Цветы развалки. Виселицы на Новом базаре

Глава 10. Виселицы на Новом базаре

В один из дней мама стала собираться на базар. Я, как всегда, увязалась за ней. Мы довольно долго добирались до Нового базара, я успела подустать и рассеянно слушала  маму, разглядывая все по сторонам. Зашли мы в ворота с Коблевской и почти сразу попали на площадь, где потом долгое время торговали курами и яйцами. А дальше все происходило, как в страшном сне… …Площадь залита ярким солнцем... На фоне голубого неба три человеческих фигуры с искаженными лицами парили над землей… Руки связаны. На груди таблички: «Партизан», «Поджигатель». Я начала громко кричать:
- «Мама, мамочка, что это, что они сделали, за что их так?» Мама повернула меня лицом к себе, стараясь закрыть глаза, но я вырывалась, продолжая кричать. Какие-то люди  окружили нас и, подталкивая маму, потянули за ворота.
- «Куда ты лезешь, - кричала толстая торговка. Зачем ребенка притащила сюда?! Здесь облавы, надоело жить?!». Оказывается, мы на своей окраине ничего не знали, что в Одессе  начались облавы и обыски – искали партизан и поджигателей. В городе произошло несколько поджогов и с населением начали расправляться. Виселицами и расстрелами.
 После  этого мне категорически  запретили выходить дальше ворот нашего дома. Энергичной Сашки эти запреты не касались, и она гоняла, где хотела. Как-то она прибежала с криком:
- «Там, за углом румыны ведут людей, говорят, это евреи и гонят их в гетто».
 Что такое гетто и кто такие евреи я понятия не имела, но все побежали и я с ними.
 По улице, заполняя всю мостовую, двигалась толпа людей. Женщины, старики, дети. Шли медленно, у всех в руках узлы. Многие  несли детей. По обе стороны мостовой, у своих ворот, стояли люди, живущие тут же. Румыны с винтовками окружали несчастных. Очевидно, евреи знали, куда их ведут, потому что уловив момент, когда солдаты не смотрели, протягивали маленьких детей с мольбой – «спасите ребенка». Я видала, как мальчика  лет пяти-шести буквально втолкнули в открытую калитку. Румыны не заметили. Но когда молодая женщина с маленьким ребенком на руках попробовала заскочить во двор, грянул выстрел… Куда делся ребенок – не знаю. Когда прошла колонна – женщина осталась лежать. После выстрела поднялся крик, проклятья. Кричала толпа людей, которых гнали, кричали одесситы, стоящие вдоль улицы: «Варвары, гады». Румыны начали стрелять в воздух и прикладами подталкивать людей, что-то горланя по-своему.
Ошеломленная увиденным, я пристала к маме с вопросами, кто такие евреи, и почему их гнали куда-то. Национальный вопрос никогда у нас в доме не затрагивался, поэтому мамин ответ – «это такая национальность» меня не устроила. Я продолжала приставать к маме, что такое национальность.
- «Евреи хорошие или плохие?».
- «Ты нашего друга Эммануила Марковича помнишь? Так вот он и его жена Роза -  евреи. Они хорошие?».
- «Очень хорошие, они мне всегда конфеты приносят. Зачем же солдаты гонят хороших людей?».
- «Потому, что война и солдаты плохие». Так в пятилетнем  возрасте жизнь учила меня азбучным истинам.


Рецензии