В кино

               
           «Из всех искусств для нас важнейшим является кино»  В. Ульянов

  Пришло время, и я ушел в бессрочный отпуск: в запас, на пенсию, на заслуженный отдых. Названий у этого состояния много, и каждый его может примерить на себя сам, по вкусу. Заслуженный. То есть я его заслужил своим трудом, делами, поступками. В армии я прослужил, проработал несколько десятков лет и думаю, что уход на пенсию и время этого ухода придумали знающие и умные люди, используя опыт предыдущих поколений. Некоторые начинают переживать, мучаются без того состояния, когда они были командирами, начальниками, директорами и когда всё делалось по их приказу, а сейчас всё надо делать самим.
  Истязают и себя, и своих ближних, не могут найти места в новом качестве, доводят и себя, и окружающих до такого нервного состояния, что приходится вызывать «скорую помощь», а то и до смерти. Всегда в таких случаях вспоминаю выражение Ницше: «Многие умирают слишком поздно, а иные слишком рано. Умри вовремя – так учит Заратустра». Всё надо делать не раньше и не позже, надо почувствовать и поймать этот момент, чтобы избежать негативных последствий того или иного. Я избавлен от подобных переживаний и только сейчас ощутил на себе и душой, и телом, как это хорошо. Хорошо, что тебя не поднимут по тревоге ни свет, ни заря. Хорошо, что можно понежиться в кровати и проснуться, как в выходной день, по желанию твоего организма.
   Хорошо, что можешь поехать в любое время, не дожидаясь отпуска, в любую часть света и без разрешения твоих начальников. Над пенсионерами нет ни командиров, ни начальников, ни старших, ни младших. Если, конечно, ты это заслужил, заработал. Над нами есть только Бог, у которого мы в вечном подчинении. Как говорил Конфуций: «Никогда не изменяются только высшая мудрость и самая большая глупость». Ни к первому, ни ко второму я себя не отношу, так что я изменился тоже.
  Впервые сниматься в кино меня пригласил мой сосед по подъезду, Анатолий, военный пенсионер. К тому времени он уже успел принять участие в съёмках двадцати фильмов: и в эпизодах, и в массовых сценах. Съемки планировали осуществлять на горе Ай–Петри, и снималась реклама одной известной японской автомобильной фирмы. 
  За нами должен был подъехать микроавтобус в три часа ночи. Я предложил соседу поехать на съёмки на моей или его машине, но он категорически воспротивился этому. Позже я узнал, почему. Проснулся в два часа ночи, собрался, и мы пришли в указанное нам место в установленное время. Это было третьего мая, и у нас в городе все ходили, легко одевшись, а на горе я увидел снега по щиколотку, когда туда приехали. Часам к одиннадцати со стороны Ялты стал подниматься холодный туман, и без того усугубляя наше положение, ведь мы снимались в одних рубашках с галстуками, которые нам выдали костюмеры. Когда кинокамера проходила над нами и режиссер кричал: «Стоп, снято!» - мы все кидались к своим теплым вещам (кто их взял с собой) и согревались до следующей команды: «Мотор». Тогда я очень замёрз и говорил своему соседу, что если бы был на машине, то немедленно бы уехал со съёмок и больше никогда не приходил бы на них.
