Глава 19. Отелло

Жуткие истории интересовали людей всегда. Вспомним те же сказки, настоящие, не в обработке для детей. Был спрос — было и предложение. Не сторонились страшилок и авторы новелл, столь популярных в Италии со времён Боккаччо*.
________________
* Джованни Боккаччо (1313—1375) — великий итальянский писатель эпохи Раннего Возрождения. Самое прославленное его произведение — сборник реалистических новелл «Декамерон».

В 1565 г. в Мантуе вышла в свет книга «Сто сказаний» Д.Д. Чинтио*. Это был сборник «кровавых» новелл о современной автору Италии, наполненный душераздирающими рассказами об убийствах, коварстве, жуткой мести. Среди прочих Чинтио включил в сборник и новеллу «Венецианский мавр». Книга быстро стала популярной в Европе. Неизвестно, перевели ли её на английский язык или кто-то рассказал Шекспиру историю о ревнивом мавре, но трагедия «Отелло», бесспорно, является переработкой новеллы Чинтио, хотя и со значительно изменённым финалом. Правда, у итальянца по имени названа только жертва преступления — Дисдемона**. Прочие герои безымянные — Мавр (Отелло), Прапорщик*** (Яго), Лейтенант**** (Кассио), жена Прапорщика (Эмилия).
______________________
* Джамбаттиста Джиральди Чинтио (1504—1573) — итальянский учёный-гуманист и писатель эпохи Позднего Возрождения. Преподавал в Феррарском университете философию и медицину. В 1528 г. написал книгу новелл «Сто сказаний».
** См.: Зарубежная литература. Эпоха Возрождения. М.: Просвещение, 1976. Имя Дисдемона переводится с греческого как «Несчастная».
*** Прапорщик (от слова «прапор» — «знамя») — знаменосец, знаменщик. Так в венецианской армии назывался второй по важности офицерский чин после лейтенанта. В современной военной терминологии ему ближе всего адъютант. Б.Л. Пастернак при работе над переводом «Отелло» предпочёл перевести этот чин как поручик.
**** Лейтенант — в венецианской армии так назывался заместитель главного начальника (губернатора, полководца и т. п.). После Отелло это был второй по старшинству человек в кипрском гарнизоне.

Все имена действующих лиц, кроме Дездемоны, придуманы Шекспиром. Как отмечают шекспироведы, имя Отелло нигде более в литературе не встречается и откуда взял его Шекспир неизвестно. Существует несколько версий. Так, предполагают, что это итальянское уменьшительное от немецкого имени Отто, что вполне возможно, если учесть, что Италия многие столетия находилась под властью Священной Римской империи* и немецкое влияние здесь было очень велико. Но наиболее правдоподобной кажется следующая версия. Согласно источникам, в Венеции жила знатная фамилия Отелло дель Моро, в гербе которой были тутовые ягоды, по-итальянски — moro (моро). Предполагают, что кто-то из Отелло был прототипом главного героя новеллы Чинтио. Поскольку слово moro по-итальянски одновременно означает «мавр», новеллист, стараясь указать своему читателю на истинного преступника, сделал ревнивца мавром. Об этой истории кто-то сведущий рассказал Шекспиру, и на свет появился Отелло.
_______________________
* Священная Римская империя — немецкое государство в Центральной Европе, существовавшее с 962 по 1806 г. С конца XV в. называлась Священной римской империей германской нации. Помимо чисто немецких территорий, в своё время в её состав входили Северная и Центральная Италия, Чехия, Нидерланды, швейцарские земли. С борьбой итальянцев против империи связаны войны гвельфов (сторонники римского папы, возглавлявшего итальянцев) и гибеллинов (сторонников императора и немцев).

Мы не знаем, кто был Отелло по национальности. Во времена Шекспира словом «мавр» обозначали всех жителей Северной Африки. Он мог быть и арабом, и бербером, и негром. Исследователи склоняются к негритянскому происхождению героя, поскольку Шекспир по ходу пьесы назвал его «толстогубым».

