Прерванное сватовство

                ПРЕРВАННОЕ СВАТОВСТВО
 В душе у Мишки постоянно звучит музыка. Он всегда что-нибудь напевает. Сочиняет стихи, похожие на песни. Во всем он видит красоту. И каждый человек для него – особенный! Он внимательно слушает разговоры, дополняя буйным воображением. И нет для него ни плохих, ни ущербных. Все для него интересные, неповторимые. У каждого своя особенная жизнь, свои интересные мысли.

Вместе с ним в купе едет миловидная девушка. Непосредственная, разговорчивая. Другая бы скрывала свое прошлое, а она весело рассказывает о том, какой она была дурой! После десятилетки пошла работать продавцом в отдел промышленных товаров. Приняли ее замечательно. Обучали, подсказывали. Принимала товар по накладным. Больше доверяла, чем проверяла. А потом – хоп! – ревизия! Недостача образовалась откуда-то. Короче говоря, работала всего два года, а посадили на три!
Вышли в тамбур покурить. Мишка шутит:

- Я три года в армии был, ты три года тоже государству служила. Так что мы с тобой – два сапога пара! Я – Мишка, ты – Машка! Мамишка или Мимашка – как лучше?

- Получается, что так: оба мы были на службе - каждый на своей. Ты приходи ко мне в гости, я буду очень рада. Меня ждут друзья. Но среди них нет таких, как ты. Ты веселый, душевный. Мне этого очень не хватает.

Машка заразительно смеется. Никаких следов пребывания в колонии, никаких изменений в характере девушки Мишка не видит. Если честно: за время своего отсутствия в гражданском обществе он утратил много чего. До службы он мог безошибочно определить год рождения человека и даже месяц, характер его по внешнему виду. Теперь эти навыки значительно утрачены. Но Машка ему определенно нравится. И никакой загадки в ней нет.   

- А что? Вот возьму и загляну на огонек! Зависит от того, как у меня дела в Кемерово будут складываться.

О себе Мишка не распространяется. В двух словах не объяснить, в каком он оказался положении. Когда учился в техникуме, влюбился в девушку из параллельной группы. Но так и не объяснился, хотя Зина догадывалась о его чувствах. Незавидным он был женихом. Денег у него никогда не было. Вечно сидит в библиотеке, да и по выходным либо читает книжки, либо в шахматы играет. Одет как попало. Ни в кино с ним сходить, ни домой пригласить. А жила она в соседнем городе.

После получения дипломов Зина взяла направление в Подмосковье, а он – на Дальний Восток! Там и призвали его в армию. Тогда только написал он ей, что любит и что хотел бы, чтобы она его ждала. Это целых три года! Она резко отказала ему и пригрозила прервать переписку, если он и дальше будет объясняться. Писала она ему, как другу, о том, что ухаживает за ней красивый парень. Михаил в порыве ревности ответил, чтобы она с ним была осторожней – обманет он! Но слова его для нее ничего не значили. Вскоре она написала, что живут они вместе в общежитии и что она счастлива. На письма она стала отвечать очень редко. А через год прислала письмо уже из Кемерово. Замужество не сложилось. Работает она в библиотеке института. И это дипломированный геолог!

Вот и ехал теперь Мишка, чтобы повидаться с Зиной и окончательно выяснить, могут ли у них сложиться какие-нибудь отношения? Если она согласится – он женится на ней и переедет из родного села на Алтее в Кемерово или в другой шахтерский город и будет работать по специальности. А если не сложится – он женится на молодой женщине в своем селе. Или на Машке. Это уже не принципиально.

Тут надо сказать, каким стал его дом, пока он четыре года учился в техникуме и почти столько же служил в армии. Отец ушел из семьи, когда ему было тринадцать лет. А теперь ему было двадцать четыре. Дома у него мать, две незамужние сестры, младшая сестренка-первоклашка и маленькая племянница - дочь старшей сестры. Целое женское отделение.

Пошел работать в колхоз. Одновременно рьяно взялся ремонтировать обветшавшее жилье и домашние постройки.

