Жениховская протока. Глава 7

До исступления убегала Оля от памяти – от ехидных словечек и липких взглядов. Пыталась стряхнуть со своих губ чужие присосавшиеся губы, сбросить с плеч незнакомые руки. Забыть всю эту комнату с веселящейся толпой и дурацким, гадким первоапрельским розыгрышем. И птицу забыть, слепую разноцветную птицу, пронзительно кричавшую и упавшую за окном той комнаты.

А Инка?! Она знала или нет, что всё так случится? Она же – подруга… Зачем?

Оля кое-как дождалась ближайших после первого апреля выходных и спешно уехала в деревню, к маме, к бабушке, к своему платью. Всегда уезжала, а тут прямо бегом на автобус бежала, ни на секундочку не задержалась в городе. Как спасения искала.

- Здравствуй, Оленёнок!- обняла её бабушка.- Ты что это взбудораженная такая? Как убегаешь от кого, глаза не на месте.

- Да, нет, ба, нормально всё. Устала просто, занятий много. Давай скорей с платьем займёмся, я уже соскучилась по нему.

- Ну-ну, расспешилась,- хлопотала бабушка вокруг внучки,- вот, умывайся после дороги да ешь сначала, а потом уж за платье. И всё ж, видать, ужалил тебя кто-то, поджатая вся.

Когда расселись-разложились с вышивкой, уже подошёл вечер. Зажгли побольше света – густая зелень листвы и частые, крупные красные ягоды на белом шёлке переливались оттенками, залитые яркими электрическими лучами.

Пришла с работы мама.

- Привет, студентка! Как успехи?

- Привет, мам! Всё хорошо.

- Сессию-то осилишь?

- И не сомневайся,- улыбнулась Оля,- все науки победю!

И с маминого лица ушла усталость, и просветлело оно. И улыбнулась мама в ответ. И чудная тишина стояла в доме, такая, что слышен был сам собою ход часов. А комнаты наполнялись светом не только от лампочек и притихших окон. Шёл свет из одной души в другую необъяснимой волшебностью, безмятежной и ясной. И освещал всё, становился мелодией, красивой и нежной. А мелодия мягко ложилась узором на белоснежный шёлк. Немного оставалось, совсем немного до последнего стежка.

В город Оля вернулась с ясным сердцем. Дом просветлил, вычистил память, и малой тени не оставил от совсем не смешного общаговского розыгрыша. Студенческая жизнь полетела дальше, и Оля снова улыбалась людям. Вот только часто смотрела по сторонам с мыслью: «Хоть бы Инка не встретилась».
 
Весна всё больше наливала в высокое небо синей акварели и румянила солнце. Хрустальная капель расставила по всем улицам звучные, весёлые клавесины. Сердце трепетало от радости! И как здорово было жить – учиться, любить, ждать и вышивать тайный узор на своём самом красивом и неповторимом свадебном платье.
 
Десятого апреля от Виктора пришла эсэмэска: «Желаю счастья в личной жизни!» Оля сначала засмеялась, как от доброй дружеской шутки, но неожиданность и непонятность этих слов быстро заглушили смех и нагнали тревожных дум: «Зачем он так написал мне? Так же говорят, когда бросают за измену… Зачем же он мне так?»

И сразу написала: «Витя, что случилось?» В ответ наступило его молчание. Заметалась тревога, забила в колокола так, что в голове загудело. Все остальные мысли пробирались сквозь неё еле-еле.

«Почему ты молчишь? Что случилось?»

Молчание. Солнце стало тусклым.

«Напиши мне хоть что-нибудь! Объясни!» Молчание, молчание, молчание.

 У капели исчезла хрустальная звучность. В молчании ушёл лёд с Жениховской. Долго не уходил этой весной, упирался. Но потом ушёл, оставив на берегу на несколько дней выброшенные грязные, корявые льдины.

В один из выходных Оля закончила вышивать узор. Закончила по инерции, машинально, в забытьи, сильно исколов иглой пальцы. Закончила так, как выполнила бы какое-нибудь данное через силу обещание. И спрятала готовое свадебное платье в шкаф, к другим платьям.