  Но машины не было, а редкий транспорт, проезжавший мимо нас, ехал не в наш город. Вот так и пришлось проработать на съёмочной площадке в массовых сценах до поздней ночи, пришлось принимать ужин при свете фар автобусов, привёзших нас из городов Крыма. Домой я вошёл, когда мои часы пробили час ночи. Был я на съёмках целые сутки и заработал столько денег, что хватило бы только на бензин для машины к месту съёмок и обратно. Наутро у меня поднялась температура, и я проболел дня четыре. А сосед не заболел, потому что «принял на грудь» сразу после съёмок, не пригласив меня. Но мои труды не прошли даром, я набрался опыта, и меня заметили люди, отвечающие за набор актёров. Они позже меня неоднократно фотографировали в различных ракурсах. Это у меня вызывало улыбку, за что мне делалось замечание и говорилось, что на киностудии, куда отправлялись эти фотографии, к ним предъявляют определенные требования и надо быть серьёзнее. Я старался всё делать, как меня об этом просили, ведь я был уже актёром массовых сцен, хотя и снялся-то всего в одной рекламе. Пусть я и замёрз на съёмках, заболел и лежал с температурой, всё-таки мне понравилось это мероприятие, особенно духом, который был на съёмочной площадке, самим процессом съёмок. Тогда я решил продолжить сотрудничество с заинтересованными во мне людьми.  В следующий раз меня пригласили на кастинг в Балаклаву, где набирали актеров для американского фильма «Солдаты удачи» 2012 года, в котором снимались Шон Бин, КристианСлэйтер, ВингРэймс, Доминик Монаган, Чарли Бьюли, Джеймс Кромвелл и другие.
  Используя предыдущий опыт съёмок, я приехал на своей машине часам к десяти. Мне подыскали какую-то роль в массовой сцене, и нас всех должен был утвердить продюсер американского фильма, который приехал только к трём часам. До этого был обед: я в магазине накупил продуктов и съел их в машине вместе с зелёным луком, петрушкой. Всё это время мы все были на ногах, я устал и думал, когда же все это закончится. Я хотел уже уехать домой. Стою один на каком-то расстоянии от толпы человек в пятьсот, желающих сниматься в кино, с мыслью: не пора ли ехать отсюда. Вижу: несётся какой-то чиновник в мою сторону. Думаю, а куда же он мчится так быстро, ведь за мной только отвесная скала? А он одет прилично, да и снаряжения альпинистского у него нет. Не ко мне ли? И точно, оказалось, это помощник, а спешил он ко мне по поручению продюсера фильма, который предложил мне в этом фильме эпизодическую роль, но со словами на английском. Я согласился и дня через три оказался на съёмочной площадке. Играл слугу одного американского миллиардера и был на съёмочной площадке около двух недель, удивляясь игре известных всему миру актеров. Скажу, что деньги им достаются тяжёлым трудом, иногда в экстремальных условиях.               
  Съёмки, в которых я принимал участие, проводились летом, температура воздуха достигала тридцати пяти градусов, а снимались эпизоды и на площадке под палящим солнцем. Кроме американских и английских актеров, на съёмочной площадке были только мы двое: я и Марина - актриса, которую срочно вызвали специально и доставили в Крым самолётом из Москвы.
  Нам на двоих выдали автомобиль с водителем, но так как до съёмочного павильона от базового лагеря расстояние было небольшим, метров двести, я съездил на машине один раз, а Марина ездила всегда и туда, и обратно. После съёмок эта же машина отвозила её в гостиницу, а я ехал домой на своей. Съёмочный день делился на смены: дневная и ночная по двенадцать часов каждая. Тогда я впервые увидел, как ведутся съёмки в ночное время с использованием прожекторов и другого оборудования.
  Вспоминаю такой случай. Во время перерыва в съёмках я решил прогуляться по съемочному павильону. Иду в смокинге, с бабочкой и вижу: двое из обслуживающего персонала рвут маки, которыми было усеяно все поле вокруг, поглядывая на меня, как на диковину какую-то.
  Я тогда ещё подумал: вот молодцы, приедут домой, преподнесут букет цветов своим жёнам, порадуют их. Но когда я им об этом сказал на чистом русском языке, то они мне ответили с большим удивлением. Съёмки данного эпизода происходят на том острове, на котором эти маки не растут, вот их и заставили все маки оборвать, насколько глазу и кинокамере видно, что они и делают.               
   В многосерийном фильме «Однажды в Ростове» я снимался в четырёх эпизодах, в которых принимали участие известные российские актёры театра и кино. Вспоминаю эпизод погони за преступниками на машине, когда на повороте переворачивается цистерна с живой рыбой, которая прыгает на дороге и тротуаре.
