Проститься с песней

        Их, наверняка, существовало неисчислимое количество, тьма тьмущая ушедших уже песен, и каждый день новые сонмы их валятся Туда, в Небытие... Им на смену возникают новые, часто пустее пустых, по сравнению с которыми пресловутые "яблоки на снегу, яблоки на снегу...", (вымученная пустышка без звука и смысла, без чувства) - вершина литературно-музыкальной культуры! Если же попытаться представить некую песню живым организмом, отнестись "по-человечески" к её рождению и уходу, обнаружится...
        Основы музыкальной культуры в меня были заложены моими родными (и об этом я уже писал). Понимание же того, что такое "хор" - как форма и как коллектив - это идёт от Дедуся; он был маминым папой.
        Первым учебным заведением, которое закончил мой Дедусь, была Духовная семинария в Рязани. В молодые годы - став уже учителем географии - помимо преподавательской деятельности он был ещё и регентом церковного хора какой-то церкви в Анапе. А ещё руководил детскими хорами, им же и созданными в Анапской школе № 1 (и где-то ещё). Обладая идеальным слухом, он и нас, своих внуков, во время войны всячески приобщал к хоровому пению... Особенно он любил мужские хоры - кубанский казачий и Ансамбль Красноармейской песни и пляски. Да что там хоры! Благодаря ему, именно с той поры я понял, что такое оперное искусство и запомнил немало арий, оперных хоров, дуэтов и всего остального. Помню, как вместе с Бабусей они исполняли дуэт Одарки и Карася из оперы Гулак-Артемовского "Запорожець за Дунаем", а им из радиорепродуктора вторили Литвиненко-Вольгемут и Потаржинский:
                ...- Може выпiв, може выпiв цiльну кварту,
                але выпiв, але выпiв пiвный кiвш?
                - Нi, не пiв, не пiв, ей-богу -
                тiльки чарочку, не бiльш!...
        Дедусь с пониманием относился к моему увлечению военными и строевыми песнями - пионерскими тоже (их много появилось во время войны) - но всё-таки подталкивал меня к более серьёзному, толковому - к тем же мужским хорам! - но мне было пока не до них. Однажды вместе с Бабусей они вспоминали, как в десятые годы (лет за восемь до революции) слушали где-то выступление хора под управлением Свешникова - я впервые услыхал об этом имени. Дедусь предложил: "давай, споём ему про Ермака" - она усмехнулась: "пой, неуёмный"...
        Я, конечно, знал уже, кто такой был Ермак, что погиб он, утонув в Иртыше - его утопила кольчуга, которой одарил его царь Иван Грозный. Это была не просто песня, а целое представление. Было впечатление, что поёт хор на разные голоса. Дедусь напел партии басов и теноров, даже женские, что было особенно смешно! Но я всё запомнил, все партии песни, исполнявшейся когда-то хором которым руководил легендарный Свешников. Слова запомнил тоже. А лет пятнадцать тому назад случайно обнаружил мамину тетрадку...
        Когда мама была совсем-совсем молодой, записывала в тетрадь понравившиеся ей стихи Апухтина, Есенина, Надсона; среди них встречались её собственного сочинения стихи и подаренные ей молодыми парнями - тоже... И среди всего этого я обнаружил текст песни о Ермаке.
        Я, конечно, и без этого помнил весь текст, но мне было не просто приятно увидеть записанные рукой мамы слова песни; это - другое: пахнуло временем семидесятилетней давности, всем тем, что окружало тогда, во время войны, в годы эвакуации меня, мальчишку...
                За Уральским хребтом, за рекой Иртышом,
                на далёких отрогах Алтая
                стоит холм, а на нём за кедровым шатром
                есть могила совсем забытАя. 
                Здесь ни вран не летит, дикий зверь не бежит
                этим местом, где кроется Диво:
                заколдован курган, с ним и кедр-великан,
                что разросся так пышно, красиво... 
                Говорят, что под ним великан-исполин,
                и в броню, и в кольчугу одетый,
                неспокойно лежит, потому, что зарыт
                по обрядам отцов не отпетый... 
                Триста лет, говорят, это было назад...
                Рыбаки в Иртыше неводили
                и в мерЕже лдной там на берег крутой
                вместо рыб мертвеца притащили...
                Был в броне боевой, был в кольчуге стальной
                роста страшного Пойманный В Сети,
                и дивились ему, великану тому,
                рыбаки простодушные эти.
                Но, не зная, как быть, как покойника сбыть,
                чтоб на грех не затеять бы дела,
                порешили всё скрыть и скорее зарыть
                это мёртвое страшное тело... 
                И с тех пор только день - перед днём ходит тень:
                из могилы покойник выходит
                и всю ногчь напролёт по холмУ взад-вперёд
                с тяжким стоном задумчиво бродит...   
                Есть в народе молва, что порою слова
                можно слышать - к могиле склонитесь:
                "Я донской был казак по прозванью Ермак...
                О покое моём помолитесь...
                Молитесь..."
        Как-то в конце семидесятых с давними моими товарищами-военмехами (сколько походов в составе агитбригады прошли вместе в пятидесятые!) поехали мы на моей "победе" вчетвером за грибами на полуостров Киперот (это за Приморском, бывшим Койвисто). Поймав, видимо, тональность и настрой нашей команды, я на движении во весь голос спел (как когда-то научил Дедусь) ребятам про Ермака. Впечатление, которое произвела песня, они помнят и сегодня. Не так давно пригласили меня на встречу с руководителем хора ветеранов при ДК им. Газа, искавшим новые хоровые песни (в этом хоре они выступают до сих пор!). Я отпечатал текст, напел мелодию, потом под аккомпанемент фортепиано вымучил песню... 
        "Что ж, хорошо, красиво", - сказал руководитель хора и прошёлся ещё раз услышанной мелодией по клавишам рояля. Затем вздохнул: "Мнда-а, умели наши деды создавать музыкальные красоты... Но, уж длинно-то как всё это... Не выдержит ведь зал - не те ныне вкусы, да и время не то..."
        Знать бы мне науку музыки, занёс бы на нотный стан звучащую во мне мелодию... И странно сознавать, что сегодня никто в стране, в мире не знает, что существует ещё - хоть только в моей памяти - красивая песня, и недалёк час, когда она безвозвратно уйдёт от нас. Вернее, от тех, кто читает эти строки...


Рецензии
Очень хорошо ложится песня на придуманную мною музыку. Но вы же помните её? Напойте, как сумеете, на диктофон - пусть аранжировщики её восстановят. И останется песня живой...

Александрина Кругленко   19.09.2015 16:48     Заявить о нарушении
Напеть бы рад и мог бы, да некому отдать. А просто так, в Небытие, чтоб пылилась на полке... Если уловили дух песни и знаете толк в музыке, Вам и - карты в руки: вдруг, да и заживёт Песня!
С уважением.

Гордеев Роберт Алексеевич   19.09.2015 18:57   Заявить о нарушении
Здравствуйте, извините, что вмешиваюсь в разговор, но у меня есть мелодия для этой песни, это здесь:
"История одной песни
…В чём секрет простых мелодий нам хотелось знать наверняка…"
http://www.historyonesong.com/2009/10/tam_vdali_za_rekoi/
С уважением
Майя

Майя Воронова   23.08.2016 01:03   Заявить о нарушении