Американская мечта

В январе мне будет 40.  Не думал,  что на старости лет сорвёт крышу,  и я опять полезу на запад.  Но так сложились обстоятельства.  А сторонником ожидания перемен,  лёжа на диване,  я никогда не был.

В детстве была мечта - стать звездой Голливуда,  и за этой мечтой я гонялся до тридцати лет.  Погоня  больше походила на сумасшествие, с большим количеством необъяснимых с точки зрения здравого смысла действий.  Как-то так всегда получалось,  что лезть приходилось в окно,  при в общем-то открытых дверях.  И после очередной неудачной попытки "прорыва" на запад (а было мне ровно 30), я решил,  что мне "не дано",  и успокоился.  Дальние страны по-прежнему  будоражили мой ум,  но появившийся в наличии рассудок,  подсказал остановиться.

Прошло десять лет, и представьте себе, я - актёр.  Живу в Москве.  До недавнего времени был вполне востребован в профессии.  Не так вполне,  как хотел бы,  но всё же...   Всё меня устраивало.  Ни о чём,  кроме большой роли,  не мечтал.  Ни о чём,  кроме как оплатить съёмное жильё в новом месяце,  не думал.  О дальних странах не помышлял.  Обстоятельства пришли в виде революции в Украине.  Я гражданин этой страны,  и у меня украинский паспорт.  Резкая неприязнь к моему документу,  разделение на наших-ненаших   мне пришлись не по душе.  Я  всегда был вне политики,  но наблюдать,  как под воздействием   пропаганды  народ превращается в стадо,  а друзья во врагов было отвратительно.  Те перемены,  которые обещали быть,  не сулили ничего хорошего.  Ни в России,  ни в Украине.  В какой-то момент мне захотелось провалиться сквозь землю.  И вот она,   моя американская мечта!  Давно позабытая,  воскресла вновь.
Я стал искать,  как уехать.  Получить какую либо визу оказалось нереальным.  Значит проверенный,  но сомнительный нелегальный способ.  Сначала думал про Берингов пролив и Аляску.  Но затем выяснилось,  что из Мексики в США попасть проще.      Почитал тематические форумы,  посмотрел на Ютюбе видео одного парня, перешедшего мост в Нуэво-Ларедо,  и начал действовать.  Сначала получил электронное разрешение (документ, заменяющий визу в Мексику,  для граждан Украины и России), купил билет на чартер в один конец,  и 30-го апреля вылетел рейсом Москва — Канкун.

У моей авантюры с самого начала было несколько минусов:
1) Меня могли не выпустить из Внуково.  На мне висело два неоплаченных авто-штрафа,  и последние 6 месяцев я проживал без регистрации.
2) Меня могли не впустить в Мексику.   При заполнении электронного разрешения,  в графе  "место рождения"  было предложено только два варианта:  Россия, Украина. Но я родился в Казахстане. И как тут быть?  Написал "Украина".  А за любую недостоверность,  указанную в документе,   полагалась депортация,  о чём большими буквами сообщалось при заполнении.
3) Меня могли не впустить в приграничный город.  Оснований находиться там у меня не было.  Не было брони в отеле.  И обратного билета тоже не было.
Но,  несмотря на эти минусы, я всё же вылетел.

Двенадцатичасовой перелёт,  мысли "а вдруг самолёт шлёпнется в океан",  восторженные пьяные соотечественники - и я в Канкуне.  Девушка на контроле долго изучает мой паспорт.  Сверяет его с моей электронкой.  Я стою потею,  а в зале аэропорта холодно как в холодильнике:  работают кондиционеры.  Улыбаюсь ей непринуждённо,  пытаюсь быть милым (идиот).   Наконец она с виноватой улыбкой окликает старшего, видимо,  офицера.  Всё,  думаю,  приплыли.  Не дадут в океане искупаться.  Да что там в океане,  даже воздухом мексиканским подышать не дадут.  Сейчас посадят в самолёт,  и отправят назад на Красную Площадь.  А примет ли Москва меня,  после того как подозрительно легко отпустила - ещё вопрос.  Вобщем мысли всё грустные.  Но нет! Промурыжили  часа полтора,  ксерокопий кучу поснимали с моих бумаг,  и НИ РАЗУ НИ О ЧЁМ НЕ СПРОСИВ, отпустили!!

И вот стою я снаружи.   Дышу канкунской духотой,  и радуюсь.  Думаю,  куда мне теперь податься.  На улице уже темно.  В океане решил пока не плавать,  а решил,  не отходя от кассы,  улететь в Мехико.  Почему туда,  а не сразу в Тихуану,  я сейчас сам не знаю,  но тогда это казалось правильным.  Наверное я запутывал следы...   Встал вопрос:  как попасть в ту часть аэропорта,  где билеты продают?  Вышел то я с какой-то другой стороны.  Кругом кафешки,  стена из пальм,  и какая-то тропическая растительность,  а спросить некого.  Хотя...   Не захотел я никого спрашивать.   Пошёл было по асфальтированной дороге, но она меня совсем не в ту степь повела.  Вернувшись на исходную точку, полез через кусты.  Оказался там где нужно.  Купил билет,  выпил бутылку Короны (такая же бурда,  как и в наших магазинах,  а я то думал, что у нас подделка), съел чизбургер,  и через два часа вылетел в Мехико.

