Тяга к знаниям

   Елена посмотрела в окно. Сентябрь. Береза еще зеленая  с единичными желто-золотыми листочками. Как  по-доброму завидовала  она в детстве всем, у кого из окон был вид на деревья, особенно на березы. И береза,  как - будто чувствуя ее любовь и благосклонность, было раскидисто-пышной в своей молодости и красоте. Ее созерцание картины ранней осени отвлек вид детей – младшего школьного возраста, куда-то уверенно шагающих. Среди них она заметила своего младшего сына Николеньку и его верную подругу Катеньку Светину. Но как же я плохо воспитала своего сына! Он далеко не рыцарь. Конечно Николенька самый маленький в классе, но Катя еще меньше ростом. Девочка несла свой портфель и рюкзак своего «друга». Мне было стыдно, хотя в этой картине было что-то, вызывающее улыбку и восхищение  характером девочки. Какой прекрасной женой и матерью она будет, когда вырастит! Но мой сын не понимает, что мальчики должны относиться к девочкам бережно и со вниманием. Я не объяснила и не воспитала в нем такое отношение к девочкам.  Недаром говорят, «сапожник без сапог».  Известно, что у преподавателей и у врачей дети – с проблемами. А в моем случае и то, и другое (и врач, и преподаватель). Успокаиваю себя тем, что воспитываю своих детей примером больше делами, а не словами. Звонок в дверь, это Коленька  пришел из школы. В субботу нет «продленки», а я дома, хотя часто по субботам приходиться работать. Мальчик что-то рассказывает, а я внимательно слушаю и киваю в знак согласия. Вдруг он не выдерживает и говорит: «Мама, разве можно всему верить? Я тебе «лечу» (это слово я не поняла), а ты всему веришь! Так нельзя!».   Я отвечаю девятилетнему сыну: «Когда мне смотрят в глаза и говорят, я сначала верю, но если меня обманут, потом верить не буду. Поэтому и говорят, что надо беречь честь смолоду. Честь – дороже денег. Но есть ситуации, если ты разведчик и находишься в тылу врага. Но ты, я надеюсь не в тылу врага. Ты ведь – дома». Николенька задумчиво молчит. И вдруг говорит «Мама, я получил двойку по арифметике». Я ему отвечаю: «Двойка – лучше тройки, потому что ее можно исправить на хорошую оценку». Через несколько дней мальчик уже уверенно говорит мне: «Я получил двойку, но ведь  двойка лучше тройки». Да, сынок лучше, если ты исправляешь на четверку и особенно на пятерку. Хорошо постарайся и исправь противную двойку, но не на тройку, а на четверку. Давай позанимаемся вместе после обеда».  Ведя семинарское занятие со студентами,  в случае неправильного ответа, я стараюсь увидеть, за что можно ухватиться, чтобы показать, что даже неправильный ответ может заставить посмотреть на проблему с неожиданной стороны. В таких случаях я говорю: «Конечно, Ваш ответ не верен. Но  он подтверждает (не подтверждает) то-то и то-то». Мне важно, чтобы студенты, прежде всего, научились бы думать, чтобы они с интересом учились.

      Иногда меня мучают сомнения. Учительница музыки сказала, что Коленьке нужно дополнительно заниматься музыкой. Но он с увлечением ходит в художественную школу. Мы с мамой его одноклассника по – очереди сопровождаем их на эти занятия, а Колю после продленки.  Конечно, мой мальчик не доедает. Я приучила его к объемному завтраку (на весь день). Если бы я могла заниматься только своими детьми, Николенька смог бы все успевать. Но это невозможно. И я спрашиваю мальчика: «Коля, выбирай между занятиями в художественной или в музыкальной школе. Что тебе интереснее».  Крохотный мальчик, сидя на стуле за фортепьяно и болтая своими ножками, не достающими пола, задумался и ответил: «Я хочу ходить в художественную школу». Так  мы и решили.     Даже сейчас мне больно вспоминать это. Столько сил, времени  отдавала работе, преподаванию,  научным исследованиям, студентам, больным, а мой сыночек с талантом художника, с абсолютным слухом должен бездарно полуголодным проводить время в продленке.

    Коленька любил своих товарищей. Он всегда уступал лучшие игрушки им.  Он получал удовольствие, когда его друзьям было хорошо и интересно. Вот и с Катюшей он играл в игры, интересные ей. А она любила готовить.  Иногда,  приходя к нам, она пыталась приготовить что-нибудь вкусное, например, натертую морковь со сгущенным молоком. Это блюдо я обнаружила засохшим на полу. Но один случай восхитил  меня своей изобретательностью, но расстроил своей этической неправильностью. В школьной столовой блюда выдавались по бумажкам со штампом школы. Друзья решили дополнительно подкрепиться в столовой. Катя предложила свой план:  вырезать прямоугольник бумаги из книги или учебника, которые они брали дополнительно в школьной библиотеке.  И это им так понравилось, что они зачастили в библиотеку за книжками. Библиотекарь, молоденькая девушка, в восхищении воскликнула: «Вы такие еще маленькие, но какая у Вас, дети, тяга к знаниям!»  Дети ничего не ответили и весело побежали в школьную столовую.


Рецензии