По праву младшего сына он должен был оставаться жить в доме с родителями, унаследовать все хозяйство. Но ему даже ночевать было негде, спал на полу. А сестры как сговорились, преподносили ему сюрприз за сюрпризом. Обычно так и бывает в семьях, где нет отца. Одна за другой родили они по сыну, не выходя замуж. Он давал племянникам имена, регистрировал в сельсовете.

На себя он не тратился, заработанное в колхозе  отдавал матери. Купил кое-какую гражданскую одежду, почти все не по размеру. При этом никогда не унывал. Наоборот: писал возвышенные стихи, публиковал в районной газете репортажи и очерки о своих земляках. Ему предлагали работу в газете, но он посчитал, что еще не готов. Выступал в художественной самодеятельности. Возглавил комсомольскую и спортивную организации. Иными словами, был очень активным колхозником. И не обращал внимания на то, что сестры устроили у него в доме «детский сад».

Он долго не мог понять, почему деревенские девушки не отвечают ему взаимностью? Правда, всерьез и настойчиво он ни за кем не ухаживал. Гордый был. В голове - только Зина. Позднее понял, что жених он незавидный: ему даже жену привести некуда. А вот незамужние женщины с детьми очень даже были к нему внимательны. Особенно одна.

Это была высокая, стройная, симпатичная уборщица школы. Она отличалась от местных женщин независимым характером и чувством юмора. Улыбка не сходила с ее лица, а речь свою она постоянно перемежала пословицами и поговорками, зачастую украинскими, так как родилась и выросла в украинском селе. Есть такое небольшое село на Алтае. Михаил быстро нашел с ней общий язык. Даже не ожидал, что такая самодостаточная, великолепная женщина, которая лет на шесть его старше, у которой растет сын от первого брака, обратит на него внимание. Обратила.

Правда, тут налетели советчики: она тебе не пара, уже три раза была замужем! А это ему только льстило. Будет он четвертым, но самым правильным мужем. Поможет ей получить образование, устроит на хорошую работу, сам окончит вуз. Но советы родни и друзей все же путали его мысли. Вот поэтому под самый Новый год взял он в колхозе отпуск и поехал в гости к брату в Кемерово. Не просто в гости, а чтобы встретиться с Зиной. А вдруг она согласится выйти за него замуж?

Старший брат сразу одобрил его дружбу с симпатичной уборщицей. Он, как человек бывалый, рассуждал примерно так: она уже хорошо знает жизнь, много повидала и много пережила, поэтому должна дорожить семьей и быть примерной женой. А Зина – первая любовь! Она уже не та девочка, какой он ее знал. Это другой человек. Любви уже нет, остались лишь воспоминания.

- У твоей знакомой есть сынишка? Вот и хорошо. Ты возьмешь на воспитание нашу меньшую сестренку. И сразу будет у вас семья.

Брат – человек практичный. Он уже перевез к себе и воспитывает другую сестренку, которая на четыре года старше самой маленькой. Ему очень хотелось, чтобы и Михаил взял на себя нагрузку. Для равновесия. Не одному же ему выкладываться в поддержании семьи? А о том, что у Михаила нет ни кола, ни двора, он и не вспоминал.       

Желание встретиться с сокурсницей после такой беседы не исчезало, а даже усилилось. Брат критически осмотрел одежду Михаила, вместо валенок дал ему зимние ботинки, свой пиджак, и «жених» отправился из шахтерского поселка в город на встречу со своей мечтой! Город чуть ли не по крыши завален снегом. Но это не помешало найти заветный адресок. Жила Зина с подругой на квартире в частном доме.

 Михаила встретила приветливо, даже радостно. Он принес с собой  шампанское и водку. На город опустилась ночь, а в бревенчатом доме тепло и уютно. Проводив старый год, хозяева оставили молодежь и отправились спать, и сокурсники предались воспоминаниям. Михаил рассказывал, как выпускники техникума устроились и работают в Приморском крае, он их там навещал. Зина – о том, как они живут в Подмосковье.

Вышли вдвоем прогуляться. Говорили о чем угодно, и Михаил никак не мог заговорить о сокровенном. Восхищались звездной ночью, легким морозцем, полной луной. Ими владела спонтанная радость от встречи. Так и вернулись, ни о чем не поговорив. До Нового года было около часу, но встречать его никто не собирался: не хотели мешать хозяевам, которые даже ёлку не поставили.

