молодой лама в пурпурных одеждах. Первое, что бросилось в глаза, — свастика на левой груди, такая же, как у неё на куртке.
    — Проходите, — не растерявшись пригласила гостя Алина.
    — Я только на минуту. Меня зовут Ньима Дагпа, — закрыв за собой дверь представился молодой лама. — Я ищу Алину Сергеевну Власову родом из Ленинграда.
    — Это я, — коротко представилась Алина и многозначительно добавила: — Вы от Него?
    — Да, — также коротко ответил гость. — Меня направил в Тибет Его Святейшество 33-й Мэнри Триндзин, духовный глава Бон. По его повелению я должен совершить поездку по тридцати восьми монастырям культа Бон. Кроме того, я должен найти вас и сопроводить в один из наших монастырей, находящихся в Шамбале. Вчера я встретился с настоятелем монастыря Янбацзин и он передал разрешение на ваше посещение Западного Тибета. Вот оно, — молодой лама достал из-за отворота рукава тоги лист бумаги, исписанный китайскими иероглифами и пропечатанный тремя яркими почти красными печатями. Сколько вам нужно времени на сборы в дорогу?
    — В зависимости от того, как мы собираемся путешествовать.
    — В крытом кузове грузовика. Мне поручено развести по монастырям много священных писаний, новые учебники и прочие культовые мелочи. Но моя аудиенция подходит к концу, большинство вещей роздано, в фургоне образовалось много свободного места и будет достаточно удобно.
    — Тогда я почти готова. Вещи собраны. Немного продуктов в дорогу — и в путь.
    — Продукты в машине есть.
    — Тогда я буду готова через час.
    Лама поклонился и вышел. Понимая, что в тибетской глуши бани не будет, Алина быстро приняла душ, пообедала в ресторане, приобрела в ближайшем магазине новые батарейки для фонарика, сдала гостиничный номер и в назначенное время спустилась в холл.
    Вскоре подъехал огромный трехосный грузовик, переделанный под автобус. Алина отметила, что у грузовика все колеса ведущие. Лама вышел из пассажирского салона, зашёл в гостиницу за Алиной и помог ей погрузить вещи.
    В салоне никого не было. В кабине сидели два монаха: по словам ламы они оба были водителями. За кабиной было спальное место для отдыха сменного водителя. Кресла в салоне были широки и удобны, при желании в них можно хорошо выспаться. Всё это свидетельствовало о том, что в пути остановок на ночлег не будет.
    — Поехали, — сказал лама и взмахнул рукой.
    У Алины в тот же миг всплыли в памяти слова из общеизвестной песни о Гагарине. Она невольно ощутила себя пионеркой в освоении Тибета, такой же, как Юрий Гагарин в освоении космоса. Фургон тронулся…
    Алина долгое время сидела на своём месте, ожидая, что молодой лама первым проявит активность. Видимо, аналогичные мысли были и у ламы. Его, похоже, с детства приучали к мысли не замечать в своём окружении женщин. Так как ламе были даны наставления, он не сдержался первым:
    — Вы знакомы с Его Святейшеством 33-м Мэнри Триндзин, духовным главой Бон?
    — Нет.
    Лама задумался, его духовный повелитель, высший в табели о рангах Бон, не был знаком с его спутницей. Тогда кто же направил его, держателя линии монастыря Лхатри в области Кхам Восточного Тибета, сопровождать эту женщину в Западный Тибет! Он не был пока ещё настоятелем монастыря Лхатри, но эту должность должен был получить по линии отца как старший сын.
    — Быть может, вы встречались с Его Святейшеством Далай-ламой 14-ым?
    — Да.
    Этот прямой короткий ответ вконец смутил молодого ламу. Он не понимал, где и при каких обстоятельствах эта женщина могла встречаться с представителем Бога на Земле. По его мнению, она солгала.
    Алина почувствовала, что в голову молодого ламы закрались сомнения и представила перспективу путешествовать одной в почти дикой местности.
    — Вам поручили сопроводить обладателя этого символа? — указала Алина на грудь, вплотную приблизивши своё лицо к лицу ламы. — Действуйте! Я не обязана объяснять суть данного вам приказа. Приказ отдан — его надо выполнить! Вы согласны?
    Только теперь молодой лама обратил внимание на то, что его собеседница сказала столь длинную фразу не раскрывая рта! Он был потрясен!
    — Кто вы? — вырвалось из его уст.
    — Вам моё имя известно. Остальное, если захочет мой Драгоценный учитель, вы узнаете позже.
    Лама был потрясён во второй раз, так как многозначительное «Драгоценный учитель» на его языке значило «Гуру Ринпоче», а этим коротким именем называли только одного святого: Гуру Падмасамбхава.
    — Вы знаете Гуру Падмасамбхава? — с недоумением спросил лама.
    Осознавая, что подробности только усугубят непонимание собеседника, Алина ответила:
    — Я не уполномочена называть каких-либо имен!