Из-за одолевшей апатии чуть не отправила в кювет набравшую полный ход сессию. Спасли добросовестно отданные лекциям и учебникам минувшие месяцы. Обошлось, но жизнь превратилась в немое, чёрно-белое кино в очень небольшом сумеречном зале, где играет тапёр. Тот самый тапёр по имени Жизнь,  круглосуточно и без перерыва играющий музыку ко всякому эпизоду. Несётся ли всё с бешеной скоростью, с шумом, толпой зрителей и огненным фейерверком – есть музыка. Слушаем ли в полном одиночестве тишину – звучит музыка.

Домашние переживали за Олю сильно, но нервам волю особо старались не давать.

- Ну, ты сникла у нас совсем,- говорила мама.- Это из-за этого, что ли, из-за Витьки? Говорила же, нельзя ему верить! Паразит! Выкинь ты его из головы! Ладно, на работу я. Сапоги тебе надо на осень новые, эти-то уж сносились, виду нет.

А бабушка ничего не говорила. И вопросы свои знала, и ответы внучкины, так чего ж было обсуждать. Пока Оля шила-вышивала, без совета и помощи не оставляла её. Когда же шитьё закончилось, такой уже пожар гибельный в сердечке девичьем полыхал, что оставалось только приглядывать – как бы не сотворила с собой красавица ничего.
 
Июнь. Уже к концу июнь. Хороший, синеглазый и добрый.

«Он дома. Он давно уже дома. И не приходит. Что я сделала? Что он там о себе думает?! Ну, и пусть не приходит! Теперь уже сама прогоню, если придёт! Индюк! Дурак!»

Пришла Инна. В нарядном сарафанчике, с изящной сумочкой.   Пришла пятого июля, в жаркий полдень, когда Олина бабушка была у соседей, а мама на работе.

- Привет!

- Привет!- встретились девушки в коридоре.

- Как дела?

- Нормально,- чувствуя какую-то нарастающую тошноту, ответила Оля.- А у тебя?

- Да, тоже. Что-то не видно тебя совсем. В затворницы записалась?

- Разве кто-то мечтает меня увидеть?- они стояли друг против друга, глядя глаза в глаза. Огонь, смотрящий на огонь.- Спросить тебя хотела…Скажи честно, это ты на первое апреля всё подстроила?

-А что там такого было-то?! Подумаешь, поцеловалась она!

- Я не целовалась…

- Ну, тебя поцеловали! Какая разница, кто кого целовал?! Детский лепет…Ты знаешь, что Виктор давно из армии вернулся?

- Догадываюсь.

- А у тебя он был?

- Ты зачем пришла?

- Платье твоё свадебное посмотреть хочу. Ты же шьёшь платье? Узор там какой-то вышиваешь…Может, покажешь?

Оля, пока они с Инкой стояли друг против друга, ни разу не отвела глаз. А после этих слов взгляд её будто споткнулся. Или соринка острая неожиданно оказалась под веком. Или кто-то невидимый встал с Инкой рядом и тоже прожигает её едким взглядом. И ещё почувствовала,  что разом сил почти не осталось, и похолодели руки. Только  очень близкий, кто-то очень близкий мог вот так разом забрать у неё силы. Тот, кто мог подходить прямо к её сердцу. Но не могла же мама, не могла бабушка…

- Откуда ты знаешь про платье?- собралась с силами и снова посмотрела в глаза Инке Оля.

- А я давно знаю,- усмехнулась та,- сколько ты шьёшь, столько я и знаю.

- От кого?- в предчувствии всё больше холодели руки.

- Да, от жениха твоего, которого ты себе придумала, от Витеньки. А, может, он не твой жених, а мой?! Или ещё чей-нибудь…

- Ты врёшь…всё ты врёшь…

- Я-а? А зачем мне врать? Да, он писал мне больше, чем тебе,- Инка достала из изящной сумочки красивый сотовый телефон, быстро включила его и протянула Оле.- На, сама читай, убедишься…

Оля окоченевшими, не слушающимися пальцами взяла протянутый сотовый и прочитала на дисплее: От Виктора «Ольга шлюха. Никому нельзя верить».
 
Как паршивую, липкую, ядовитую жабу почти отбросила она этот телефон обратно в подавшие его руки. Не в глазах потемнело, весь мир потемнел. И из наступившей темноты слышался насмешливый, торжествующий голос:

- Ну, что, убедилась? Как теперь, поделишься, покажешь своё платье свадебное?