Я в столице Мексиканских Штатов.  Аэропорт - два гигантских терминала,   перемещаться между которыми можно только на автобусе.  На такси ещё.  Расположены они друг от друга на приличном расстоянии.  Отправился искать авиа-компанию Air-Mexico.  Понравилось мне ею летать.  У стойки сообщили,  что билет до Тихуаны будет стоить 460 долларов.  "Национальный праздник" - объяснили.  Что за праздник я выяснять не стал,  а посчитал свои кровные.  В наличие имелось чуть более 700 у.е.   Я поинтересовался о менее затратных, альтернативных вариантах перелёта.   Таковые имелись.  Можно полететь той же компанией,  но с пересадкой в Гвадалахаре - 240 долларов.  Можно поискать других перевозчиков.  С пересадкой мне не улыбнуло,  и я пошёл искать "других перевозчиков".  Не найдя таковых в терминале-1,  поехал в терминал-2.  Там я нашёл контору,  готовую меня доставить в город Тихуану за 200 долларов,  и уже начал оформлять билет,  но в последний момент вспомнил,  что забыл спросить в Air-Mexico много ли времени будет у меня,  чтобы пересесть в Гвадалахаре на другой самолёт.  Понравилась она мне(авиа-компания),  чёрт её подери.  Эта шальная мысль побудила меня совершить самую большую ошибку всего моего предприятия.  Я отправился назад в терминал-1.  Там выяснил,  что времени,  чтобы в неизвестной Гвадалахаре,  в неизвестном аэропорту найти нужные 18-е ворота,  и совершить пересадку будет 20 минут.  Поняв, что не уложусь,  и вспомнив поговорку про скупого,  который дважды платит,  я опять поехал в терминал-2,  в уже знакомую неизвестную контору.  Но билетёр сказал:  "Билетов на Тихуану нет."   Нет билетов.  Как так?   Ещё час назад они были.  Стою, перевариваю информацию.  Заодно прикидываю,  как поступить далее.

Тихуана!  Из трёх предполагаемых пунктов перехода границы, этот был основным, а два других - запасные варианты.   Об этом городе я знал многое.  Но основная для меня привлекательность состояла в том,  что это Калифорния! Несколько метров,  и из Северной Мексиканской ты попадаешь в Южную Американскую.  Из Сан-Диего полтора часа езды,  и ты в Лос-Анджелесе!  А что такое L.A.  для меня - вы уже наверное поняли.   И вот Тихуана откладывается.   Следующий рейс на следующий день.  Ждать - это значит отель.   Это значит деньги, которых весьма немного.   А в Америку хочется уже сегодня.   Думаю о запасных вариантах.  О Нуэво-Ларедо и Сиюдад-Хуаресе знал не очень много.   Оба города на границе с Техасом.   Оба города имеют дурную славу  (первый - столица киднэпинга, второй - столица убийств).  В обоих городах есть пешеходный мост.  Всё.

За спиной  недовольный ропот.   Я всё ещё стою у билетной стойки.   Потомки ацтеков,  которых уже очередь,  по-тихому возмущаются.   Кассир вопрошающе смотрит.   "По крайней мере буду первым,  кто перешёл мост в Хуаресе" - подумал,  и приобрёл билет в это местечко. 180 долларов.
Перед вылетом быстренько выписал из интернета на бумажку имена нескольких отелей,   что бы хоть что-нибудь ответить предполагаемым встречающим. Полицейские перед посадкой отксерили мой паспорт, и записали телефон.  "Чтоб знать, кого искать" - объяснили.  Обнадёжили.

Через два часа лёта самолёт начал снижаться.   Восхитительная панорама наблюдалась в окошке.   Пустыня, горы, закат.   В аэропорту вооружённые солдаты.   Война нарко-картелей, однако.  Опять меня никто ни о чём не спросил.   Вернули паспорт.   Поприветствовали.  Видимо украинские туристы здесь не в нове.   Я даже слегка огорчился.   Сел в такси.   Водитель по-английски не бум-бум.   Назвал гостиницу,  поехали.   Номер в отеле отличный.   Имеется всё.   Даже мини бар.   Одна маленькая неприятность:  розетки у них абсолютно другой конфигурации.   Так что мои телефоны и ноутбук остались без питания.   А сидеть в интернете у меня и не было ни сил,  ни желания.   Только оказавшись в номере, я почувствовал, как дико устал.   В душ, и спать-спать.   С утра великолепный завтрак,  входящий в оплату номера.   Если Вы хотите ознакомиться с достопримечательностями города в радиусе двух километров, отель предоставляет Вам бесплатное такси.   Если дальше, администратор вызовет Вам проверенное такси,  за которое платите сами.   Гулять пешком крайне не рекомендуется.   Ловить попутку крайне не рекомендуется.      Открывать дверь в номере отеля посторонним крайне не рекомендуется.   Сплошные крайности, короче.   Но я к ним прислушался.  После завтрака, бодрый и свежий попросил вызвать мне такси.   До границы не очень далеко, и я обожаю ходить пешком.  Но я поехал на такси.

Сиюдад-Хуарес.   Однотипные коробки одно-двух изредка трёх-этажных зданий,   разукрашенные в яркие цвета, и исписанные граффити.   Абсолютно пустые улицы,   то есть прохожих вообще нет.   Повсюду реклама пива Корона  (то же мне ,национальная гордость).   В 2010 город был признан мировым рекордсменом по количеству убийств:  более сотни душ в день.   Но тогда шла конкретная бойня между картелями.   Она шла во всех приграничных городах.   За нарко-траффик.   Пацаны стреляли друг в друга,  а заодно валили всех, случайно оказавшихся поблизости.  Сейчас вроде всё улеглось.  Хотя, кто его знает...

Я подъехал к пешеходному мосту Paso del Norte.   Заплатил таксисту 20 долларов.   Надел бейсболку, нацепил очки.   Футболка, шорты, кроссовки.   Ни дать-ни взять американец.   Кинул в приёмник монету в 25 центов (мост платный), и не спеша двинул вперёд по мосту.   На нём людно.   Кто-то идёт на работу в Америку,   кто-то возвращается.   Одни мексиканцы.   Как и предполагал, никто на меня не обратил внимания, не остановил  (я о мексиканских погранцах).   Мост не более 200 метров длинной.   И вот представьте мои чувства, когда в середине моста я увидел два развивающихся флага - Мексики и США.   Конец одной территории, начало другой.    Я ступаю по американской земле!   В голове картинки; воспоминания из детства,   мои стремления, прежние неудачные попытки.   Я сделал это!   Я благодарил Бога за то, что всё удачно для меня сложилось.   Мечта почти осуществилась. Я в Америке!