    И это сильно озадачило молодого ламу. Имен не названо, и в то же время в общении поставлена жирная точка…
    Лама подумал, что не стоит выяснять причину пристального внимания руководства к столь загадочной русской даме и перешёл на приземлённые темы. Тем более, тем для разговора было предостаточно! За окном фургона простирались неземной красоты горы — высочайшие в мире, перевалы, ледники, храмы. Постепенно Алина перевела разговор на личность ламы. Оказалось, что он родился в Тибете в 1959-м и рос в Непале в первой общине беженцев Бонпо — Дорпатэне. Члены его семьи являются потомственными держателями линии монастыря Лхатри в области Кхам, находящейся на востоке от Лхасы. Его отец был ламой монастыря Тэва. В возрасте пятнадцати лет отец отправил его в Индию в монастырь Мэнри в Доланджи, что штате Химачал-Прадеш, чтобы сын стал монахом. Отец беспокоился о будущем Тибета и хотел удостовериться в том, что оставил преемника из своего семейства. Он ожидал, что сын станет духовным практиком и будет служить общине Бонпо как духовный мастер. Ожидания отца оправдались — сын получил степень Гэше, которая эквивалентна западному понятию «Доктор философии». Цель его нынешнего визита состояла в укреплении связей между монастырями Индии и Тибета. Перед отправкой ему неожиданно была поручена дополнительная миссия, связанная с Алиной. И выполнением этой миссии, судя по всему, он будет гордиться больше, чем выполнением, как ему казалось, основной.
    Алина не стала рассказывать свою историю, тем более что этого от неё не требовали. Она поняла, что её присутствие в Тибете окружено пеленой тайны и не хотела эту пелену приоткрывать. Об Эфлере здесь, похоже, не знали или не хотели говорить. А может быть это и есть самая большая тайна Тибета?
    Между тем проехали Шигадзе. Лама вышел из фургона и где-то отсутствовал продолжительное время. Когда вернулся, провёл краткую обзорную экскурсию по Ташилунпо, показал статую Будды. Алина узнала, что статую делали из бронзы в течении четырех лет. Это самая крупная бронзовая скульптура в мире. Только трон имеет высоту четыре метра, высота самого Будды двадцать шесть метров.
    Когда настало время ужина, водители приготовили скромное вегетарианское блюдо на основе неизвестных Алине трав. От ужина в придорожных кафе отказались — так повелел, по словам Алининого проводника, Панчен-лама, с которым он сегодня встречался. Переночевали в дороге. Наутро подъехали к одному из перевалов-пятитысячников. Это был перевал Сага. Оказавшись по другую сторону перевала, Алина отметила для себя, что китайское влияние в архитектуре зданий придорожных поселков больше не встречается. Пошли исконно Тибетские земли. Проехали китайский контрольный пост. Алинины документы у представителей власти нареканий не вызвали.
    Очередной перевал грузовик взял без особого напряжения. Заправка, как утверждали водители, была последняя в этом регионе. Канистры с бензином загрузили даже в салон, чтобы создать необходимый запас. Слева сплошной стеной стояли восьмитысячники, самым высоким из которых был Джамалунгма. Алина нещадно эксплуатировала фото и киноаппаратуру.
    На третий день лама обратил внимание Алины на одну из вершин с правой стороны дороги. Это была священная гора Кайлаш — одна из целей экспедиции. Достаточно быстро, обогнав несколько джипов, подъехали к поселку Дарчен у подножья горы. Здесь лама заявил, что дальнейшее путешествие будет пешим. Предстоял ритуальный обход священной горы. Отказаться Алина не могла, ведь это было формальной целью её путешествия, указанной в китайском «Разрешении». Да и отказываться не было причин — обойти столь прекрасную гору почти идеальной пирамидальной формы Алине было интересно. Путь предстоял немалый — более 50 километров с преодолением перевала.
    Отправились втроем: Алина, лама и один из водителей. Продукты не брали, так как лама обещал по пути найти травы, пригодные в пищу. Как только взошло солнце, двинулись в путь, но почему-то не по ходу часовой стрелки, как это сделали большинство паломников, а против. Алина и лама любовались гранями горы Кайлаш, о которых рассказывал водитель, не раз обходивший гору. Он рассказывал Алине мифы, связанные с этой горой, которые не без интереса слушал и лама, проживший почти всю жизнь в Индии. По дороге лама посещал монастыри и другие священные места, подолгу молился и медитировал, так что у безбожницы Алины было много времени для отдыха. Пока лама медитировал, Алина поинтересовалась у водителя, в который раз он обходит гору. Вместо прямого ответа он сказал, что необходимо тринадцать раз совершить внешнюю хору, чтобы было дозволено перейти к внутренней. Совершивший хору 108 раз попадает в Нирвану. Мимоходом водитель обратил Алинино внимание на незаметное ответвление в сторону горы:
    — Когда в следующий раз будем совершать хору, пойдём по этой тропинке, там нас встретят и укажут дальнейший путь.
    Алина понимающе кивнула, хотя и в мыслях не представляла обойти гору ещё раз. Вид горы, несомненно, прекрасен, но достаточно было одного обхода, чтобы потом смотреть фильм или слайд-шоу, смонтированные по отснятым материалам.
    — Грани горы ориентированы строго по сторонам света, — продолжал водитель. — От подножья горы начинаются четыре реки по числу граней. Самая удивительная среди них река Сатледж, текущая на запад и прорезающая Гималаи. В её долине находится Шамбала, куда мне поручено проводить вас и молодого ламу.
    Тут Алина поняла, кто является главным в их экспедиции: невзрачный тибетец, представившийся простым водителем, а не лама в шикарных расписных одеждах.


Рецензии