- Уходи…- прошептала еле.

- Да, дура ты! Он спал со мной, пока ты ему не давала! Всем надо, всем, чтобы давали, поняла?!

- Убирайся!- вдруг через бессилие прорезался крик, и Оля посмотрела так, что Инка испугалась и отступила к двери.- Убирайся отсюда!

- Ну, и сиди тут со своим платьем, чистенькая…

Хотела сказать ещё что-то, злобное, колкое. Но неожиданно торжествующий голос надломился, потерял силу.

- Холодно…как мне холодно…- съёжившись, растерянно пробормотала Инка, открыла дверь и вышла под жаркое июльское солнце.

А для Оли больше не было июльского солнца, не было мира. Была темнота с искажёнными, как в кривых зеркалах, незнакомыми очертаниями. И ещё в темноте висел огромный дисплей со словами «Ольга шлюха…»

«Это – я…Это он про меня…» - крапивный ожог схватил горячей болью лицо, руки, плечи… И затрясло. Крупно, неудержимо, словно собралось рассыпаться на частички, задрожало всё тело.

И слова бабушкины, как будто часа своего дождались, зазвучали в памяти: «А к невесте если подозрения, должна она по спелой ягоде голышом, как по полу, покататься. Не оставит на ней следов ягода – значит, чиста она».
 
Оля сорвалась, вылетела на улицу, как была – босиком, в халатике-лоскутке. Кинулась с крыльца к калитке и там столкнулась с бабушкой.

- Куда же ты устремилась так, Оленёнок?- попыталась та придержать внучку.

- Душно мне,- пряча глаза и уклоняясь от рук, простонала девушка,- не могу дышать…На протоку…я на протоку…

И, как отрешённая, быстро, быстро пошла от калитки, а скоро и припустила бегом в сторону Жениховской.

Берег. В одной стороне заливается смехом и взбивает сонмы сверкающих брызг стайка ребятишек. В другой, далековато, сушат носы две лодки.

«И не надо лодки, так поплыву»- сходу бросилась в воду. Глубина не сразу, метров десять брела, ступая по плотному песчаному дну. Но вот уже всплески коснулись шеи – оттолкнулась, поплыла, разгребая руками в стороны сплошь покрытую бликами зеленоватую прохладу. А снизу холод отчётливо и неуютно обволакивал ноги. Ледяные родники бьют во многих местах по Жениховской. И купальщики, кроме мальчишек, не очень-то любят где-нибудь посередине протоки донырнуть до дна.

Доплыла, выбралась на берег, халатик весь слипся с кожей. У воды не задержалась, сразу на тропинку – к березняку. Сейчас она быстро пробежит через кустистые заросли, где густые ветви режут сплошные солнечные лучи на тоненькие полоски. Потом будет неширокая луговина на подъём, а за ней сразу на самом высоком месте её берёзовый колок.

Добежала, спалив дыхание. Остановилась у крайней берёзы, упёрлась ладонью в рябенькую, слоистую бересту.

- Берёзоньки мои…- промолвила, едва успевая перехватывать воздух.
 
«Ты с нами…ты с нами…ты снами…»- услышала шёпот из памяти.

За низко свисающими зелёными прядями увидела ягодник. Ох, сколько же её, этой ягоды! Одна к одной, одна к одной! Тяжёлыми, уродившимися кистями свисает под тёмно-зелёными листьями. Налитая, красная, с чуть зеленоватым отливом. Тронь, кажется, и сок на пальцах останется.

Оля расстегнула пуговицы и сняла халат. Сняла всё. Золотисто-белой, ещё влажной от только что сброшенной мокрой одежды лозой гибкой шагнула она среди бересты и тонких зелёных кос, вошла в ягодник. Опустилась в него на колени, потом легла ниц, вытянула руки, раскинулась.

- Смотрите меня,- зашептала листочкам, лёгшим на веки,- смотрите меня всю,- говорила ягодам, коснувшимся губ.- Слова мои слушайте, слушайте сердце моё, ничего не таю, ничего, ничего…

И покатилась по ягоднику телом нагим. Каталась долго, исступлённо, врасхлёст, пока не вымоталась и не остановилась. Потом лежала на спине, замершая, затихшая, и смотрела в небо, синее, как синие глаза.