Здесь восторги мои окончились, и началась суровая правда жизни.   Когда летел в Мексику, я не рассматривал варианты  "прыгни через забор", "переплыви речку",   "преодолей горы", или  "выживи в пустыне".   Я хотел получить легальный статус,   и был уверен, что если обратиться за убежищем на границе -  всё будет хорошо.   Всё так и было бы.   Но об этом позже.   В приподнятом настроении я дошёл до конца моста, где находился американский пограничный контроль.  В очереди мексиканской стоять не стал,  прошёл по краю к свободному проходу,  предназначенному,  видимо,  для таких как я.   Пропускной пункт мне напомнил московское метро в час-пик: такие же воротца-раздвигашки. Прикладываешь магнитную карту-пропуск  (или что там они прикладывали),  и проходишь в Америку.   С одной стороны - очередь желающих в гости к Дяде Сэму,  с другой - пограничник.   Пять проходов,  пять очередей.   Я, как уже отметил, прошёл по краю.   Подошёл к офицеру,  и заговорщическим шёпотом,  убедительно сообщил о своём намерении обрести политическое убежище.   Не знаю,  какой реакции я ожидал от пограничника,  но его ответ слегка потряс меня.   Равнодушно окинув меня взглядом,  он спросил: "Где?"
- Нету - говорю,  неправильно истолковав вопрос.
- Где хочешь обрести убежище - спрашивает.
- А-а-а!! В Штатах естественно!   И сую ему паспорт под нос.  Ноль эмоций.  Едва взглянув на мой документ,  опять спрашивает, дескать, нафига тебе здесь убежище? - Ну, как.. - говорю - Украина, Крым, татарин...   боюсь вобщем.
- Ну жди - отвечает,  и продолжает стоять.   По ту сторону барьера. 
Ну жду.   Минут 15 жду.   Мексики проходящие посматривают так на меня.  Думаю,   разве не должен этот безразличный боров в чёрной форме сообщить кому-то вышестоящему.   Человек всё таки убежища просит.   Из далека приехал.  Событие.  Он, будто прочтя мои мысли, лениво скрылся за дверью.  Ну жду ещё какое-то время.   Наконец вышел ко мне старший офицер,  взял мой паспорт,  провёл в помещение.   Начались допросы.   Что, да как, и почему.   Куча разных офицеров и все какие-то недоброжелательные.   Английским владею.  Проблем с пониманием нету.  Фото на фоне доски в полосочку,  откатали пальчики,  и я в камере.  Всё ещё не верю своей удаче.  Надо же, думаю, как гладко всё у меня прошло.  Уверен,  через пару-тройку дней отпустят.   Вон парня одного из Риги,  через 9 дней отпустили.   Так он без документов был.   А тот,  что в Нуэво-Ларедо мост перешёл,  так вообще убежище через 2 дня получил.   Это я вспоминаю материал из интернета.  Бодрю себя.  К вечеру мне дают бумажку,  извещающую о том,  что отпустить меня не могут,  и до встречи с иммиграционным судьёй,   который будет решать дать мне,  или не дать - я буду содержаться под стражей. Фигня,  думаю,  всё наверное так и должно быть.   Сажают в американский воронок и везут в PROCESSING CENTER в Эль-Пасо.    Эль-Пасо - это как бы американское продолжение Хуареса.   Вступил я на мост в Хуаресе, а вышел в Эль-Пасо.   Вернее  не вышел.   Вывели.
 
Итак,  El-Paso Processing Center,  а в простонародье " депортационный лагерь " по сути - зона,  скажем так,  очень общего режима.   Но я пока не знаю об этом.   Я всё ещё на эмоциональном подъёме.   И когда женщина-охранница описывает(прикольное слово) мои личные вещи,  я её убеждаю,  что максимум через неделю (уже согласен на неделю) мои вещи вернутся ко мне.   Тётя сочувственно на меня смотрит.

Всё моё изъяли.  Вплоть до трусов и носков дали всё казённое.  Мыло, зубная щётка, паста, шампунь, крем - всё ихнее.   И всё китайское.   Когда поздно ночью после всех переодеваний,  описей,  переписей, фотографирований меня и ещё штук десять мексов поместили в барак,  я подумал,  что это какое-то недоразумение.   У меня есть небольшой пунктик:   я не люблю толпу,   большое скопление народа,   базары,  митинги и общие камеры.   С детства я комфортнее всего чувствовал себя в уединении.   И мне жизненно необходимо иметь моё личное пространство.   И вот оказавшись в общем бараке,  я вознегодовал.   Я ожидал,  что меня определят в комфортабельную и уютную одиночку,  а я здесь.    Но позлиться, как следует, не успел.  Бухнувшись на кровать,  мгновенно провалился в сон.  Завтра разберусь,  ещё подумал.

В шесть утра, меня и ещё одного парнишку разбудили охранники, и повели в другое помещение.   Ну вот - обрадовался я - с жильём вопрос сам собою решился.   Как выяснилось позже,  перевели меня,  потому что роба на мне была синего цвета.   А пока  меня приводят в огромный овальной формы барак без окон и с высоченными потолками.   Эдакий бетонный мешок.   И вот тут я...  как бы найти не ругательное слово,  ОЧЕНЬ ИЗУМИЛСЯ!   Население - 60 душ,  двух-ярусные шконки,   туалет (писец!!) чуть ли не посредине жилого помещения.   Унитазы вряд,  и без каких либо перегородок.   Там же и душ.   Всё просматривается.   У двери за столом дитя американского процветания - жирнющий охранник.   Жрёт чипсы.   Предлагает выбрать мне свободную шконку.   Матерюсь на своём родном.   Громко.   Прямо в рожу ему.   Он естественно не понимает.  "Почему я должен жить в этом зоопарке?!" - спрашиваю.   "Потому что Хилтон занят"  -  отвечает.

  Теперь Зоопарк - моё новое жилище.   Иначе это место назвать не могу.   Основной контингент - мексиканцы.   Очень много индусов и сомалийцев.   Так же немало граждан Сальвадора, Эквадора, Гондураса и Гватемалы.   Их всех очень много.   Слишком много.    И все они очень любят ГРОМКО общаться.   Когда им не хочется говорить,  они ржут как кони, лают как собаки, хрюкают как свиньи, мяукают как кошки, мычат как коровы.   Ещё есть в арсенале звуки ишака, обезьяны и ночных джунглей.   Так они стебутся.    А у меня потихоньку крыша съезжает.
 
