Португалец

  Человека этого, жившего на острове в Онежском озере, напротив деревни Суйсарь знали многие. Ростом «Португалец» был метр с кепкой, возраста неопределенного, худой и насквозь проспиртованный, так как пил всё, что горит.
Что бы представить себе те места, достаточно вспомнить кадры из фильма «Холодное лето 53-го», который там собственно и снимался. В эпизоде, где мимо пристани с захваченными зеками жителями проплывает пароход, за ним виднеется остров, на котором жил «Португалец».
Чем жил? Да все как-то так. То рыбы поймает, то туристам чем поможет. В советские времена, когда живы были рыболовецкие колхозы, «Португалец» с приятелями тряс их ставные невода. Продадут корюшку, накупят водки вот и житуха…
Откуда у него взялась эта экзотическая кличка, уже никто и не помнит. Но истории, случавшиеся с ним, помнят и передают из уст в уста.
С острова в деревню и обратно он плавал на чем-то вроде корыта, в котором едва помещался. И не тонул, добирался. На нем же и свои сети ставил, да проверял. И это на Онего, озере, требующем к себе уважительного отношения даже на серьезных судах.
Видно и впрямь Бог бережет пьяниц. Впрочем, почему-то не всех. Из приятелей «Португальца», пытавшихся с ним в питие соревноваться, в живых уже никого не осталось. А этот даже керосин пить пробовал.
Да что керосин. Раз у туристов, едва услышал, что в том сто градусов, выхватил из рук пузырек с эфиром. Попытался развести водой, не получилось. Всплывает легкая жидкость и всё тут. Но «Португальца» не проведешь, потому как сообразительный. Он жидкость в стакане быстро-быстро размешал и залпом выпил. Тут его разом и «торкнуло», а затем и вовсе вышибло из сознания. Очнулся на пристани. Видимо добежал, чтобы напиться. Во рту язык распухший, как кусок деревяшки, в груди всё горит. Дополз до воды, глотнул и снова выпал. И так двое суток. Очнется, глотнет водицы, да вырубится вновь. Другой бы сгорел на месте, синим пламенем, а этот ничего, выбрался. Вот только эфир больше не пьет и другим не советует. Говорит, крепкий шибко.
Раз в начале весны шли рыбаки с деревни поутру в Онего, на рыбалку по последнему льду. Проходя мимо острова, увидели «Португальца» вмерзшего в лед.
А дело, как я уже упоминал, было весной. Днем греет солнце, лед подтаивает до луж, а ночью мороз. Всё думают, преставился "Португалец", не дошел до своей будки, как называют на Онего рыбацкие домики на островах. Каково же было их удивление, когда тот, когда подошли поближе, открыл вдруг глаза, да и попросил жалобно их вырубить его изо льда. Поскользнулся, говорит, ночью, да заснул, а плащ брезентовый и штаны ватные вмерзли в лужу одной стороной . Другой бы на его месте "кони двинул", а этому хоть бы хны…. Вырубали его изо льда пешней. Так и побежал в будку, гремя кусками льда налипшими на брезент. Может и сейчас еще живой. Мало ли на просторах российских таких «португальцев».


Рецензии