А когда каталась она голенькая по ягоднику, как по полу, забывшая про весь свет белый, издалека увидела её одна из соседок их, женщина пожилая и добрая. Соседка собирала ягоду, но раз тут такое, оставила корзинку и поспешила, как могла, через березняк к девушке.

- Ты чего ж разметалась так, милая?- склонилась женщина над Олей. А та и не видит, и не слышит. Смотрит пристально в синее небо.- Не в себе, однако, ты, сильно не в себе.

Давай трясти её, поднимать, раскачивать. Оля, наконец, очнулась, осмотрелась.

- Здравствуйте,- проговорила тихо и встала с ягодника.

- Ну, вот, прозрела,- поддерживала за руку соседка.- Что тут приключилось-то с тобой?

- Я не помню…жарко, наверное, было…

- Вон, одёжечка твоя лежит. Ты оденься-ка, пока нет боле никого.

- А посмотрите меня. Может, я где в ягоде испачкалась…

- Да, нет, чистая,- осмотрела женщина девушку,- травинки только пристали. Одевайся, одевайся потихоньку…

Оля неловко, путая пуговицы на халатике, оделась, посмотрела на ягодник, на берёзы.

- Я пойду,- словно сказала им, а не стоявшей рядом соседке,- я пойду…

- Иди, моя хорошая, иди. А где же тара твоя? Или ты просто?

- Я просто…

Пошла медленно по тропинке через луговину. Сил не было совсем. Вот тенистые заросли. Ноги подрагивают и едва держат. Вышла к протоке. На этой стороне только одна лодка.

«Соседка та, наверное, на ней переправилась. Если я её заберу, то как же она будет?»

Направилась так. Брела, сколько дно доставала, потом поплыла. Онемевшими от бессилия руками едва прогребала воду, кое-как держала лицо над поверхностью.

«А если не доплыву?»- пришла и не уходила страшащая мысль. Но даже и испугаться сильно, так, чтобы подсобраться, вскинуться с этого испуга, не смогла. «Ну, и пусть».

Навстречу, быстро приближаясь, двигалась лодка. Кто-то в ней усердно вдавливал в Жениховскую вёсла. Вот уже смолёный борт вырос над Олей, а через него перегнулся и протянул ей руки Черемисин.
 
- Держись за меня!- говорил Сергей встревоженным голосом.- Держись скорее!

Оля схватилась за его руки. Правда ли это, сон ли? Но цеплялась она, он тянул её изо всех сил из протоки, и вдвоём они, всё же, справились. Парень развернул и широким махом вёсел погнал лодку к домашнему берегу. Девушка сидела к нему лицом на неширокой перекладине и с безразличием наблюдала, как, стекая с неё, вода собиралась у ног в лужицу на дощатом промазанном дне. Когда ещё барахталась из последних сил в Жениховской, когда увидела приближающуюся лодку, а в ней Черемисина, не удивилась – ну, совпало так, и совпало.  А теперь удивление подступило с вопросом: «Как он тут оказался именно в тот момент? Случайно ли?»
Лодка ткнулась носом в песок, и они сошли на берег.
- А как ты нашёл меня?- спросила Оля.- Откуда узнал, что я на протоке?
- Бабушка твоя сказала, что ты на Жениховскую побежала.
- А зачем искал?- она стояла перед ним в мокром, облепившем её халатике, и тело проступало через него так отчётливо, словно очень талантливый художник нарисовал прекрасные женские очертания, спрятанные за пропускающей взгляд материей. Она видела, что он не может оторвать от неё глаз.
- Я извиниться хотел, Оль. Не знал я тогда, что всё подстроено. Мне же сказали, что это просто розыгрыш, что ты всё знаешь и не обидишься. Я так бы не стал…
- А почему не стал бы?- Оля почувствовала, что силы возвращаются к ней. И даже не только её прежние, а какие-то новые, едкие, злые.- Разве не понравилось тебе? Помню, сказал ты, что мои губы клубникой пахнут. А может, ты ещё клубники захотел? Давай, я сегодня тебя сама поцелую, отблагодарю за спасение. Но только сегодня, потом у тебя денег на мои поцелуи не хватит.

