Моя жизнь

 
   У каждого, прожившего длинную жизнь есть что вспомнить и не мало того, что интересно будет для других. Троцкий и Марк Шагал, Марк Антакольский, Волтер все считали возможным и необходимым оставить потомкам описание своего жизненного пути.

   Я не могу сравниться ни с одним из этих гигантов. У них был гигантский путь, они оставили человечеству огромное наследие. А что оставлю я? Кому будет интересно читать эти строки? Но с другой стороны, а какое мне дело до всего этого? Оставил, не оставил!

  "Дедушка,- спросил мой любопытный внук: "А ты видел Наполеона?" Родился я в 1930 году, то есть более 100 лет, как не стало знаменитого полководца и неудачливого завоевателя России.
   Однако тридцатые годы прошлого столетия в России были знаменательны совсем другим. В России воцарился другой завоеватель, абсолютно негодяйский режим Сталина. И мне довелось прожить огромный кусок именно при этом злодейском режиме. Я поступил в институт в 50 году, а в 53 Сталина не стало.
   Следует отметить, что такие счастливые сопадения не раз сопровождали мою жизнь. Я был слишком мал, чтобы участвовать в гражданской войне и в Отечественной войне с фашизмом, я не участвовал в освоении цилины, так как заканчивал институт и нас решили не трогать, я не попал под дела космополитов и дело врачей, так как учился в железнодорожном интституте! Не участвовал я и в сходках дисидентов, так как был далёк от этих кругов и не интересовался Булатом Окуджавой и Галичем, а Солженицина терпеть не мог за его корявый слог и невнятное содержание. Не понимал Сахарова и Елену Бонэр, за что они боролись, почему им не нравилась наша действительность. Мне она тоже не нравилась, но совсем по другой причине, Не было приличного жилья, мало денег, продукты не всегда и из под полы. Карьеру не мог делать, так как был евреем, хотя был умнее и умелее многих сослуживцев. (Я так считал). А всё остальное? Вполне прилично! И есть куда поехать, что посмотреть и повидать. Счастье жить в Ленинграде- Петербурге! Но давайте по порядку.

  Глава 1. До войны, война и эвакуация

Бывают ли автобиографии абсолютно честные? Нет, не бывают! Всегда имеются "скелеты", которые автор старается держать в шкафу! А у меня? И у меня есть такие моменты в жизни, о которых не хочется да и не нужно вспоминать, тем более в этих записках, которые весьма возможно попадут в руки других!

  От рождения до одиннадцати лет время прошло в Ленинграде, беготне с другими мальчишками, драках, крови и неограниченной свободе Дразнили меня мои товарищи и даже иногда били. Не без этого! Я кого то бил, хотя и не был гигантом.
   Сара, Абрам, кукуруза, хотя я эту кукурузу выговаривал значительно лучше моих обидчиков. Да и были ли они обидчиками? Вся Россия была таким обидчиком, чем наш двор лучше других? Затем школа, первая любовь, первая дружба до гроба и первая бомбёжка.

  В 1940 году я закончил три класса. И мы поехали на дачу в Сиверскую. Мы всегда ездили в это чудесное место. Дачи были дешёвыми, рядом речка Оредеж. Везде по колено. И с утра, поевши ненавистную манную кашу, я убегал с мальчишками в лес, на луга, покрытые высокой травой по пояс, лазали по деревьям, дрались и мирились. А ещё там был огромный летний театр. Туда приезжали Любовь Орлова, Леонид Утёсов, Михаил Жаров и прочие знаменитости. Мы находили лазейки и проникали во внутрь этого сарая. Никогда больше в моей жизни не было ничего прекраснее. Всё закончилось летом 1941 года. Началась война, разделившая жизнь всех людей на два периода. До и после!
  Отец пошёл добровольцем на фронт.  Стрший брат Миша только что закончил 10й класс и поступил в училище связи. Через пару месяцев их послали на фронт.  Оба участвовали до  самого конца войны, неоднократно были ранены, но остались живы!

