Нормы гто

               
    Капитан дальнего плавания, бывший капитан Мурманского Морского Парохо-
дства отметил свой 87-й день рождения. Вся его жизнь была связана с морем. Сначала учеба в Высшем Военно- Морском Училище и после окончания служба на
боевых кораблях  Тихоокеанского Флота. В конце 50-х вышло  знаменитое постановление Н.С.Хрущева о сокращении вооруженных сил, и тысячи офицеров
остались не у дел. Рабочие дипломы, с которыми моряк мог занять должность комсостава, выдавала Контора Капитана Морского порта. Но выдавались эти дипломы только на основании Диплома об окончании гражданского морского училища и необходимого рабочего ценза, полученного за время работы  опять же на гражданских судах. Дипломы Высших Военно – Морских Училищ и  служба на боевых кораблях основанием для получения морского рабочего диплома не
являлись. Пришлось бывшим военным морякам переучиваться в гражданских училищах. 
   Окончил Анатолий Сергеевич Ленинградское Высшее Инженерное Морском училище имени Адмирала Макарова. Сложности особой в учебе не было, т.к.большинство дисциплин им уже были сданы ранее в Военном Училище и они были зачтены в Училище им. Адмирала Макарова. После окончания- работа в Мурманском Морском Пароходстве.
   Находясь на заслуженном отдыхе, живет активной жизнью: утром обязательная зарядка, завтрак и прогулка на свежем воздухе. После обеда три часа в читальном зале библиотеки – изучение Мемуаров разных военачальников времен Великой Отечественной Войны. Поход в библиотеку и из нее домой только пешком. После ужина опять два часа пешей прогулки. Младший  коллега, который раньше тоже работал в ММП, а сейчас  пенсионер, спрашивает:
      - Анатолий Сергеевич, откуда у вас столько сил и здоровья? По улице идете,за вами не угнаться.
      - Саша, основные силы мне дает утренняя зарядка. Пока не выполню все мои упражнения, я и за стол не сяду, аппетита нет. Тебе советую – обязательно займись зарядкой. Сначала, конечно, будет тяжело, непривычно, но потом, когда
втянешься, почувствуешь прилив энергии и уже не сможешь без нее обходиться.
     После такого напутствия сразу начинаешь вспоминать свою юность, занятия
спортом, сдачу норм ГТО. Этот комплекс начали вводить еще в 30-х годах прош-
лого века. Цель была – сделать народ здоровым, сильным, готовым к труду и
обороне. После сдачи обязательных зачетов, участники получали значки ГТО. Просуществовало это движение около сорока лет и стало потихоньку затихать. Люди начали терять интерес к этим состязаниям. И в начале 70-х было принято новое постановление о введении нового физкультурного комплекса ГТО. И руководители предприятий, выполняя решение Партии, начали заставлять своих работников сдавать эти нормы. Конечно, для сдачи нормативов ГТО надо сначала потренироваться, а времени у руководства предприятия и его партийного коми-тета нет. Надо быстрее доложить о выполнении задания. Из –за этого  иногда происходили и несчастные случаи.
       На одном из мурманских предприятий во время проведения такого меро-приятия в бассейне случилась беда. Прыгает для сдачи нормативов по плаванию неподготовленный мужчина средних лет в бассейн. Плавать он умеет, но последние десять – двадцать лет он во время купания далеко от берега не заплывал. Окунется в воду и на берег – загорать. А здесь надо проплыть 25 – 50 метров на скорость, чтобы уложиться в норматив. Причем около бассейна сгрудились сослуживцы, и прочие «зеваки». А нервы у испытуемого уже на пределе. Он прыгает в холодную воду, и не выныривает – инфаркт.
       Летом на центральном стадионе города Мурманска всегда много народа. Открытое Кафе, рядом скамейки. Сидят, отдыхают моряки, пиво пьют, а рядом девушки с Главпочтамта пришли сдавать нормы ГТО по легкой атлетике. Надо девушкам  переодеться в спортивные костюмы, раздевалок внутри стадиона на всех не хватает, к тому же надо предварительно договариваться с администра-цией стадиона, а у тех другие заботы в это время. И приходится девушкам пере-одеваться в спортивные костюмы прямо на скамейках. А для ребят сидящих рядом  - это радостное развлечение. Вначале перед стартом девушки стесняются, прикрывают друг - друга от нескромных взглядов, а после соревнования им усталым и замученным уже и не до скромности. 
       Морякам тоже надо сдавать эти нормы ГТО. А где и когда? В море по палубе не набегаешься, а с приходом в родной порт моряку после работы и вахты домой надо к семье, которую несколько месяцев не видел, работая в море. Холостую молодежь тоже трудно заставить в порту  заниматься спортом после напряженной работы в море. А выполнять решения Партии надо.
      Как раз в это время начал усиленно развиваться Норильский Горно-Обогатительный Комбинат. Его продукция –  пользовалась спросом во всем мире. Для ее вывоза в порту Дудинка были построены специальные причалы. Но вывозить продукцию комбината за период летней арктической навигации не успевали. И было принято решение о продленной навигации в зимний период. Мурманское Морское Пароходство имело для этого мощный арктический флот: ледоколы и транспортные суда усиленного ледового класса.
      Первое судно  в этом экспериментальном рейсе продленной зимней навига-ции  было дизель-электроход «Индигирка». В декабре, чтобы не гнать его порож-
нем из Мурманска в Дудинку, загрузили трюма цементом в мешках. Через льды
Баренцева, Карского морей и пролив Карские Ворота «Индигирку» провел атом-
ный ледокол «Арктика», далее  устье Енисея прошли под проводкой мелкосидя-щего ледокола и уже выше по Енисею до порта Дудинка шли самостоятельно.
