Инессизм

ИНЕССИЗМ

Как называется этот вид искусства? В своё время при проведении выставки Инесса Жмачинская, презентант выставки, назвала свою выставку «По ту сторону взгляда».

 Да, конечно, в какое-то мгновение бросаешь взгляд на картину и вроде бы не удивляешься – портрет так узнаваем: ракурс, наклон головы, сияние глаз, выражение лица, настроение персонажа и общий фон картины. Да, да, это длинный список прославленных (и не очень!) художников: Манэ, Энгр, Кипренский Крамской, Серебрякова, Гольдбейн, Ренуар...

Ах, нет! И в следующий миг ощущаешь – что-то не так. И что же: Федот, да не тот?! Что это? Мистификация, оптический обман, чей-то фоторобот, созданный поэтическим воображением мастера, пригласившего нас на выставку? Коллаж, монтаж, эпатаж? О, наконец, прозрение – другое лицо, другой человек, современный человек, но в костюме из другой эпохи, другого столетия!

Да, но как подобраны типажи! Это близкое окружение художницы Жмачинской, Какие значительные лица! Каким вкусом, чутьём, интуицией и, конечно, вдохновением обладает автор, создавший этот калейдоскоп портретов. Как точно угаданы, характер, мысли и настроения личности, как они точно вписались в первоисточник, даже улавливается (или так хочется улавливать) портретное сходство с оригиналом!

Что это? Как назвать такой род деятельности, доставляющий нам и удовлетворение узнавания, и наслаждение сделанным, и желание (возникшее, наверняка, у многих) тоже быть воплощённым в таких чистых, ясных, изящных, благородных  и величественных образах.

И, действительно, разве не хотят многие люди вообразить себя в другой жизненной роли, в другом костюме, разве не хотим мы ощутить аромат другой эпохи, поддаться иному настрою? Разве не хотят многие люди стать актёрами, чтобы сыграть много ролей, то есть прожить несколько различных и разнообразных жизней, испробовать себя в разных ипостасях? Разве весь опыт человечества, жизненный и литературный, не являются подтверждением этого? Что такое Венецианский карнавал? Бразильский или даже наш  Боннский? Это не просто безудержное веселье, но и чаще всего раскрепощение всего подспудного, желание побыть  иным, другим.

На выставке Инессы Жмачинской, в галерее её ателье, тоже карнавал лиц. Но они не спрятаны под масками. Хотя так и хочется сказать : «Маска, я тебя знаю». Ведь многим из нас известны лица на представленных портретах. Это наши добрые знакомые, собственно говоря, наши современники...

Можно верить или не верить в существование реинкарнации, но наверняка это понятие возникло, потому что сильно желание человека побыть ещё кем-то, испытать другое состояние.

Издавна и в литературре существовали переодевания героев. Ещё в поэме Гомера «Одиссея», герой, царь Итаки, скрывается в образе убого старца, чтобы узнать настроения в обществе. Любителям античной литературы известны «Метаморфозы» Овидия, воплощённые в изобразительном искусстве, а также «Золотой осёл» Апулея. То и дело переодеваются в других лиц  герои комедий  Бомарше. «Воображалась героиней своих возлюбленных творцов» небезызвестная пушкинская  Татьяна Ларина. Эпатажные метаморфозы происходят с героями булгаковских произведений. А переодевание мальчишек в «Принце и нищем» Марка Твена повлекло за собой тяжёлые злоключения юных героев!

Впрочем, кто не знает известного русского выражения: «по одёжке встречают»?

И разве не хотел бы кто-то из мужчин (кстати, повезло одному) почувствовать себя английским монархом  Генрихом УIII с его шестью жёнами и претензиями на престол Священной Римской империи?

А женщины? Кто не мечтал почувствовать себя английской, испанской, французской (уж не Марго ли?) королевой? Или на худой конец Жанной д’Арк?
Разве не хотим мы быть представленными как муза художника или мечта поэта?

...Наверное, многие из нас видели  леонардовскую «Мону Лизу» с
пририсованными усами и бородой. Да, это «работа»  художника Дюшана. Бури и войны ХХ столетия породили «дадаизм» - ведь многие разочаровались в традиционных ценностях и создавали в искусстве антиэстетические образы...

К столетию со дня рождения Альберта Эйнштейна был выпущен плакат, где великий физик и великая личность изображён с высунутым, как у собаки после пробежки, языком.

Совсем недавно по всему городу можно было увидеть литографии по мотивам знаменитых «Каприччос» Гойи «Сон разума рождает чудовищ» с небольшой поправкой: «Сон  (разума) в  Европе рождает монстров».
Что ж! Не будем спорить, следут ли это называть искусством. Время рассудит.

А вот побывав на выставке Инессы Жмачинской или в её ателье, мы, конечно, соприкоснулись с искусством. Если кто-либо знает, как называется подобный жанр искусства, подскажите. Я же, со своей стороны, недолго ломала голову над созданием нового «изма» и предлагаю следующее решение. Пусть этот жанр носит имя его создателя, как это уже неоднократно бывало в мире науки, искусства и т.д.

ИНЕССИЗМ – вот что это такое! А если  уже существует название для подобного уникального жанра, то пусть ИНЕССИЗМом называется его высшее проявление, высшее качество, мастерство, которые мы видим в работах автора.

И пусть у автора будет время, желание воплощать свои замыслы, находить подходящие объекты. Пусть эпиграфы, которые в своё время предваряли выставку Инессы Жмачинской остаются её путеводной звездой («Что бы ты ни хотел сделать, о чём бы ты ни мечтал, начни это...» Гёте; «Я не ищу, я нахожу» Пикассо). Пусть  Инессу окружают  благородные лица как на многочисленных портретах, так и в жизни! 




Рецензии