  Туалет...   По роду моей профессии я не являюсь стыдливым.   Чувства стеснения и смущения мне чужды.   Но вот делать свои дела под свист и улюлюканье развесёлых индейцев я до конца так и не научился.   Не идёт,  хоть ты тресни.   Ни по большому, ни по малому.   Поначалу очень мучился.   Потом кое-как приспособился.   И самое обидное, что ударить я никого не могу.   Не имею права.   Это крест на моём убежище.   Сразу.   И я должен всё это терпеть.   А слов они абсолютно не понимают.

Общая численность населения лагеря - около 1000.  Есть женские бараки.
В основной массе - ждущие депортации.   За нелегальный переход.  За просроченные визы.  За поддельные документы.  Есть индивидуумы, прожившие на нелегалке в Штатах 40 лет.  Есть родившиеся в США.  А есть и ждущие иммиграционого суда. Такие, например, как я.
Три категории заключенных.  Разделяются по цветам.
Синий - те кто впервые
Оранжевый - те кто не впервые
Красный - бывалые. Совершившие какой-либо криминал на территории США. Есть ещё уровни опасности арестантов для окружающих. Есть так же возможность из Синего превратиться в Красного.
Каждый цвет живёт с себе подобными.   Синие могут пересекаться с оранжевыми.  Например, в столовой, в библиотеке, в сан.части.   Но не могут контачить с красными.   С женщинами никто не может пересекаться.  Нигде.  И если ты к примеру идёшь из столовой, а из сан.части  женщина,  охранник превращается в уличного регулировщика движения.   "Эй, туда не ходи! Сюда ходи! Стой там! Спрячься вон там!"   Доходило до маразма.   Территория, как проезжая часть размечена белой и жёлтой краской.   Ни одного деревца.   Подъём в 6 ,отбой в 10. Завтрак, обед ,ужин.   По выходным и праздникам - только завтрак и ужин.   Из развлечений:  телевизор (программы по большей части на испанском языке), пин-понг, шахматы, шашки.   Прогулка дважды в день.   По часу каждая.  На прогулке футбол, волейбол, турник, брусья.   В определённые дни библитека.   В которой, к моёму счастью, оказалось не мало книг на русском языке.

 Прошёл месяц.  В течении него я безуспешно пытался освободиться.   Теперь я знал, какую огромную ошибку совершил, не улетев в Тихуану.   Дело в том, что в каждом Штате своя политика.   В Техасе, самом большом американском штате, иммиграционная политика самая жёсткая. Законодательство вроде одно на всю страну, а здесь исполняется иначе.   Могу только догадываться почему республиканская партия крайне негативно относится к иммиграции на границе.   В Техасе у власти республиканцы.   99% слушаний о предоставлении полит.убежища заканчиваются депортацией просителя.   Если бы я оказался в Калифорнии, был бы выпущен до суда.  Но я оказался здесь.   И это меня убивало.

Друзей,  родственников у меня в Штатах не было.   Нанять адвоката я не мог.  Стал изучать это самое законодательство.   И так много прав оказывается имелось у меня, но все они - только на бумаге.   Например, я имел право быть выпущенным из под стражи до суда, если у меня есть документы, удостоверяющие личность, если есть прямой американский адрес для корреспонденции,  и если я не судим,  и не в розыске в США.   Знакомых я завёл в лице Приюта для эмигрантов в Эль-Пасо.   Они написали в администрацию официальное письмо.
Администрация - это служба DHS ( Department of Homeland Security) - департамент короче безопасности, и ICE (Immigration and Customs Enforcement ) - иммиграционно-таможенное подразделение.
Первая - это всё, что касается иммиграционных вопросов в США.
Вторая, под юрисдикцией первой.   ICE - это исполнительная власть в каждом отдельном депортационном центре.

Таким образом адрес у меня был.   И после освобождения я должен был какое то время по этому адресу пожить.   С документами также был полный порядок.   Кроме того, была масса информации обо мне в интернете.   Так что личность свою удостоверил вполне.   По поводу судимости, и так всё понятно.   Я впервые в США. Но мне отказали.   В формулировке причины отказа значилось: "До конца не удостоверил свою личность."  ICE рулит.  Я писал письма в самые верхи этой службы - без ответа.   Я пытался встретиться со своим DPO( у каждого арестанта есть свой депортационный офицер из службы ICE )- тишина.   Я писал жалобы - ожидайте.   Они просто морозятся.    Единственный ответ, что я получил,  сообщал мне, что процесс долгий, людей много, и что я должен быть терпелив.  Да с какого перепуга я должен быть терпелив в Вашем обезьяннике, если в Ваших же "законных" бумажках, что Вы дали мне,  есть чётко прописанные сроки ?!!!    Отпустите меня,  и я буду терпелив снаружи!!   Так долго терпелив, сколько понадобится! -  молчание.   Я начал писать письма в крупные американские газеты.  Тишина.  Как мне позже сообщил один сочувствующий офицер,  эти мои письма просто не выпустили из центра.   Цензура.   Письма вскрываются.   Телефонные разговоры прослушиваются.   С телефоном этим - вообще печалька.  Когда Вы поступаете в лагерь,  Вам дают телефонную карточку TALTON с Вашим личным пин-кодом.   Каждый раз, для совершения звонка, Вам нужно ввести этот код, выслушать инструкции автоответчика, сказать свой голосовой пароль (если сказали тихо, громко, невнятно - процедура сначала), нажать кучу кнопок, опять указания долбанного, монотонного автоголоса - и в результате...  Вам сообщают, что соединение не удалось, или трубку никто не берёт.   Начинаем сначала.

Да, интересная деталь, когда на другом конце поднимают трубку, первое, что они слышат - " с Вами будет говорить заключённый такой-то,личный номер - такой-то.."   Не все горят желанием пообщаться с заключённым.   И если Вы звоните неизвестным людям, к примеру, на русскую кафедру местного университета, что бы помогли, например, с переводом - просто бросают трубку.    Матери своей не мог дозвониться о-очень долго.    Автоголос ей сообщал - "нажмите 1 для разговора ".   Она нажимала и 1, и 2, и все цифры по очереди, но соединения не происходило.   Успокаивало её то, что  ".. с Вами будет говорить заключённый такой-то.." - значит жив-здоров.