К сожалению, на примере «Отелло» можно особенно ярко увидеть стремление шекспироведов принизить авторов первоисточников великого драматурга. Чинтио, бесспорно, один из самых талантливых среди таковых, потому ему и достаётся больше других. Однако при сравнении его новеллы с трагедией Шекспира вновь на передний план выходит уже названный выше приём драматурга — Шекспир, взяв ярко выписанный Чинтио образ коварного и жестокого мавра-воина, феминизировал его, сделав, по словам критиков, «добрым», «доверчивым», «наивным», способным разве что на то, чтобы придушить в постели собственную жену… И это о полководце, прошедшем, по идее, через десятки, если не сотни кровавых сражений и сумевшем добиться значительнейших должностей в патрицианской республике (!), где интрига в течение столетий была доведена до высших степеней совершенства*. Ведь с венецианцами в искусстве интриги могли сравниться только византийцы, но и тех итальянцы все-таки переплюнули и, в конце концов, погубили, ловко развернув IV-ый крестовый поход на Константинополь.
_________________
* Пост губернатора Кипра, который занимал шекспировский Отелло, всегда считался вторым после венецианского дожа.

Когда мы читаем новеллу Чинтио, перед нами предстает реальный человек. Даже задумав убийство изменницы, Отелло не забыл позаботиться о своём алиби, да и убийство совершает он чужими руками, как и положено испытанному интригану: Дездемона была убита Яго — он в присутствии Отелло и под нравоучительные речи последнего забил бедняжку до смерти мешком с песком. Затем заговорщиками был подстроен обвал крыши в спальне, и получилось так, будто Дездемону убило свалившейся с потолка балкой. Далее, в полном соответствии с психологией мавра, Отелло, горячо любивший погубленную жену, возненавидел её убийцу и стал исподтишка мстить ему. Яго же, человек далеко не безобидный, привыкший к интригам и провокациям, бежал в Венецию, где выдал Отелло, не забыв выгородить себя. Мавра арестовали, пытали, но признаний не добились — сильный был духом воин. Не сумев доказать убийство Дездемоны, венецианцы изгнали Отелло из своей страны. Позднее он погиб в междоусобной резне единокровцев.

На сцене, конечно, такое развитие событий показать сложно, да и не нужно. Но и отрицать тот факт, что Мавр Чинтио во много раз правдоподобнее и ярче, чем Отелло Шекспира будет нечестно. Для тех, кто с пелёнок помнит душераздирающий вопрос: «Молилась ли ты на ночь, Дездемона?» — правдивость образа чернокожего ревнивца не подлежит сомнению. Не станем их разочаровывать. Тем же, кто пытается докопаться до сути трагедии «Отелло», желательно с б;льшим интересом отнестись к нравам европейцев шекспировской эпохи, поскольку Отелло — редчайший для драматурга герой: он современник Шекспира, события происходят примерно в его детстве!

Отелло нашёл воплощение и в других видах искусства.

Есть две широко известные оперы «Отелло». Первую написал в 1816 г. Джоаккино Россини*, вторую, самую исполняемую в наши дни, создал в 1886 г. Джузеппе Верди**.
_____________________
* О Джоаккино Россини см. в главе 55 «Фигаро».
** О Джузеппе Верди см. в главе 66 «Маргарита Готье».

По мотивам «Отелло» на музыку Генри Пёрселла* выдающимся хореографом XX в. Х. Лимоном** был создан одноактный балет «Павана*** мавра», ставший ныне классикой американского танца модерн**** и вошедший в репертуар многих балетных трупп мира.
____________________
* Генри Пёрселл (1659—1695) — великий английским композитор, автор первой английской национальной оперы «Дидона и Эней»; представитель стиля барокко.
** Хосе Лимон (1908—1972) — выдающийся американский хореограф, один из основоположников танца модерн. Самый прославленный его шедевр — поставленный в 1949 г. балет «Павана мавра».
*** Павана (от итал. pavone — павлин) — старинный итальянский танец. Был в моде при дворах до половины XVII в. Павану исполняли дамы в длинных платьях со шлейфом, мужчины в плащах и при шпаге, производя плащами движения, напоминавшие движения павлиньего хвоста.
**** Танец модерн — одно из направлений современной зарубежной хореографии; зародился в конце XIX — начале XX вв. в США и Германии. Основоположницей стиля многие считают Айседору Дункан. Другие названия — свободный танец, дунканизм, танец босоножек и пр. Главный принцип — отказ от канонов традиционного балета, воплощение новых тем и сюжетов оригинальными танцевально-пластическими средствами.

