Будущее это уже сегодня!..

 Генеральный директор ОАО «КМЗ» А.А Третяк:
"БУДУЩЕЕ - ЭТО УЖЕ СЕГОДНЯ!" 

  Четырнадцатого марта нынешнего года Алексей Алексеевич Третяк приступил к выполнению обязанностей генерального директора ОАО «КМЗ». Редакция газеты «Косогорец» задала ему несколько вопросов, на которые он ответил с полной откровенностью. Предлагаем читателям содержание нашей беседы.
 
– Алексей Алексеевич, Вы уже  на нашем предприятии почти полгода. Каким Вам показался с первого взгляда завод, посёлок и люди?
 
– Должен сказать, что на заводе я был и раньше. В каком состоянии завод находился осенью прошлого года? С точки зрения технологии: основное производство (доменные печи и другие агрегаты) загружено не на полную мощность.
 Недостаточно велась работа над удельными расходными коэффициентами. Сразу бросалось в глаза, что технологи не очень активно участвуют в ведении процессов. В основном это была прерогатива руководства цеха и завода.
Что могу сказать относительно самих людей? Прежде всего, то, что они мне очень симпатичны. Потому что они очень трудолюбивы, не отказываются от любой работы, профессионально грамотны и редко кто отлынивает от работы.
Хотя, наверное, в каждом большом коллективе есть люди, работающие спустя рукава, не дорожащие свое профессиональной честью. Но таких людей, видимо, мало и они не видны.
В то же время я не могу не увидеть некоторую замкнутость людей, их настороженность. Это, наверное, сказывается последнее десятилетие и тяжёлые условия,  в которых работал завод. Так что очень тяжело было вызвать людей на откровенный разговор, понять человека, представить истинную картину,  чем он живёт, что происходит у него на душе.
Особенно заметно и то, что люди в основном дисциплинированны, трудолюбивы, добросовестно относятся к выполнению своих производственных обязанностей, но несколько инертны.
Я бы не сказал, что они не видят своей цели в жизни. Но из-за замкнутости, скованности, какой-то скрытности, трудно понять: удовлетворяет их жизнь, которой они живут, или нет?!
Но чтобы жить лучше, ярче, интереснее, нужно жить более энергично, более подвижно. И сделать жизнь лучше можно только самим людям, их нужно побудить к такой жизни, убедить, что нельзя жить ниже среднего уровня. А путь к этому лежит через активный труд, активный досуг, активную жизненную позицию.
Нельзя опускать руки. И если люди этого не поймут сами, их будет трудно убедить в этом.
Что  же касается самого посёлка, то он не хуже и не лучше подобных посёлков, где есть градообразующие предприятия. А для нашей Косой Горы таким предприятием является Косогорский металлургический завод.  Мне часто приходилось бывать в подобных населённых пунктах. Обычно такие города и посёлки, где жители занимают активную жизненную позицию, находятся в очень неплохом состоянии.
– Что  можно ещё сказать о посёлке Косая Гора?
–  Сразу видно, что здесь очень мало средств выделялось в последнее время на проведение различных ремонтов. А сами люди пассивны и инертны.  Не очень много  делается  для того, чтобы посёлок был уютнее, чище, красивее, чтобы в нём было приятнее жить. Быть может, люди, видя, что никто в посёлке не вкладывает (никаких!) средства в благоустройство, совсем опустили руки?
Возможно, что так оно и есть. Думаю, причина этого в том переломе, в смене жизненных ценностей и ориентиров, в непростой жизни в переходный период прошедшего десятилетия. И ещё в частой смене руководства на заводе. Люди относятся к жизни более инфантильно, чем позволительно в наше время, как-то совсем безвольно и инертно.
В чём-то, конечно, есть и отличие от других городов и посёлков. Есть на Косой Горе и своя особенность, в нём немало хорошего, но вот такое равнодушие людей к посёлку просто меня удивляет. Возьмём, к примеру, завод «Свободный Сокол» в Липецке. Там также расположен посёлок в районе завода, но в нём значительно чище улицы и дома, во дворах убирают сами жители.
И если кто-то с другого двора намусорит, то его обязательно остановят и скажут: «Пришёл сюда и намусорил! А кто за тебя убирать будет?..». Опять же – активнее надо жить, очнуться от оцепенения, понять, что кроме нас с вами у нас в посёлке порядок никто не наведёт! 
Что могу сказать в адрес администрации посёлка? Опять же вижу не очень высокую активность. Я исхожу из того, что завод пытается сделать что-то в последнее время, в последние месяцы, чтобы переломить ситуацию, оживить жизнь в посёлке, на стадионе, в Доме культуры и так далее. Но особой заинтересованности и помощи от администрации, завод не ощущает.
Я не знаю с чем это связано, но, думаю, застрельщиком во всех этих делах, и в первую очередь, должна быть именно администрация посёлка. Она должна обращаться на завод, а не наоборот.
Администрация посёлка должна принимать активнейшее участие в организации культурной и спортивной жизни, в организацию работы среди жителей по  уборке и  благоустройству дворов, по содержанию их в чистоте. Возможно  всё дело в том, что была зима, а весной и летом всё у нас изменится?! Возможно. Но мне показалось, что администрация  стоит несколько в стороне от жизни посёлка. Но именно ей и должна принадлежать большая инициатива во всех добрых делах.