   После съёмки эту рыбу не подбирали, поскольку она уже была оплачена, и её стали собирать актёры массовых сцен, жители соседних домов и просто прохожие. Некоторые набирали по целому целлофановому пакету, а рыба была таких больших размеров, что выглядывала из пакетов, вызывая зависть окружающих. Водитель, привёзший нас на съёмки, всё кричал, чтобы с рыбой в салон не заходили, дабы его не перепачкать. Народ предпочёл добираться другим видом транспорта и даже пешим порядком, но «улов» свой не бросал.
  В другом эпизоде съёмки закончились немного раньше запланированного, и кассир, выплачивавший заработанные деньги «массовке», ещё не приехал. Пришлось его дожидаться под палящими лучами солнца, а это длилось несколько часов, но никто не ушёл с площадки, включая и меня самого. Заработок был небольшим, но все дождались его. В эти моменты я любил спрашивать у знакомых актёров (а мы уже все были знакомы, потому что снимались вместе не в первый раз): «А на что вы собираетесь потратить свой гонорар за фильм?» Это вызывало смех у всех, находящихся на съёмочной площадке в тот момент.               
  На съёмках фильма «На ощупь» принимала участие одна известная актриса, она же была дочерью ещё более известной актрисы и прославленного кинорежиссёра, и я во время перерыва попросил сделать фотоснимок с ней на мой фотоаппарат на память. Она дала своё согласие на это.
  Когда я передал свой фотоаппарат знакомому по съёмочной площадке, чтобы сфотографироваться с актрисой, то в кадр к нам «набилось» без разрешения много людей, которые позже стали требовать от меня фотографию и для них. Я выполнил их просьбу и сделал фотографии для всех, пожелавших их иметь в своем фотоальбоме.
  В этом же фильме, только в другом эпизоде, я снимался на городском пляже в массовой сцене. Тогда мы приехали на площадку вчетвером, вместе и снимались, играя в карты на солнышке.
  Съёмки продолжались весь день, и мы сыграли бессчётное количество раз во все игры, которые знали.  Иногда мы в пылу игры забывали, что находимся в кадре, и тогда к нам подбегал помощник режиссёра и делал замечание за шум, который мы издавали играя. Один раз я подумал, что нас выгонят со съёмочной площадки за беспорядок, который мы создаем в азарте игры, но всё обошлось, и мы попали в кадры этого фильма.               
  В фильме «Красные горы» меня стали гримировать. Приклеили большую бороду с усами. Да так загримировали, что я сам себя плохо узнавал. Но это еще половина беды, а беда заключалась в том, что мне запрещалось пить воду и принимать пищу, чтобы грим не свалился с меня. А это было летом, и съёмки продолжались весь день. Но как-то выходил и из этого положения и даже успел сфотографироваться на память с исполнителями других ролей в фильме. Но этот фильм снимался с продолжением, и мне пришлось сняться в нем ещё раз По сценарию уже минули десятилетия. В кадрах фильма со мной был актёр в немецкой форме одежды, вот его-то и увидела моя одноклассница на моей страничке в интернете за тысячи километров от меня. Она возмутилась, что я снимаюсь с немцами, которые столько натворили у нас. У меня самого во время войны погиб дядя, брат отца.
   Многие мои родственники с отцовской стороны были на фронтах Великой Отечественной войны. Я успокоил её, сообщив, что он погибает в следующем кадре. А оно так и было по сценарию, так что не надо было её обманывать по этому поводу и говорить, что это только кино и актёры к этому отношения не имеют.               
  На съёмочную площадку нас планировали отвезти на микроавтобусе, и после нанесения на меня грима я пошёл на улицу, чтобы поставить свою машину, на которой приехал на базовое размещение съёмочной группы, на платную стоянку. Как же испугал я своим видом девушек, ставивших машину рядом! Мне пришлось им всё объяснить: что снимается кино, что на мне грим, что никакой я не маньяк - и пригласить на премьеру фильма, так как они тоже были как-то причастны к его созданию, хотя бы тем, что в это время отдыхали у нас в Севастополе.