       Проводка проходила в сложных условиях. Полярная ночь, темень, снежная вьюга, температура воздуха ниже сорока градусов. 
       На полпути от Диксона до Дудинки находится ненецкий поселок Байкалово.
Экипаж «Индигирки» 58 человек. Как раз в это время вышло еще одно постанов-ление о борьбе с алкоголизмом. Ввели талоны на все спиртные напитки. А в не-нецких поселках, вообще, установили «сухой» закон. В магазинах не продавали
никакого спиртного. Парфюмерия, содержащая спирт, тоже пропала. Моряки с
«Индигирки» знали о проблемах ненцев и знали, что там можно выгодно обме-
нять спиртное на ценную рыбу, меха. И некоторые моряки, которые посообрази-тельней, взяли в рейс водку, одеколон для предстоящего обмена.
       Вечером подошли на траверз поселка Байкалово и встали до утра во льдах
Енисея. Весь сложный участок прохода судна во льдах капитан бессменно нахо-
дился на ходовом мостике и принял решение отдохнуть до утра. Утром предсто-
яло продолжить сложный рейс.  Заранее, еще от  Диксона некоторые жители поселка узнали о времени прохода дизель – электроходом поселка.
      Стоит судно во льдах, включены все судовые прожекторы. Их свет еле пробивает снежную вьюгу, видимость от силы метров десять-пятнадцать. И вот
из снежной занавесы появляются запряженные собаками нарты. Через несколько
часов «счастливые» визитеры покинули судно. Все довольны: у экипажа появи-лась свежая ценная рыба, оленьи шкуры, и ненцы довольны – удачно отовари-лись. Некоторые начинали пить водку прямо около судна.
      Утром продолжили рейс в порт Дудинка. Перед подходом к порту, собира-
ется общесудовое собрание.  Докладывает первый помощник капитана:
      На все суда поступили радиограммы из парткома Пароходства. В них указа-
но, что вышло постановление Партии и Правительства «О введении нового ком-плекса ГТО» и предложено экипажам всех судов принять в этом самое активное
участие. Мы должны ответить, когда мы сможем начать сдавать нормы этого ком-
плекса. Я предлагаю ответить РДО, что мы будем сдавать эти нормы после прихода в порт Мурманск. Может у кого есть другие предложения? Прошу высказываться.
     Члены партии, согласно Уставу, обязаны на всех собраниях выступать. Они и начали свои выступления. Предложения были – начать сдачу норм ГТО прямо в
Дудинке. То, что зима, мороз за сорок и весь экипаж занят на судовых  работах,это горячие головы не останавливало. Обычно, кто такое предлагает, сам в этом участвовать не будет, найдет десятки причин. Другие такие же активисты предложили провести все эти мероприятия в Мурманске. Некоторые возражали, говорили, что там времени не будет. У одних  медосмотр заканчивается, у других свои причины. Деловое предложение поступило от главного механика. Он предложил отложить все это до ремонта, т.е. до весны. Судно встанет в ремонт на СРЗ и  будет достаточно времени, чтобы спокойно можно было выполнить все вышеуказанные постановления. Предложение, конечно, правильное, но первый помощник капитана категорически против. Как же так получается, другие суда отрапортуют, а он окажется в  «хвосте»? Так и должности можно лишиться. Начал уговаривать экипаж сдать все нормы ГТО с приходом в порт Мурманск.
      Слушал, слушал это третий помощник капитана и предложил:
    - А, я предлагаю, не надо тянуть со сдачей этих норм. Судну выдаются деньги на культнужды экипажа. Я по своим обязанностям занимаюсь судовой бухгалтерией. Сейчас мы имеем определенную сумму. Обычно на эти деньги помполит закупает   разные краски, фотопленку и прочее, а я предлагаю купить в Дудинке несколько пар лыж, ботинок, лыжные палки и прочее лыжное снаряж-ение. На обратном пути мы опять, обязательно, встанем до утра на траверзе поселка Байкалово и пока одна часть экипажа общается с ненцами, вторая может устроить лыжные соревнования. Потом группы меняются.
      Экипаж принял это предложение с хохотом. Только помполит стал красный,
как рак:
    - Вы, Александр Алексеевич, опять все к своим любимым «хохмам» сводите, а вопрос стоит очень серьезный. Партия проявляет заботу о вашем здоровье,
а вы все в глупые шутки превращаете.
     Решили отрапортовать в партком, что принято единодушное решение
экипажа поддержать «Постановление о ГТО» и начать сдавать нормы с приходом
в порт Мурманск. А третьему помощнику это выступление потом не один раз
припомнилось.
     Летом 2014 года приехал Александр Алексеевич в Нижний Новгород, встре-
чает своего старого товарища, и, шуткой, говорит ему:
   - Анатолий Сергеевич, в этом году наше Правительство утвердило новый комплекс ГТО, правда, он теперь расшифровывается, как «Горжусь тобой Отечество». Мы, как люди всю жизнь выполняющие все постановления и приказы руководства, должны подключиться к этому.  Как вы собираетесь его сдавать?
   - Так эти нормы, Саша, сдают граждане от 6 до 70 лет, а мы с тобой в этот возрастной промежуток уже не вписываемся. – Ответил  Анатолий Сергеевич.
     А, как жалко, что так быстро пролетели годы, согласились оба.


Рецензии