– Алексей Алексеевич, Вы сказали, что не раз были на нашем заводе и в посёлке. Когда это было?
– На заводе я был и в конце восьмидесятых годов, и в девяностые годы. В то время, когда на заводе было много аварий. Был в составе различных комиссий.
– Алексей Алексеевич, где  вы жили раньше, где работали до прихода на Косогорский металлургический завод?
– Родился я на Украине, недалеко от города Кременчуг. Окончил Днепропетровский металлургический институт. По распределению приехал работать в Липецк. В первом доменном цехе на Новолипецком металлургическом заводе, где в то время работали пять доменных печей, прошёл все должности и рабочие места, какие есть в металлургии.
Работал горновым, газовщиком, машинистом загрузки, мастером печи. Трудился на разливке, начальником смены, заместителем начальника цеха (первым и вторым). То есть, прошёл все стадии доменного производства. Кроме того, я постоянно самостоятельно и упорно  дополнительно учился.
А в 1986 году меня перевели в Министерство на должность главного доменщика технического управления. Практически за то время, которое я работал в Министерстве, я узнал и побывал на всех предприятиях  России и Украины. В том числе, не раз побывал я и на Косой Горе. Так, что у меня есть опыт и жизненная позиция, как и что нужно здесь сделать.
Потом, когда Министерства уже не стало, работал я в кооперации «Чермет», как главный доменщик. Вся моя жизнь связана  именно с металлургией. Что  касается других производств, то я в своё время занимался и литейным делом. А вот знакомства с производством фитингов не было.
Но я стараюсь вникнуть и понять проблемы цеха. Но в целом цех отлажен, работает хорошо. Здесь замечательные специалисты, включая начальника цеха. Заводу с этой точки зрения очень повезло. Альфред Иосифович Гапанович хороший организатор, способен  быстро внедрять новое, передовое и умело наладить производство. Обладает бесценным опытом и знаниями. Нужно готовить такие кадры, таких людей, как он.
– Алексей Алексеевич, каковы  стратегические направления развития цехов завода в настоящее время?
– Первое, что необходимо сделать, это полностью привести в порядок доменный цех. Прежде всего, пустить в эксплуатацию ДП №3. А потом, чтобы не было спешки, заблаговременно начать подготовку к  капитальному ремонту первой печи и отремонтировать воздухонагреватели.
Второе направление, которое я вижу, – это обязательное развитие заводского энергетического комплекса. С тем, чтобы производить тепло и электроэнергию не только для нужд завода, но и для города.
Для этого у нас сейчас ведётся работа с городской администрацией. Если нам удастся её убедить, то наш завод получит второе дыхание не только с помощью металлургии, но и от развития  энергетики.
Следующие два момента. Получение в цехе фитингов, путём оцинкования, более качественных фитингов и дополнительное расширение сортимента – делать резьбу в фитингах по европейским стандартам и с этой продукцией выходить на экспорт. По литейному цеху. В цехе очень хорошие специалисты. Литьё делают очень качественно. Но хотелось бы, чтобы цех и коммерческие службы занимали более активную позицию в поисках потребителей. Если это удастся, то мы можем вывести цех на очень высокий уровень.
Что касается других производств, то я думаю, что может  быть лет через пять или восемь встанет вопрос о строительстве ещё одного цеха, для которого чугун станет сырьём. Скажем, производство чугунного листа?! Ведь себестоимость его ниже стального листа! Возможно, это будет производство каких-то комплектующих изделий, но оно должно содержать замкнутый цикл, в котором бы чугун использовался как сырьё. И над этим надо всем думать! Возможно, это будет и сталь.
Я вижу, что через очень короткое время российский рынок будет всё больше поглощать металла. Россия – как страна, не может не развиваться длительное время.
– А что будет на заводе сделано в социальном плане?
– Социальную сферу  решили не отдавать. Но всё, что у нас есть, должно быть на самоокупаемости. Ведь те люди, что работают в социальной сфере, должны получать нормальную зарплату. И здесь есть разные пути.
Бесплатного сейчас ничего нет. Социализм кончился десять лет назад, и мы живём при капитализме. И это нужно тоже понять! Ведь завод не может всё финансировать: и жилой фонд, и трубопроводы, и так далее. И здесь нужно принять решение: или мы даём на социальные нужды какой-то процент, или каждый сам платит за оказываемую ему услугу. Или, допустим, каждый вступает в члены, например, спортивного клуба и пользуется спорткомплексом или занимается в спортивной секции, при этом платя взносы. Возможны и другие варианты финансирования.
Безусловно, мы должны думать о будущем. Будущее – это наше сегодня. Оно и в развитии производства, и в развитии культуры, и в развитии спорта. Иначе как нам бороться с хулиганством, хамством, пьянством, наркоманией? Но менять жизнь в лучшую сторону нужно всем вместе. Давайте жить немного по-другому – активно, полезно, интересно! И у нас всё получится.
А.Бочаров.
2003.


Рецензии