  Школа собиралась уезжать! Куда и насколько никто не знал. Мама меня не отпустили и этим ,вероятно, спасла мне жизнь. В пути детский эшалон разбомбили, преподаватели разбежались, а дети выбирались кто как мог. Большинство погибли! А мы с мамой, тётками, и чужими людьми сели в переполненные вагоны и поехали в эвакуацию, но об этом я подробно писал в моём рассказе "Войною прерванное детство". Поэтому повторяться не буду. После многих недель мы оказались в посёлке "Новоневинск" Свердловской области. Здесь мы прожили три года. Я пошёл снова в школу, снова хулиганил, дрался с местными мальчишками, работал столяром и, как все, на полях. Косил траву, полол сорняки, участвовал в уборке урожая. Мы имели тоже небольшой участок, который мы с мамой полностью засадили овощами. Когда в 44 году пришло время возвращаться в Ленинград, я всё продал и мы имели возможность купить билеты. И вот уже поезд мчит нас в наш любимый город, откуда мы бежали. Квартира оказалась пустой и не очень разграблена, Можно было снова начинать жизнь, ждать отца и брата, которые должны были вернуться с фронта.

Глава 2 Школа, друзья, победы и поражения

С 4го по 7ой класс прошёл в 187 школе, На углу Потёмкинской и Чайковского. Бурные и весёлые годы. Никаких проблем! Родители заботились о пропитании, минимальной одежде и залечивали полученные в боях раны. Однажды я получил такой удар в висок, что кровь хлестала ручьём. Мама сунула мою бедовую голову в таз с холодной водой, а шрам остался до сих пор.

   До обеда в школе, затем короткое пребывание дома, чтобы получить скудное питание, а затем до глубокой ночи на улице. Там образовалась большая компания друзей- девочки, мальчики. Все примерно одного возраста и схожих интересов. Сейчас я не могу объснить, что нас влекло друг к другу. Мы ни потребляли алкоголь, ни курили, о наркотиках тогда и слуху не было. Не сказал бы, что нас влекло к противоположному полу, хотя вероятно, не без этого. По крайнй мере, потом образовались парочки, которые впоследствии стали мужем и женой, появились дети. Но на первых порах, ничего подобного не наблюдалось. Разговаривали, пели песни под гитару, ездили за город купаться и просто проводили время на скамейке, на углу Потёмкинской и Чайковского. Эта территория была наша и мы охраняли ей от чужих всеми возможными способами. Я не помню особых боёв, но стычки бывали. Были у нас и заводилы, которым все беспрекословно подчинялись. Таким был Юра Степанов Я отчётливо помню его. Он был невысокого роста, коренастый, носил тельняшку и морские брюка клёшь. Хорошо пел и играл на гитаре. Вероятней всего, он пришёл сюда с флота. Ему подчинялись все и девочки и мы, мальчишки. Но однажды, вернувшись после летнего отдыха в город, мы с ужасом узнали, что Юра попался на грабеже квартиры. Взрослые воры завлекли его, он стоял на стреме. Дали ему 6 лет лагерей. После этого случая компания наша перестала существовать. А Юра, отсидев свой срок, поступил в институт и стал врачом. Но с нами больше не общался и даже не здоровался при встрече!

После окончания семи классов, нас всех перевели в другую школу. Новая школа, с новыми учителями была с очень строгой дисциплиной. Здесь я взялся за ум и стал постигать азы. Особенно я полюбил литературу и моего учителя Александра Николаевича Новгородского, математика Полину Григорьевну, а особенно немку Филицию Карловну. Она была строгой дамой, не допускавшей никакого русского языка. Некоторыми знаниями немецкого языка я обязан только ей.