Вошли в большую комнату, служившую девочкам спальней. Подруга уже приготовила постель для гостя. Девчата стали готовиться ко сну. Зажгли ночник. Михаил нехотя разделся и улегся на раскладушку.

А Зина, разбирая свою кровать, вдруг заговорила:

- Вот так я готовила постель своему мужу!

И она стала взбивать подушки, встряхивать одеяло, испытывая, видимо, от своих воспоминаний удовольствие.

Михаила как током ударило после ее слов! Он еще немного полежал, борясь с нахлынувшей вдруг досадой, а потом стал одеваться.

- Не смогу я уснуть в незнакомом месте, - сказал он, как бы оправдываясь. – Поеду к брату.

Его стали останавливать, отговаривать: ночь на дворе, в городе неспокойно. Он не подавал виду, что в нем все кипит. «Она специально это сказала!»

Вышел на мороз и в каком-то отчаянии решил разыскать попутчицу Машу. Адрес он помнил и, что не удивительно в ночь под Новый год, вскоре нашел заветный дом! Дорожка к дому от снега почищена. Над крыльцом горит яркая лампочка. Он постучал. Не открывая двери, его спросили, кто он такой и что ему нужно. Он ответил, что договорился с Машей о встрече, но долго добирался, припозднился.

- Нет Маши дома. Уходите, пожалуйста!

- А где же она?

- Встречает Новый год в своей компании.

- Скажите, где это, я ее разыщу.

- У подруг она. Не надо к ней ходить.

- Пустите меня хотя бы погреться, у меня ноги замерзли.

Дверь открылась. На пороге стояла приятного вида женщина лет сорока пяти. По всему видно – мать. Вылитая Маша, только старше. Ее одолело любопытство: с кем это дочь успела договориться? Михаил сразу понял, что не произвел на нее хорошего впечатления. Не богатырь, не богач. Без цветов, без подарков.

- А, ты форсишь, в ботиночках! Сам виноват, раз так обулся, вот и терпи.

- Разрешите мне ноги отогреть у вас. Я сразу же уйду.

- Только тихо. А то отец проснется, тебе мало не покажется.

В прихожей Михаил снял ботинки и стал растирать и массировать закоченевшие ноги. Минут через десять-пятнадцать почувствовал, что отогрелся. Решил Машу не разыскивать, опасаясь, что может просто ее подставить.  Спросил, как пройти к вокзалу. Попрощался и отправился по заснеженным улицам. На вокзале просидел до утра. Постепенно пришел к выводу, что никакого отца у Маши нет, мать говорила о нем для острастки, чтобы вел себя прилично. Был бы отец – не пустил бы девочку работать в рискованную сферу. Пошла бы она учиться.

С первым транспортом поехал к брату. Все сомнения отпали, все иллюзии развеялись. Пора возвращаться домой, туда, где его ждут. Через неделю он сделал предложение своей Прасковье. Жить стали у ее отчима. Так началась семейная жизнь Михаила.
       
    
    


Рецензии
Добрый день, Василий! Рассказ понравился. Да, всё упиралось в то, что Михаил был незавидным женихом, без кола, без двора, даже без нормальной, по сезону, одежды. И чего было ездить по знакомым девчатам, да еще зимой? Наконец, одумался. Уже рад тому, что женщине с ребенком приглянулся, в примаки пошел.
Здоровья Вам и всяких благ!
С уважением,


Людмила Каштанова   13.05.2024 05:41     Заявить о нарушении
Привет, Людмила! Рад Вам!
Не повезло Михаилу с женитьбой. Из села они уехали, чтобы работать по специальности. С этого момента бывалая женщина с ребёнком ни одного дня не выходила на работу. А детей рожала. Денег не хватало, питались скудно. Открылись болезни желудка. Жили по углам. Уже назначили день операции. И только чудо да ангел хранитель спасли Михаила от гибели.
Спасибо за визит и отзыв!
Удачи Вам!
Василий.

Василий Храмцов   13.05.2024 06:14   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.