Она подошла к Сергею, обняла, целовала долго и нежно.

- Ну, вот, Серёженька,- отстранилась потом,- всё честно, поцелуй настоящим был… и последним. Остальные поцелуи у других девчонок возьмёшь, они у дороги вёдрами клубнику продают,- отвернулась и пошла.

- Подожди, Оля,- шагнул он за ней,- не надо мне других девчонок. Я сказать тебе хотел, что ты мне очень нравишься, ты одна. Я больше никогда не обижу тебя...

- Поздно, Серёжа,- обернулась она и отрицательно покачала головой,- нет меня больше.- И не узнать было её больших серых глаз, льдистыми стали, холодными.- Не ходи за мной.

Пошла дальше и не оборачивалась уже до самого своего дома.

- Ну, досыта, наверное, накупалась в Жениховской-то,- встретила внучку бабушка.

- Досыта, ба,- пряча глаза и не останавливаясь, ответила Оля и прошла в свою комнату.

- Тут Серёжка Черемисин тебя спрашивал.

- Я видела его, ба. Ты не знаешь, где я сумку свою дорожную положила?- вышла из своей комнаты и направилась в зал, всё так же пряча глаза.

- Да, что ты всё, как убегаешь от меня?! И глаза прячешь! А ну, остановись и посмотри прямо, как ты всегда смотришь!

Оля остановилась и посмотрела.

- Ох!- даже немного осела на месте бабушка.- Оленёнок, да не твои ж это глаза…льда-то сколько в них. Как не ты это вовсе…

- А это и есть не я,- отвела глаза в сторону внучка.- Та Оля в протоке утонула, а я другая теперь.

- Да, ты постой…постой,- покачнулась старушка,- ты проводи-ка до стула меня…

- Баба!- вскрикнула Оля и с огромными испуганными серыми глазами бросилась к бабушке. Подхватила под руки, довела на кухню до стула, усадила.

- Ты мне водички простой…не нужны таблетки…холодной водички простой…

Оля напоила бабушку водой, убрала стакан. А потом опустилась перед ней на колени, уткнулась лицом в её передник и заплакала, затряслась в неудержимых долгих рыданиях. Бабушка ничего не говорила, а только гладила тёплой, мягкой ладонью светлую внучкину голову.

- Я в город уеду, бабуль,- проплакавшись и уняв последние всхлипы, снова взглянула, как прежде, волшебно красивыми серыми глазами Оля.- Сегодня уеду, хоть на попутке, хоть как, но в деревне не останусь.

- Ну, поезжай, если так лучше. Вот, глазоньки снова твои ясные узнаю, грустные только. Давай, собраться тебе помогу.

Вместе они быстро собрали сумку. Оля в беленькой футболке и шортах уже готова была отправиться в путь, но вдруг остановилась, словно вспомнив что-то.

- Нет,- снова повернула она в свою комнату,- ещё осталось одно дело.

Вошла, распахнула шкаф с платьями, сняла с плечиков свадебное и
понесла его из дома прочь.

- Куда ты с ним?- удивилась бабушка.

- А не моё оно, хозяйке отнесу,- закрыла за собой входную дверь.

Оля довольно долго не возвращалась. Потом, наконец, пришла.

- Что ж ты, запропастилась так?!

- Ну, теперь всё, можно ехать. Давай, присядем с тобой на дорожку, чтобы хрень никакая не нацеплялась.  Хотя, уже и нацеплялась.

- Ох, внучка, какие слова-то ты у меня замечательные знаешь. Ни разу не слышала от тебя.

- Я их давно знаю, ба,- грустно улыбнулась та,- только говорить их раньше надобности не было. Пойдём, посидим на кухне рядышком.

Они присели, взяв друг друга за руки, посидели молча.

- Бабуль, у меня просьба к тебе,- перед тем, как встать, сказала Оля.- Если придёт этот, жених мой бывший, ты скажи ему, что невеста его в огороде ждёт. Хорошо?!

- Ладно, скажу, что ж правду не сказать?

- Спасибо, ба! Какая ты умница у меня! Всё, побежала я, позвоню вам потом,- расцеловала бабушку, поднялась, подхватила сумку и ушла.