Глава 3 Институт

   Ну и времечко мне досталось поступать в интститут. Конец 50 года. Самый разгул. Убили Михоэлса, одна за другой компании против генетиков, космополитов, разворачивается "дело врачей". А мне надо в институт! Почему именно в институт, а не к станку, на поле, за лопатой? А где вы видели еврейскую мать, которая бы желала видеть своё чадо дворником, слесарем, пахарем? Моя мама была еврейской мамой и всем трём сыночкам дала высшее образование! Младший брат врач, я инженер, старший - учитель. Хотя ни сама , ни отец не имели вообще никакого образования. До всего дошли сами, самостоятельно. Мама была очень начитанным человеком и засыпала с томиком Чехова в руках. Отец читал лекции по искусству- художники, картины, направления и особенности художественной школы. Всё сам, своим тяжким трудом, получая за всё это гроши.

   Пытался поступить в морское училище, в какой нибудь  институт. Везде абсолютный и чёткий отворот! Причём не скрывая причины. Наконец, поступил в железнодорожный. В этом году брали только туда! Ну и что? Да ничего! Железнодорожный тоже институт и совсем неплохой! Окончил факультет строительства промышленных сооружений и неплохо окончил, Меня распределили в государственный проектный институт строительства предприятий угольной промышленности. В нём я проработал около 40 лет.

   Я уже много раз описывал свою работу, поездки за рубеж и по стране. Много было пережито! Однако одно важное событие в соей жизни я не затронул ни разу.

  Глава 4 Женитьба, рождение сына. Невестка и внуки

  Что может быть главнее этих событий? Для меня, закоренелого однолюба, нет и не было ничего важнее и дороже! Вообще я не отличался особой влюбчивостью и мои встречи с прекрасным полом так и закончились, когда я встретил свою жену. Произошло этот в 1955 году. Моя мама сказала мне, что имеется одна еврейская девочка, которая могла бы быть для тебя хорошей женой. Дальше всё произошло, как в миллионах других пар, пришёл, увидел и сделал предложение, а уже через год мы сыграли свадьбу. Ни квартиры, ни приличной зарплаты, ни светлого будущего жених не мог предьявить! Только честность, любовь и желание сделать свою избранницу счастливой! По возможности! А эта возможность чистый случай и некоторые способности! Через короткое время я стал начальником довольно большого отдела. Повысилась зарплата, появились загранкомандировки, Несколько улучшилось матеральное положение. Смогли купить квартиру, машину. Это ещё не совсем благополучие, но по сравнению с другими- вполне. А затем родился сынок. Любимый и единственный. Парень рос непростой. Но у кого бывает всё просто! Затем и он женился, основал своё дело и зажили вполне обеспеченно, но беспокойно. А затем родились два наших внука. Недаром говорят, что внуки это награда за те неприятности. которые доставляют собственные дети. И мы были и есть самые преданные друзья нашим внукам. И вот наступило время уехать в Германию. Теперь сын с невесткой работают, внуки тоже работают А это в Германии самое главное!
   Мы часто, по мере возможности встречаемся или перезваниваемся по телефону. Надемся, что скоро у наших внуков появятся свои семьи, свои дети и мы сможем ещё раз покатать наших маленьких правнуков в колясках, как катали сына и внуков.
  В Германии я пытался найти работу и даже пару раз устраивался.  Но потом закончил эти попытки.  Организовал литературно музыкальный клуб и часто проводил там вечера. Стал заниматься сочинительством Кое что напечатал в газетах Германии и Израиля.  Один мой рассказ занял в литературном конкурсе первое место и даже получил приз. 
   Вот и вся моя жизнь. Незамысловато, без особых потрясений и взрывов.  Иногда я спрашиваю себя: доволен ли я прожитой жизнью?    Трудно сказать!  Но в принципе могло быть хуже!  Не жалею ли, что уехали?   Жаль, что пришлось уехать из любимого города, страны, в которой так много прожито! Но другого выхола не было!  Поэтому ни о чём не жалею.  Жизнь даётся человеку один раз и надо попытаться прожить её достойно!
  Что я и желаю всем читающим мой опусы и здоровья!
 

 
 


Рецензии