культура и образование - перспективы развития

Культура и образование – перспективы роста.
Любой отчет - это не только констатация результатов, фиксация положительных моментов пройденного пути и одновременно недочетов, ошибок как объективного, так и субъективного плана, но и прогноз, обоснование грядущих перспектив, определение точек дальнейшего роста, оснований совершения следующего шага развития.   Вопросы культуры и образования актуальны и востребованы обществом  Новой России XXI века, тем более в этом году  пришла пора подводить итоги года культуры в России.
 
      Открытость образования и отдельных его элементов обществу, возможность конструктивного диалога в образовательном сообществе по наиболее острым, наболевшим вопросам сегодня рассматриваются как важнейшие условия развития образовательных систем, образовательных институтов, конкретных субъектов образовательной деятельности.

   Стратегической целью образовательной политики государства в образовательном плане обозначен переход к устойчивому инновационному развитию системы образования, ориентированному на достижение результатов, соответствующих мировым стандартам; создание механизмов непрерывного повышения качества и конкурентоспособности образования. Реализация названной миссии напрямую будет зависеть от того, как будет сформулирован в новых условиях философско-антропологический идеал (культивирование базовых способностей человека) новый образ человека. Становлению этого образа должны способствовать любые антропотехнические эксперименты, ориентированные на целенаправленное культивирование базовых, родовых способностей человека, на освоение им универсальных способов деятельности и мышления, призванные экспонировать реальные образцы индивидуально-личностной,  групповой и командной организации и самоорганизации, а также обеспечивающие общий рост гуманитарно-антропологической культуры в образовании.

      А теперь, уважаемые читатели, давайте перейдем из академического научного языка в область повседневной жизни. Вы заметили, что за последние два года, к примеру, ваших детей стали учить в школе лучше?
       Или может быть ваши дети за последние два года с момента введение ФГОС (Федеральный Государственный Образовательный Стандарт) стали приходить домой и с расширенными от изумления глазами стали рассказывать, как изменились школьные уроки, как стало весело и интересно учиться?
    
    Выше в этой статье написано: (Становлению этого образа должны способствовать любые антропотехнические эксперименты, ориентированные на целенаправленное культивирование базовых, родовых способностей человека, на освоение им универсальных способов деятельности и мышления, призванные экспонировать реальные образцы индивидуально-личностной,  групповой и командной организации и самоорганизации, а также обеспечивающие общий рост гуманитарно-антропологической культуры в образовании.) – внимательно вчитайтесь в эти строки, а особенно те которые выделены.
      Прочитали? Так вот, над нашими с вами детьми снова начинают, не закончив, к стати сказать, предыдущие, продолжают проводить эксперименты.  Помню, после смерти Юрия Андропова новым генсеком в СССР стал тов. Черненко. Старый коммунист был в далеком довоенном прошлом школьным учителем, и так как он ничего лучшего не смог придумать, что делать со страной, у которой на глазах рушилась идеология, решил заняться образованием.
     Помните, в годы Брежневского правления, если не тянет человек в организационных вопросах на промышленном предприятии, дабы его не обижать, отправляли такого «деятеля» руководить или сельским хозяйством, оно все выдержит, или культурой, там любой сможет, особого ума не нужно, все равно финансируется по остаточному принципу, в районе 3% ВВП. Нам бы сейчас такие проценты, воскликнул бы любой работник  культуры в наше время.

      Но в данный момент речь даже не о финансировании культуры и образования. В этом аспекте, нужно глядя правде в глаза, отметить, что в  последние годы правления президентов: Медведева и Путина финансирование культуры и образования имеет положительную тенденцию роста. Тогда возникает следующий проблемный вопрос, а чего же мы хотим, чего ждем от Минобрнауки? Какие претензии мы предъявляем к столь уважаемому министерству?
   Образовательное сообщество хочет стабильности, желает работать не в авральном режиме, а в календарно-тематическом плановом режиме, школьные учителя и руководители учебных заведений хотят реальной финансово-экономической помощи, методической поддержки, а не постоянных указаний, предписаний, команд которые порой противоречат друг другу. А родители хотят заниматься воспитанием своих детей совместно с учителями, а не думать о том, сколько еще нужно будет отдать в школу, кровно заработанных, на окна, двери, шкафы-купе для класса, ремонты, бумагу  и т.д.
   
     Куда стремиться научное сообщество? Зачем нам нужно приравнивать наше прекрасное собственное образование, которое, не смотря на все усилия лишить его «материнской платы» советского образования, все же сохранило основные базовые принципы и приоритеты. Зачем мы бездумно копируем Запад? Они там у себя уже давно отказались от Болонского процесса в образовании, Великобритания лет шесть-семь уже копирует опыт советских ПТУ (профессионально-технических училищ), во всем мире признано, что советское образование было самым высокоэффективным, об этом естественно не пишут в газетах, и не трубят по телевидению, но научные сообщества Западной Европы и США, давно взяли на вооружение опыт СССР в  здравоохранении и образовании.