Я выяснил одну странную штуку.   Оказывается, лучше нелегально пересечь границу, и потом сдаться властям, нежели прийти на границу, и сдаться властям. Как бы нонсенс, но в первом случае у Вас будет возможность быть выпущенным до суда под залог.   Получить так называемый BOND.   И, если у Вас есть родственники, друзья,   способные внести этот залог,  или Вы сами располагаете 8-10-ю тысячами американских денег - у Вас есть шанс.   Если Вы сдались на границе, Вы не имеете право на BOND.   Вы имеете право быть выпущенным по PAROL.   Это как раз то, чего я добивался.   Решение о BOND принимает судья.   Решение о PAROL - служба ICE.   Так гласит законодательство.   Ну, о сумме закон, конечно, умалчивает.
А ICE здесь никого не отпускает.   Впрочем, перелезь я даже через забор, BOND бы мне не светил.   Ни денег, ни родственников, ни адвоката.    Да, Вам выдаётся список бесплатных адвокатских служб.    Их (служб) в этом списке целых четыре штуки.     Но в полной мере Вы можете ими воспользоваться, если Вы - представитель Центральной Америки.    Если Вы оттуда же, откуда и я, или где-то рядом - две службы  "не представляют в суде интересы ALIEN ",  один номер окажется заблокирован, а четвёртая, последняя служба в списке Вам откажет.
Вот так то.  Я для них ALIEN-чужак.   А гватэмальцы, гондурасцы свои.   Здесь вроде Америка, а на деле - всё та же Мексика.   Общаются сплошь на испанском.   Даже офицеры и охранники.   Нет, эти конечно знают английский.   Но предпочитают испанский.    Доходило до смешного.    Они же все формальности соблюсти стараются.  Так вот Вы должны знать Ваши права.   И с этой целью Вам включают двух-часовое видео,  где всё подробненько разъясняется.   Включили и мне.   В зрительном зале штук двадцать вновь-прибывших.   Их язык - испанский.   Видео - на испанском.   Сижу, не врубаюсь.   Говорю офицеру:  "не понимаю испанского,давай на инглише."   "Да-да" - отвечает -"Щас будет на английском".   Проходит два часа.   Видео кончается.    "А на английском?"  -  "Завтра".

Время шло.   Отпускать меня, видимо, не собирались.   В бараке стало находиться просто невыносимо.   Я был на грани срыва.   Как-то раз я попросил не свистеть одного мекса.   Я писал какую-то важную бумагу.   А этот урод свистит, соловьём заливается.   Сосредоточиться мешает.   Да и примета, по нашему-плохая.   И вот я "попросил".   После этого он стал свистеть ещё громче.   И не только он, но и его друзья.   Я заскрипел зубами, но проглотил это.   Теперь, когда я проходил мимо, мне свистели в спину, и ржали.   Я не люблю, когда меня не уважают.   Чем наше родное быдло отличается от мексиканского: наше можно задавить морально, словами.   И если наше поймёт, что сейчас получит по башке, оно заткнётся.   Но мексиканское быдло - оно иное.  Я подошёл к этой компашке, и сказал свистуну-подстрекателю, что если он не заткнётся, ударю по голове, и что он после этого будет свистеть до конца своих дней.   Свистун вроде понял.   Но видимо не надолго.   Мой "спокойный" тон услышал один мудрый охранник.   И когда в очередной раз,  услышав в спину свист и ржач, я ринулся в толпу с твёрдым намерением свершить чёрное дело, этот охранник можно сказать, поймал меня за руку.   Хорошим мужиком он оказался.   Объяснил мне те вещи, что я и сам понимал.   Но одно дело - понимать, и совсем другое - чувствовать.   Пружину сколько не сжимай, она всё равно распрямится.   И если злость, сжигающая изнутри не имеет выхода, быть взрыву.   Я этого боялся.   Уже известна была дата моего первого слушания.

  Повсюду здесь висят плакаты  "Если у Вас психологические проблемы. Если гнетёт чувство безнадёжности и Вы в депрессии, скажите нам, и мы Вам поможем".   Я обратился к супервайзеру.   Это старший офицер охраны.   Я не называл имён, и ни на кого не указывал пальцем.   Я объяснил, что меня провоцируют, что я на грани, что не могу спать, и что не хочу проблем.   Не хочу повредить своему делу, и что скоро мой суд.   Показал свои дрожащие пальцы рук.   Попросил перевести меня в Segregation Housing.   Мне нужно побыть одному.   Я физически больше не могу здесь находиться.
Segregation Housing - это изолятор.    О нём я мечтал с самого начала моего здешнего пребывания.   Но чтобы попасть туда, нужно что-нибудь совершить.   А я не хочу совершать.   Я хочу предотвратить это свершение.   Я хочу быть один!
Офицер меня внимательно выслушал, понимающе покивал головой, и пообещав мне помочь, удалился.  С концами.  Я ждал ответа два дня, а потом понял, что ответ вобщем-то уже дан.   "Поступай,  малыш,  как знаешь.   Но только не переусердствуй.   А мы о тебе потом позаботимся" - так я истолковал сей молчаливый ответ.
 
Но к счастью, в этот раз всё обошлось без насилия.   Чтобы сменить обстановку, пошёл работать.   В прачечную.
Загрузил в машины грязные робы,  выгрузил чистые,  сложил аккуратненько по размерам - вот и вся работа.    Оплата "достойная" - 1 $ в день.    Сникерс в автомате в бараке - 1,5$.  Но, работаем не за деньги.   Здесь я мог быть один.   Гулять на заднем дворике,  и смотреть на деревья за забором.
Эта работа стала моей отдушиной,  моим спасением.   Но каждый день я работать не мог, а только пять дней в неделю.   Таков закон.   Два дня ты обязан "отдыхать".   И всё равно, что выходные тебе не нужны.   Таковы правила.
Эти свободные дни я проводил в библиотеке.    Постепенно успокоился.   Вновь воспрял духом.   Появилась уверенность в успехе.   Не поверите, даже был счастлив, когда читал рассказы Токаревой и Аксёнова.    Хотелось, чтобы книжки эти не кончались.

