Привычная соха. Фото автора 1978 г

               
   Сохе с металлическими ральниками около пяти тысяч лет. А изобрели её, как и полагается всякой приличной древности, в Древнем Египте. Как видите, на Руси соху и в наше время можно отыскать не только в музее. В той глухой местности, где сделан этот снимок, сохой пахали огороды. «Почему же сохой, а не плугом?» - спросил я. «На всех не упакаешь. Кому как, а нам спривычнее сохой» - такой последовал ответ.
   Он меня не удовлетворил, и я полистал подходящую книжку. Из неё узнал о преимуществах сохи перед тяжёлым плугом: сохой удобнее пахать по огневищу, а также обрабатывать каменистую землю. Она легка на подъём, когда нужно перескочить через подземный корень или камень. И только. Ну, разве ещё самому догадаться, что соха проста в изготовлении. Ральники (иначе, сошники) можно отковать и в деревенской кузнице, а остальные части деревянные.
   Но подсечное земледелие — в прошлом, камни на огородах, если и были, давно выпаханы и пошли в дело, а кузницу в редкой деревне найдёшь. Так почему же здесь соху не сменили на плуг? Я всё-таки нашёл обьяснение, когда вспомнил про старинное «упакать» (то есть угодить, приноровиться и тому подобное). Если это слово, забытое в других местах, здесь до сих пор в ходу, то почему я должен удивляться сохе? Ведь старинные вещи только там и продолжают служить человеку, где ещё звучат старинные слова.


Рецензии
Спасибо, Сергей Фёдорович, за интересную заметку и фотографию к ней.
С уважением,

Санджак Марат Анатольевич   12.06.2019 21:27     Заявить о нарушении
И Вам спасибо, Марат Анатольевич. Прочитал я и Вашу публикацию "Как наши предки привечали матерщинников". Наши мысли схожи. И приёмы их изложения тоже. Свои я выразил в материале "Как бы нам без этого" здесь же - на сайте Проза.ру. С уважением С.И.

Сергей Фёдорович Иванов   12.06.2019 22:33   Заявить о нарушении