    Почему же мы, как мартышки одеваем очки не на то место, почему всегда берем все самое ненужное из мирового опыта?  Почему отвергаем свои наработки, почему не ценим свое положительное историческое прошлое, почему бездумно копируем Запад? Вопросов много и сам собой напрашивается ответ? Это чья то неведомая рука руководит этим процессом, или поклонение Западом идет еще со времен Петра Первого? Что случилось с народом, который имеет за плечами тысячелетнюю историю, что случилось с чиновниками, которые являются также частью этого народа?
    
   Почему министр культуры Владимир Мединский работает во благо и это видно по результатам его деятельности за столь короткий срок, культура РФ ожила, появилась надежда на выздоровление этой важнейшей духовной составляющей нашего народа на ряду с Православием.
  А что же происходит в образовании? Постоянные реорганизации, нереализуемые проекты реформы, пустые прожекты и болтовня, а где продуманные  взвешенные шаги на пути к нормальному учебно-воспитательному процессу, который имеет в России свой тысячелетний  пласт опыта и признанные мировым сообществом. Почему нет на слуху  имен Сухомлинского и Макаренко, педагогов и сподвижников современности  в культуре и образовании? Почему по ТВ мы видим то детей то мужей примадонны, вместо человека труда, учителя, врача, инженера?
   
   Все это забыто, все это лежит мертвым грузом на полках научных и образовательных библиотек, все это даже переведено в цифровой контент(Контент-анализ (от англ.: англ. contents - содержание, содержимое) или анализ содержания — стандартная методика исследования в области общественных наук, предметом анализа которой является содержание текстовых массивов и продуктов коммуникативной корреспонденции.), а воз и ныне там.
    Мы снова бежим на Запад, а он нас и знать не хочет, ибо мы другие, русский мир еще  времен падения Византии (1453 г.) был приемником Византийской империи не даром же Русь назвали Третий Рим.
   Но если заглянуть в историю  во времена раскола Христианства  на католическую и православную церкви в 1054 году, то мы можем увидеть, что еще тогда эти два направления в христианстве пошли по диаметрально-противоположным направлениям.
   Рим и католицизм – это идеология индивидуализма и накопительства, прикрытая служением Господу,  а православие идеология коллективизма, самопожертвования и любви к ближнему.
   По какому пути пойдет нынешняя Россия, новая молодая, но имеющая за плечами богатейшей опыт государственного и культурного строительства, геополитически обладающая территорией, которую наши «партнеры» называют Heartland (сердце  земли)?
    Эта территория всегда манила к себе всех захватчиков, начиная от крестоносцев Тевтонского ордена до Гитлера. А теперь снова неймется нашим американским «партнерам», они уже подмяли под себя с конца второй мировой  войны Европу. Развалили СССР вместе с Восточной Европой, но только,  этого мало, им подавай еще и расчленение России с ее колоссальными природными ресурсами. Как говорил Николо Макиавелли « Разделяй и властвуй».
    Подводя черту под сказанным, хотелось бы отметить, что многострадальный русский народ всех национальностей постоянно находится в стадии экспериментальной концепции выживаемости.
    Ему неуклонно с постоянной периодичностью навязывают то западный образ жизни, то коммунистическую идеологию, которую придумали немцы, ( К.Марке и Ф.Энгельс), а экспортировали в Россию англосаксы посредством их тайных агентов (В.И.Ленина, Л.Д.Троцкого, А.Керенского), а то европейские ценности, от которых полыхает сейчас Украина и Новороссия.
    А может пора оглянутся на зад, остановится и подумать и своих детях, внуках и правнуках, что мы оставим им после наших экспериментов над ними и над  нашей Россией? Какими они вырастут, как будут жить, что будет мерилом их ценностей, какие ориентиры они передадут своим детям и внукам?
      Наверное, в ключе сохранения Родины, сохранение русского мира с его традиционными семейными ценностями, с его богатейшей историей и культурой, должно развиваться образование и культура в нашей стране. Наверное, не на словах, а на деле нужно учить подрастающие поколения патриотизму, а не выкручивать им мозги с постоянными пробниками по ЕГЭ, когда половина уроков сокращается для «натаскивание» детей на ответы по тестам.
Песни наверное нужно писать  не о зайках и тазиках, а … С чего начинается Родина? Может именно тогда и культура с образованием получат – перспективы роста.

Автор Ирина Боженко. 15 декабря 2014 г.


Рецензии