 Мой первый суд состоялся почти через два месяца.    Мой судья - добрая индийская тётя с родинкой на лбу, дала мне для заполнения Asylum Application.    Эта форма представляет собой анкету прошения убежища, где Вы подробнейшим образом описываете свои мотивы, причины, действия.    Вобщем,свою историю.   Есть в ней и такой вопрос: "Почему не просили убежище в другой, транзитной стране?"    Есть мнение, что Вы должны просить убежище в первой же стране,  в которой оказались после того, как покинули родную.    Но это всего лишь мнение.   Вы никому ничего не должны.    У Вас есть право выбрать страну, в которой Вы ХОТЕЛИ БЫ получить убежище.
Эта форма также включает в себя форму Withholding of removal ( если по смыслу: отсрочка высылки).   То есть, если Вам отказывают в убежище, могут предоставить этот статус.   По нему Вы сможете легально находиться в США и работать до тех пор, пока в Вашей стране не нормализуется обстановка.   Вся форма- 8 листов.   Но с Вашими дополнительными целая папка получается.
Ещё спросила меня, в какую страну я хотел бы быть выслан в случае неудачного исхода моего дела.    "Кроме Мексики и Канады" - тут же добавила.   Я назвал Францию.   На этом первое заседание окончилось.   Мне было дано две недели на заполнение моей анкеты.
Через две недели состоялось второе заседание.   Я отдал судье анкету.   Мне моя судья и вправду казалась доброй - с таким участием и вниманием она отнеслась ко мне.    Извинилась ( !), что не может мне предоставить PAROL.
- Вот если б BOND... - сказала - но BOND тоже не могу.
 Но вместе с прокурором они обещали содействовать моему освобождению.   Казалось, она крайне удивлена и возмущена произволом ICE, и искренне изумилась, узнав о бесполезном списке бесплатных адвокатов, и об отсутствии интернета в библиотеке.    "Каким образом я могу выиграть дело, без возможности собрать необходимые доказательства?" - спрашиваю её.
 - Не переживай.  Твоё дело и без того сильное- отвечала она мне.
 И вправду, читая статьи американских иммиграционных адвокатов, я знал , что в суд не обязательно тащить горы доказательных документов.    Важно правильно заполнить анкету.    И если судья захочет тебе поверить - поверит.   Я был уверен, что она захотела.
И вот значит в конце этого заседания она назначает мне дату окончательного слушания, на котором я наконец узнаю,  быть мне в Америке,  или не быть.   Через ТРИ месяца!!   И пока я не грохнулся со стула, тут же назначает промежуточное слушание.   Которое перед финальным.   Через полтора месяца.
- Мы поговорим о твоём Parol - ободрила меня.
- Но, Ваша честь!  Почему ж так долго?!!
- Процесс рассмотрения долгий.   Все ждут, и ты ЖДИ - улыбнулась.

Подробности, как я провёл эти три месяца, пожалуй, опущу.   Скажу лишь - всё было драматично.   Но пережить все неурядицы, помогала уверенность в успешном исходе слушания.   Все, с кем общался были уверены.   И ситуация в Украине способствовала.   Все смотрели новости, читали газеты.
Никакого промежуточного слушания через полтора месяца не произошло.    Но я благодарен судье (без "б") за то, что разбила срок пополам.   Всё же, два раза по полтора ждать легче, чем один раз - три.    За десять дней до финального слушания слетел с работы...

  И вот, наконец, финальный день.   На суд провожали аплодисментами.   Я радовался.   И дико волновался.
Судья, как всегда доброжелательна.   Поздравила, что всё для меня заканчивается.   Прокурор новый.   Какая-то очень злая девушка.   В ходе слушания судья задавала вопросы по моей анкете.    Прокурор пыталась подловить на лжи.   Но у неё не получалось.   Казалось, судья и здесь на моей стороне.   На выпады прокурорши не реагировала, на мои доводы соглашалась.   Не пыталась меня запутать в моих же показаниях.   Я смотрел ей в глаза, и она мне.
Всё длилось не более часа.   В оконцовке прокурор просила отказать мне в предоставлении убежища, в связи с недостатком доказательств.   Я, было, начал приводить ей какие-то контраргументы, но судья, подняв руку, остановила меня, сказав, что решение принимать ей, а не прокурору.

Мне было предложено последнее слово.   Я просил судью учесть ограниченность моих возможностей здесь, и все обстоятельства, препятствовавшие сбору не достающих, по мнению прокурора, доказательств.   Просил, соответственно, предоставить убежище.   Она сказала, что не может прямо сейчас дать мне ответ.   И что о своём решении сообщит мне в письменном виде.   Через две недели.   Снова ждать?!   Нервишки мои сдали, и вечером в бараке произошёл тот самый взрыв.   Пружина разжалась.   В результате один "амиго" оказался в сан.части, а я оказался там, где мечтал - в изоляторе.   Не передать словами, какой это КАЙФ после месяцев постоянного шума оказаться в тишине.   Первые два дня я тупо отсыпался.   Спал, ел, и снова спал.   О том, что на последнем этапе, возможно, угробил своё дело старался не думать.   Просто кайфовал.

ICE завели дело.   Было внутреннее расследование.   Было в мою пользу.   Я предупреждал не раз, но сотрудники охраны ничего не предприняли.   Меня это, конечно, не оправдывало.   К счастью, товарищ "потерпевший"  не стал на меня бочку катить.    Он попытался использовать инцидент в своих интересах.   Если Вы пострадали в депортационном центре,  получили какую либо травму,  или увечье - вина на службе охраны.    Они не доглядели.    Это способствует смягчению в отношении Вас, и удачному решению Вашего дела.   Ведь Вы вправе подать на администрацию иск за ущерб здоровью.   Так что я пареньку, возможно, даже помог.   Может, благодарит меня сейчас, сидя на пляже где-нибудь во Флориде... 
 