  В большинстве фильмов я снимался в своих костюмах. Иногда на меня не могли найти подходящей обуви, иногда костюма, поэтому мне сразу говорили, какой период истории будут в кино и в какой одежде надо приехать на съёмочную площадку. Что я и делал, потому что однажды натёр себе пятку неудобной обувью и прихрамывал при ходьбе.               
  В фильме «Дети трущоб» мне пришлось встретиться с актёрами, которых я видел в других фильмах и передачах телевидения. И мне очень хотелось увидеть их перевоплощение и понять, как это им все удаётся делать. Особо мне хотелось у них спросить, как они умудряются запоминать такое огромное количество текста, есть ли какая методика этого. На что услышал неожиданный ответ от одного известного актёра театра и кино, что надо этот текст просто выучить хорошо.
  Мне особо запомнился случай из фильма «Одиссея сыщика Гурова», в котором мне посчастливилось сниматься в нескольких эпизодах. Отсняли запланированный материал, и нас отпустили на обеденный перерыв. Тут приходит помощник режиссёра и приносит текст, который надо произнести перед кинокамерой после обеда, а времени на это осталось часа два. Вспоминаю, что пришёл домой, ем щи, а глазом кошу в текст, который мне дали, чтобы заучить его. Выучил, на площадке ещё его отрепетировали в динамике, получалось всё хорошо, но когда режиссер посмотрел на эти диалоги, то принял решение сократить количество актеров. Мне передали слова моего коллеги, которые я успел только прочитать несколько раз, и началась съёмка. Не буду передавать всего того, что пришлось мне испытать тогда. Но поговорка, что искусство, как и красота, требует жертв, вызывает улыбку на моём лице.               
  Однажды я был приглашён на съёмки фильма «Анна Герман», где был членом жюри песенного конкурса. Эпизод выступления Анны Герман на песенном фестивале снимался не в Сан-Ремо, а в летнем театре города Ялта. Самого театра в итальянском городе раньше я не видел и не был в нём, но мечтал со временем непременно побывать в городе и посетить этот знаменитый театр, который многократно видел по телевизору, когда транслировался конкурс песни в Сан-Ремо. А приехал я в Сан-Ремо только через год после съёмок этого фильма, путешествуя по Италии и Франции.
  А в «Хозяйке тайги» в одном эпизоде пришлось встречать свою родственницу, прибывшую ко мне в гости на поезде. Она была таких размеров и так много весила, что мне приходилось напрягать все мышцы рук и ног, когда принимал её со ступенек вагона. А она всё старалась навалиться на меня всем своим весом с самого тамбура и с каждым дублем всё сильнее и сильнее. Тогда я подумал: а что будет, если я её не буду ловить, и она всей своей массой упадёт на перрон. Причинит она ему вред или не причинит?               
  Некоторые здания и строения в нашем городе напоминают подобные дома начала прошлого века, и этим очень умело пользуются «киношники», когда снимают исторические фильмы. В связи с этим мне вспоминаются съёмки эпизода фильма «Екатерина Фурцева». Для съёмок подыскали полуразрушенный заводской клуб в Балаклаве, над дверью водрузили надпись «Вокзал», и больше делать ничего не надо было. Все соответствовало духу того времени, и панорама вокзала тоже. Тяжелее всего было найти у нас телегу с лошадью. Так её нашли за десятки километров от города и каждый раз доставляли на трейлере на съёмочную площадку вместе с кучером, который был хозяином этой телеги и лошади.
  В «Моей большой семье» я на съёмочной площадке встретился со своим соседом, ведущим актером нашего городского театра, который играл роль в этом фильме. Эпизод снимался в недостроенном доме около моря, и проходы на этажи были ещё не готовы, приходилось подниматься по обыкновенным лестницам, со стороны фасада самого недостроенного здания, рискуя сорваться вниз с большой высоты.
