В кругосветном плавании... Острова Арефьева

Острова Арефьева

    В Японском море, у Корейского полуострова, есть острова моего однофамильца. Вообще-то, у этих островов двойное название. У корейцев эти острова называются – Яндо, у нас – Арефьева.
    Интересная была ситуация. Идем себе на «Крузенштерне» по Японскому морю и вдруг наблюдаю на карте – острова Арефьева.
     Нет, мы их не увидели. Острова находились значительно восточнее, чем пролегал наш курс. Мы шли ближе к острову Цусима. Но, дело не в этом. Просто захотелось узнать, что же это за острова.
     Начал я свое исследование с лоции Японского моря. Там в главе «От мыса Мусудан до Восточно-Корейского залива» написано: «Острова Яндо, или Арефьева (40 градусов 45 минут северной широты, 129 градусов 32 минуты восточной долготы) представляют собой группу из трех приметных островов, отделенных друг от друга мелководными проливами. Северо-западный и средний из островов этой группы высотой соответственно 68 и 45 метров не имеют собственного названия, а юго-восточный остров называется островом Канхуидо.
    Острова приглубы, изобата 10 метров почти повсюду проходит у самого берега. Грунт между изобатой 20 метров и островами – большей частью скала, местами – крупнозернистый песок, а в проходах между островами – песок и скала.
    Остров высотой 68 метров является северо-западным и самым большим из этих островов. Берега острова почти повсеместно крутые и обрывистые, и только  на его восточной стороне имеются небольшие низменные участки.
    Между северо-западным и расположенным к востоку от него средним из островов имеется узкий проход с глубинами 1,3 – 6,4 метра. При знании местных условий плавания малые суда могут стать на якорь против построек селения Яндо, расположенных на восточном берегу острова высотой 68 метров. Это якорное место защищено от всех ветров.
    Селение Яндо расположено на обоих берегах прохода, пролегающего между северо-западным и средним из островов.
    В берег северо-западного из островов вблизи селения Яндо вдается бухточка, в которой катера и рыболовные боты могут найти укрытие от ветров любых направлений. Берега бухточки укреплены каменной стенкой.
    Остров Канхуидо высотой 115 метров – необитаем».   
    Теперь о том, в честь кого названы эти острова.  В книге «Морская карта рассказывает» говорится следующее: «Острова Арефьева (Яндо), Японское море, полуостров Корея. Нанесены на карту в 1854 году экипажем фрегата «Паллада». Тогда же острова были названы по фамилии старшего судового врача штаб-лекаря Александра Михайловича Арефьева».
    Далее, в разделе краткой биографической справки есть еще одна небольшая информация: «Арефьев Александр Михайлович (1815-?) окончил Санкт-Петербургскую медико-хирургическую академию. В 1840-1851 годах плавал на Балтийском и Северном морях на бриге «Нестор», корабле «Коцбах» и других. В 1852-1854 годах на фрегате «Паллада» совершил плавание из Кронштадта в Японское море, откуда в 1856 году через Сибирь возвратился в Петербург».
    Это – почти все, что удалось узнать мне о своем однофамильце. Даже год его смерти, и место захоронения пока не известны. Тем не менее, уже сейчас приятно сознавать, что был такой доктор Александр Михайлович Арефьев на легендарном фрегате «Паллада». Он, безусловно, разговаривал с великим русским писателем Иваном Александровичем Гончаровым, который увековечил тот поход в путевых очерках «Фрегат Паллада».
    Когда наш барк «Крузенштерн» стоял в Кейптауне, по странному стечению обстоятельств, именно там я прочитал у Гончарова, что чуть более полутора веков тому назад фрегат «Паллада» заходил на мыс Доброй Надежды. Офицеры «Паллады» нанесли визит местному доктору. Среди них был и Александр Михайлович Арефьев. Тот момент подробно описан у Гончарова: «Мы спросили (местного доктора), зачем он избрал мыс Доброй Надежды, а не другое место для отдыха. «Ближайшее, - отвечал он, - и притом переезд дешевле, нежели куда-нибудь. Я хотел ехать в Австралию, в Сидней, но туда стало много ездить эмигрантов и места на порядочных судах очень дороги. А нас двое: я и жена; жалования я получаю всего от 800 до 1000 фунтов стерлингов» (от 5000 до 6000 рублей). – «Куда же отправитесь, выслужив пенсию?» - «И сам не знаю; может быть во Францию…» - «А вы знаете по-французски?» - «О да…» - « В самом деле?» И мы живо заговорили с ним, а до тех пор, правду сказать, кроме Арефьева, который отлично говорит по-английски, у нас рты были точно зашиты».
    Вот и еще одно дополнение. Оказывается, Александр Михайлович Арефьев хорошо говорил по-английски.
    Казалось бы, информация, которую я собрал на данный момент – невелика. Но, признаться, дело не в объеме данных и даже не в точных датах. Их, надеюсь, со временем я узнаю, что-нибудь уточню. Удивительно другое – то, что мое исследование началось именно в кругосветном плавании на барке «Крузенштерн».
   И еще одно забавное открытие я совершил. Есть в Японском море острова Арефьева, и есть острова Гончарова. Но об островах Гончарова в книге «Морская карта рассказывает» ничего не сказано. И об авторе путевых очерков «Фрегат «Паллада» – тоже не написано ни строчки. Я спросил об этом недоразумении у моего товарища – ученого из института океанологии Александра Першина.
    - Ничего удивительного, - ответил он. – Книгу «Морская карта рассказывает» составлял мой учитель Борис Георгиевич Масленников. А он работал просто как бухгалтер. Забирался в морские архивы и делал точные выписки. А, поскольку, писатель Иван Александрович Гончаров моряком не был – он его в сборник не включил. Его фамилии не было в морском архиве. Так и получилось: и острова Гончарова есть, и прекрасные книги Гончарова есть, а в сборнике «Морская карта рассказывает» об этом ничего не сказано.
   


Рецензии
Очень интересный рассказ.

Игорь Леванов   11.02.2015 19:42     Заявить о нарушении