Теперь на мне оранжевая роба, и другой уровень опасности.   Я живу один.   Гуляю один.   Смотрю телевизор один.   Когда захочу, и какой захочу канал.   Я жду ответа судьи.   Я не уверен.   Но я надеюсь.
Ровно через 14 дней, в 6 утра, вместе с завтраком охранник передаёт мне толстый конверт из иммиграционного суда.   Решение судьи.   С замиранием сердца конвертик вскрываю.    Толстая стопка страниц постановления, скрепленных степлером.   Оттягиваю момент.   На последнюю страничку не смотрю.   Читаю сначала.   После каждой фразы длинный перечень статей по номерам, ихнего значит кодекса.   Мой английский is not very fluent ( не совершенен),  потому не всё до конца понимаю, а может просто волнуюсь.   Спешу дочитать до последней.   И тяну время.   Вроде всё хорошо написано.   Не выдерживаю, и читаю последнюю.   По всем статьям отказано.   Подлежу депортации в УКРАИНУ.   Имею право подать апелляцию в течение месяца.
Подать апелляцию здесь, значит ждать ещё полгода.   Сидеть, и ждать депортации - ещё 2,5 - 3 месяца.   Опять ждать...   В глазах потемнело.
Хватаю лоток с завтраком, и запускаю им в дверь.    Прибегает охранник.   "Не заходи" - говорю - "зашибу !!"    Он убегает.

Я в наручниках.   Внутри пустота.   Пять месяцев напрасных ожиданий.   Пять месяцев словно башкой об стенку.   Систему не пробить.   Зачем же меня эта с..ка про другую страну спрашивала?    Францию в бумажку себе зарисовала, а отправляет в Украину.
И вот теперь мне вновь предлагается всё это молча схавать, и тихенько-мирненько ждать, когда надменные американомексикосы соизволят отправить меня в обратный полёт.  Про апелляцию не может быть и речи.   Бесполезно.   Проверено.   Можно конечно, не подписывать депортацию, и тупо сидеть, и ждать.  Вон как сомалийцы и индусы сидят по году-полтора.   А в отдельных случаях и по 2, и по 2,5.   А потом их по одному выпускают.   Администрация берёт их измором, а они измором же  - администрацию.   Но администрация особо не морится.   Здешней администрации выгодно, чтобы каждый индивид находился в лагере максимально долго.   С каждого арестанта в чей-то карман капают денежки.   Это бизнес, который некоторые офицеры ICE особо и не отрицают.   И пока ты кормишься чипсами, ты кормишь их.
Если в стране война, Вас не могут выслать из США.   Даже если суд постановил.   Что делают сомалийцы.   Они не пишут апелляций.   Они просто не подписывают свою депортацию, и рано или поздно выпускаются.   Просто выпускаются.   Без каких либо прав, кроме разрешения на работу.   Многие из них потом идут на границу с Канадой.   А Канада, по слухам, в убежище не отказывает.

Но я больше не хочу искать варианты.    Я больше не хочу никакой Америки.   Не хочу больше здесь находиться.   Здесь, в этом чёртовом пионэрском лагере.   Не хочу и не могу.   И не буду.   Хочу домой!!   Быстро!!    Систему не пробить?!   Посмотрим...
Посмотрим, что скажет эта система, если в лагере сдохнет от голода человек.  Голодовка - мера в общем-то мало эффективная.   Но лишь в том случае, когда ты не готов идти до конца.   До какого конца?   Да до того самого.   Последнего.   Я был готов.    Я был зол.   И всё, чего хотел - навредить этим зажравшимся ICE.   На себя было плевать.
 
Мои требования - быть депортированным в течение двух недель.   Рацион - только вода.   Первые три дня к этой моей затее они относились несерьёзно.   Они - это охрана в изоляторе.    "Брось, дурака валять, парень. Съешь сэндвич. Никто не узнает!"
Потом - " Выпей хотя бы сок"
Потом - " Ты же вредишь только себе!"
Потом на четвёртый день пришли ICE, и вставили службе охраны.   За то, что сразу им не сообщили.    Начались увещевания.   О бесполезности затеи.    О долгой бумажной волоките.    О том, что прямых рейсов из Эль-Пасо в Украину нет.   Плевать!!   На пятый день пришёл начальник покрупнее.    Пообещал отправить меня домой в назначенный срок, если начну приём пищи.    Не согласен.   Мне нужны гарантии.   Хочу сломать Ваш чёртов бизнес.   Улыбается.
- Рано или поздно всё дойдёт до прессы - говорю - молчать не буду.
- У нас всё по закону.
- Вот и делайте по закону.   Две недели реальный срок.
Задумался.   Потом говорит - Будем насильно тебя кормить. Через шланг.
- Валяйте.    Сам есть всё равно не буду.    Жрачка через шланг не восстановит мышечную массу.    Превращусь в скелет.    Репортёрам понравится.    Люблю быть в центре внимания - улыбаюсь ему.
Ушёл.    На следующий день меня забрали в сан.часть, и поместили в отдельный бокс.    Три раза в день кровь из пальца.    Давление, температура, взвешивание.   Мочится - в специальный заборник.   Врачи в шоке.   Уровень сахара в крови стремительно понижается.   Печень вырабатывает антитела.   А я по утрам делаю гимнастику, читаю книги, и чувствую себя бодрячком.   Они думают, что обманываю их, и тайком подъедаю.   В палате каждый день обыск.   Смешные.   Помешанные на своей культуре обжираловки, они видимо не знают, что такое жёсткий пост.    Мой рекорд - 15 дней на воде.    Объясняю им это.   Говорю, что это закономерно, что сахар понижается.   И что худею - тоже закономерно.   Ведь организм не получает питания.   Питается собственной мышцой.

Недоумевают.   Спрашивают, какой сегодня день, месяц, год.   Кто президент США, России..   Думают, недостаток сахара ударил по мозгам.   Привожу примеры из Библии.   Библии верят.   Мне не верят.   Собираются отправить в городской госпиталь.    А вот это, думаю, мне не нужно.    Зацикленные на своих анализах, врачи могут и не разрешить вылет, когда наступит момент.    Кое как договариваюсь с местными не отправлять меня в госпиталь до тех пор, пока не увидят, что с кровати встать не могу.   Вроде согласились.
 