  В июле 2013 года я принял участие в съёмках фильма «Поворот наоборот». Съёмки нескольких эпизодов фильма проходили в Балаклаве, а один - на местном пляже. Туда съёмочная группа добралась благополучно, потому что приехали в восьмом часу, а во второй половине дня надо было переезжать на новое место. Дороги были так забиты транспортом, что проехать не было никакой возможности ни в одном направлении. Обе стороны, два встречных потока автомобилей, стояли на своём: они и только они должны проехать первыми. Постояв в пробке около часа, мы все пошли к новому месту съёмок пешком. Идти было недалеко, и через двадцать минут мы пришли. Часа через полтора пришел наш автобус, вырвавшись из пробки. Тогда я обратил внимание на номерные знаки машин: с иногородними номерами было больше, чем местных, севастопольских.            
  В этом фильме принимал участие в главной роле один известный певец из России. Когда он проходил на съёмочную площадку, то отдыхающие на пляже обступали его, не давая возможности пройти. Тогда через мегафон помощники режиссера просили дать дорогу главному герою фильма дойти до площадки. Этого хватало минут на двадцать. Но через тридцать минут на пляж приходили, приезжали новые люди, и всё начиналось с самого начала. Так продолжался съёмочный день до самого захода солнца. С заходом солнца нас переместили на другую съёмочную площадку, и всё продолжилось снова.
  В этом же фильме от жары взбунтовался осёл, который был занят в эпизоде. Пришлось этого «актёра» успокаивать минут двадцать и останавливать съёмку. Бывает и такое.
  В «Заговорённом» я встретился с известными актёрами, которых неоднократно видел в российских фильмах. С некоторыми разговаривал во время перерывов. Съёмки были в сентябре. У нас это самое лучшее время: солнце ещё светит ярко, но жары уже нет. Красота, одним словом.  Снимался эпизод в летнем кафе. Нам принесли порции съестного. Предупредили, чтобы всё сразу не съели, возможно, будут ещё дубли. Так оно и случилось. Блюдо было очень вкусное, но пришлось растягивать удовольствие от него дублей на пять.
  А перед ним снимался в «Саша добрый, Саша злой». Снимали в центре города в открытом кафе. Меня увидели знакомые и стали выкрикивать моё имя из-за ограждения съёмочной площадки. Повернуть голову и подать сигнал, чтобы не кричали, я не мог. Об этом и сказал им во время перерыва. Хорошо, что режиссёром была итальянка. Она ничего не понимала на русском языке, поэтому и не обратила на них внимания.
  Фильм «Битва за Севастополь» снимался в укреплённом форте. Вспоминаю, что дыму дали многовато, как на войне, и видимость была из-за этого невелика. Чтобы видеть конец коридора, приходилось наклоняться: внизу дыма было меньше, а виделось дальше. Один актёр пожаловался, что в каком-то эпизоде мало текста и его надо добавить, а то получается пустота. На что услышал ответ режиссёра, который ему рекомендовал эту пустоту заполнить своим талантом. Надо будет посмотреть фильм и узнать, заполнил ли он этот вакуум своим талантом или нет. Я снимался в украинских, российских, американских, польских, японских фильмах. Хотелось бы продолжить это хорошее и полезное для меня начинание.
  Меня приглашали сниматься в кино разные люди, некоторых из них знал хорошо, других не очень, третьих не знал совсем.
  На данный момент я принимал участие в съёмках двадцати фильмов. Снимался с великими актёрами, малоизвестными и неизвестными широкой зрительской публике, у известных режиссёров и не очень. Хочу поблагодарить их всех за это.
  Приобретённый опыт мне понадобился сейчас, когда снимаю короткометражные фильмы по своим сценариям.
  Продолжение следует....






 


Рецензии
Интересный, познавательный рассказ, Николай! Прочла с удовольствием и желаю Вам новых сюжетов и произведений, новых читателей! С теплом, Марина Татарская

Марина Татарская   25.05.2019 13:31     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.