Уехала в город.


PS


Вот бывает же так, что много-много дней проходят друг за другом без всяких событий. Одинаковые, пустые, и кроме самого ожидания ничего в них нет. А бывает, в один день столько наслучается – не разгребёшь. Так совпало и здесь. В день, когда Оля уехала в город, Виктор собрался прийти к ней.

«Ничего,- думал он,- замирюсь. Скажу, что специально не шёл, любовь её испытывал, сколько она ждать сможет, проверял».

По дороге встретил рыжую Наташку. Теперь она снова была рыжая. А так не менялась, всё такая же мелкая, как подросток.

- Привет! Далеко отправился?- спросила рыжая.

- Да, так, прогуляться.

- Ну-ну…забегай, если что, я сейчас дома живу.

- Ладно, как-нибудь забегу.

И пошёл дальше. Вот и дом Ольгин.

- Здравствуйте, бабушка!- зашёл и разулыбался прямо с порога.

- Здравствуй, милок!

- А невеста моя дома? Заждалась, поди?

- Ну, так! Спрашивает ещё! Заждалась, конечно! В огороде невеста твоя тебя ждёт.

- В огороде?!

- Ну, да. Как ушла туда, так и ждёт там. Беги к ней скорей.

- А-а…спасибо…побежал.

Виктор выскочил из дома и – в  огород. Небольшой огородишко, немного картошки, рядок помидорный да грядка огуречная. Капуста ещё, кочанчиков десять, и подсолнухи. Спрятаться тут негде, а не видать никого, пусто. « Может, напутала бабушка?»

Потом увидел в конце огорода, в подсолнухах, пугало. На вершине вместо головы горшок цветочный перевёрнутый, косынкой красной обвязанный. А от горшка вниз  - платье свадебное. Прямо, настоящее, красивое, бело-белое, с узором вышитым.
 
Потоптался-потоптался жених, помялся и пошёл. В дом уже не заходил, сразу – в калитку. И в магазин направился, водку купил.
 
«Куда бы пойти? Домой неохота. Пойду к рыжей Наташке, звала же, посидим. К кому ещё идти?»  И ещё вспомнились слова Кости после сауны: « А каких хотим, таких и имеем».


Рецензии
Владимир, прочла Вашу повесть. Начала читать первую часть, заинтересовалась и прочла до конца.

Сразу можно сказать, что Вы обладаете писательским даром. Ваше произведение написано живым, современным языком. Присутствует индивидуальный авторский стиль. Оптимальная длина предложений обеспечивает легкость восприятия.

Нет излишней вычурности. Имеется завлекательная для читателя завязка,наличие интриги, так называемый начальный "крючок", который создает напряжение, поддерживает читательское внимание и способствует "затягивания" в чтение (что произошло и со мной). Присутствует напряженное развитие сюжета, кульминация драматического накала поступков героев, и финал. Хотя и предсказуемый.

Повесть состоит из двух частей, жизнь Ольги и "служба" Виктора. Автору, т.е. Вам удалось тщательно прорисовать образы главных героев. Удалось достоверно описать личностную трансформацию Виктора, изменения претерпевшие с его сутью.

Особо следует отметить органичные, точно попадавшие в образы диалоги.

И в заключение - в повести присутствует некая авторская убежденность в необходимости изложения этой истории.

А теперь мои, так сказать, "претензии" к автору. Все же финал следовало бы подать по-иному. Для подобного произведения он (этот финал) мелок и в некотором роде снижает ценность, и разочаровывает читателя (это я о себе). Вместо того, чтобы финал "родил" удовлетворение, а получился глубоким разочарованием.

Написанное мною Вам согласно собственному впечатлению полученному от прочтения Вашей довольно интересной почести, есть ничто иное, как мое личное мнение.

С пожеланиями удачи, Ант.

Антонина Глушко   11.11.2018 11:28     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Антонина!
Спасибо большое за внимание к повести и развёрнутую рецензию.
Сожалею, что финал глубоко разочаровал Вас. Мне он(финал) представляется именно таким.
Вам радости творчества и удачи!
С уважением,

Владимир Левченко-Барнаул   11.11.2018 17:12   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.