Со мной работала психолог.    Всё выясняла, какие блюда люблю. "Мясо, рыба" - говорю.     И как давай она меня соблазнять разными деликатесами!    "Что хочешь выбирай" - говорит - "любое блюдо из ресторана тебе принесу!"     Я хотел ей ляпнуть, мол,  тебя хочу.    Но не рискнул.   Подумал, не поймёт шутку.
На одиннадцатый день пришёл ко мне БОСС всея ICE службы Южного Техаса.    Весёлый такой, свойский.   "Хочешь - говорит- чикос-такос."    Это блюдо какое-то мексиканское.  Не хочу - отвечаю.  Домой хочу.
- Через две недели будешь.
- Но уже идёт одиннадцатый день. Значит осталось 3
- Такого тебя отправить не можем. Ты должен окрепнуть.
- Мне нужны гарантии.
- Я - твой гарант.
И я ему поверил, заметив, что если обещанного не произойдёт, начну всё по новой, и уже не остановлюсь.   Он согласился. 
 Начал потихоньку принимать йогурт, сок.    Ну и вкуснотища!!!   На следующий день вечером говорю докторам: "Ну ладно. Где там ваше обещанное мясо из ресторана? Съем, пожалуй." - "Дык на ужин сегодня только кукуруза. " :-(((

Почистился я основательно.    Подсушился.    Самочувствие отличное.    Никто нервы не треплет.    Умиротворение.    Сижу, жду обещанного депорта.    Жду с нетерпением ДЕПОРТАЦИИ !!    Странная метаморфоза со мною случилась.   Ещё недавно я содрогался от этого слова.    Строил планы относительно Лос-Анджелеса, прокручивал в уме маршруты...
Смотрю на голубей во дворике.    Надо же.   Здесь, на другом краю земли они совсем такие же, как дома.   Не любил этих птиц.    Бывало, стоишь, ждёшь электричку.    На пероне кто-нибудь возьмёт, да кинет крошку.    Так они чуть ли не по голове твоей стаей летят.    А если ещё и нагадят на тебя...   А тут сижу, умиляюсь.
И ведь понимаю, что не вся Америка такая, как сейчас.    И дома нифига хорошего не ждёт...   И всё же...   Жду.

Тот Босс не обманул меня.    И через 10 дней после нашего разговора, утром меня попросили с вещами на выход.    Я получил назад все личные вещи.    Оделся во всё своё.   Шорты, футболка, бейсболка.    Конец октября.   В Киеве теперь холодина.    А я вот в таком прикиде.   Летел то я к жарким пляжам.   Возвращаться не думал.    Лишнее шмутьё не брал.    Всё в Москве осталось.   Ну ладно, думаю.    В аэропорту приоденусь.    Хоть какая-то память об Америке будет.
Переживал очень, что рейс отменят.   Были случаи.   Один испанец ждал депортации 2 месяца.   Попал сюда, по дурости.   Отдыхал в Штатах, расслаблялся, кутил.   Видимо долго расслаблялся.   В Техасе у него патруль документы проверил.   А там виза скончавшаяся.   А он и не заметил.   За кутежём забыл о времени.   Иди сюда!
Так вот его однажды на этап позвали.   Мы попрощались.    Вечером испанец снова в бараке.    Что случилось?    Рассказывает: одели его во всё родное, отвезли в аэропорт, даже в самолёт уже посадили.    А рейс взяли, и отменили.   И ждал он следующего рейса ещё месяц.   Чуть не двинулся мозгом.   Примерно то же самое случилось с одним колумбийцем, и болгарином.    Шторма у них часто.   Но в моём случае, я переживал не за шторм.    Я боялся, что это постановка такая со стороны ICE.   Дескать, мы обещанное выполнили, а рейс отменили - так мы тут не причём.

Меня везут в аэропорт Эль-Пасо.   Рейс на Чикаго.    Смотрю, у стойки регистрации агент ICE и свой билетик показывает.   Ага, думаю, сопровождающий.   Значит пиво в самолёте не светит.    Но уже хорошо, что не постанова.   Значит, реально полечу.    Сидим ждём.
 - Марчело (имя агента)- говорю - мне бы ботинки и куртку где-нибудь приобрести, а?   Дома холодно, а я не одет.
 - Через 20 минут посадка - отвечает - не успеем.    В Чикаго три часа будет.  Там сделаем.
 Хороший такой Марчело.   Сговорчивый.
 - Ну пойдём - говорю - хоть магнитик куплю.   Буду ли ещё когда в Эль-Пасо...   Пошли, купили магнитик.

В аэропорту Чикаго, мы долго бродили, но одежду так и не нашли.   Всё какие-то футболки да кепки рэперские с символикой баскетбольной команды Chicago Bulls.   То что меня поразило, и убило наповал - что ВСЁ (!) made in China !!!    Думаю, куплю хоть кенгурушку себе чикагобульскую.   Подхожу смотрю - ну ТАКАЯ лажа!  150 $.   Представил себе сколько бы здесь башмаки стоили.   Купил магнитик. 
И вот рейс Чикаго - Варшава.    Марчело проводил меня до самой двери салона, и отдал документы.    Никакой неприязни к этому ICE не было.   Было немного грустно.    Как бы там ни было, каждый просто выполнял свою работу.
 
Под крылом - Америка, которую я вряд ли когда-нибудь ещё увижу.   Моя депортация сроком в 10 лет.   Можно оспорить, дома написав письмо в посольство.   Но я наверное, этого делать не стану.   Странная вещь: я был в Америке без малого полгода, а Америки так и не увидел.    Жестокая ирония.
В Варшаве меня встретил конвой.   На рейс до Киева, который предполагался через 30 минут, меня не посадили.    Зачем-то стали проверять какие-то мои данные. Следующий рейс через сутки, которые я и провёл в гостеприимной польской столице.   В пограничной каталашке в аэропорту.
На следующий день меня посадили в самолёт, и через полтора часа я был в Киеве.   И начался новый этап моей жизни.    А в океане я так и не поплавал.


Рецензии