Особый интерес к ревнивому мавру проявил мировой кинематограф. Всего на сегодняшний день осуществлено около тридцати экранизаций пьесы У. Шекспира и оперы Дж. Верди.
Впервые шекспировский мавр появился на экране в немецком фильме 1922 г. режиссёра Димитрия Буховецки*. Главную роль исполнял актёр Эмиль Яннингс**.
_____________________
* Димитрий Буховецки (1895—1932) — советский и немецкий режиссер немого кино. Начинал с Яковом Протазановым и Александром Разумным. В 1919 г. эмигрировал в Германию, где снял большинство своих фильмов, в том числе «Отелло». В 1924 г. переехал в США, но там карьера режиссёра сложилась для Буховецки неудачно.
** Эмиль Яннингс (1884—1950) — знаменитый немецкий актёр театра и кино, ныне более известный по немому кино; активно снимался в нацистских фильмах, за что и поплатился после Второй мировой войны.

Классикой советского кино стал фильм С.И. Юткевича* «Отелло», снятый в 1955 г. В роли Отелло выступил С.Ф. Бондарчук.
_________________________
* Сергей Иосифович Юткевич (1904—1985) — выдающийся советский кинорежиссёр, народный артист СССР; Герой Социалистического Труда; лауреат двух Сталинских (Государственных) и двух Государственных премий. Создатель таких знаменитых фильмов, как «Человек с ружьём», «Рассказы о Ленине», «Ленин в Польше» и др.

В Британии созданы две классические постановки трагедии: в 1952 г. Орсон Уэллс* снял «Трагедию Отелло, венецианского мавра» и сам сыграл главную роль; в 1964 г. режиссер Стюарт Бурж** в фильме «Отелло» снял в этой роли Лоуренса Оливье***.
___________________
* Орсон Уэллс (1915—1985) — выдающийся голливудский режиссёр, актёр, сценарист; автор таких известных фильмов, как «Гражданин Кейн», «Джейн Эйр» и др.
** Стюарт Бурж (1918—2002) — британский режиссёр театра и кино.
*** О Лоуренсе Оливье см. в главе 18. Гамлет.

Из последних западных экранизаций «Отелло» назовём вышедший на экраны в 1995 г. фильм американского режиссера Оливера Паркера*. Роль мавра там исполнил негр Лоренс Фишборн**.
__________________
* Оливер Паркер (р. 1960) — голливудский режиссёр; особых достижений в кинематографе не имеет.
** Лоренс Фишборн (р. 1961) — голливудский актёр; современному зрителю более известен по главной роли в трёх фильмах «Матрицы» и третьему фильму «Миссия невыполнима».

В 2006 г. Болливуд* выпустил свою версию «Отелло». Режиссёр фильма Вишал Бхарадвадж**. В главной роли снялся звезда индийского кино Саиф Али Хан***.
____________________
* Болливуд — крупнейший комплекс киностудий Индии в городе Мумбай (бывший Бомбей). Название Болливуд включает две составляющие: Бомбей и Голливуд. Ежегодно на киностудиях Болливуда выпускается около двухсот фильмов.
** Вишал Бхарадвадж (р. 1969) — один из ведущих режиссёров современного Болливуда.
*** Саиф Али Хан (р. 1970) — звезда современного Болливуда, снялся уже в нескольких десятках фильмов.

В 1986 г. Франко Дзеффирелли экранизировал оперу Джузеппе Верди «Отелло». Партию мавра исполнил блистательный Пласидо Доминго*.
__________________
* Пласидо Доминго (р. 1941) — великий испанский оперный певец, тенор.


Рецензии