новая рецензия

В серии «Уроки русского» выходит книга Олега Разумовского «Джу джу».
Сумеречные смоленские персонажи и бесноватый русский алкогольный сюр, далеко шагнувший за грань делирия. Пронзительно до ужаса и, одновременно, проникнуто среднерусским стоицизмом. Будничное отчаяние хаоса после конца истории.
В абсурдном мире бессмысленно говорить о добре и зле — но ведь остаётся память. Советский миф, в котором выделяется главное — и довольно предсказуемое — что «порядок был», что было всё ясно и, может быть, главное, — что была что еда.
Еда, пьянство, совокупление и смерть — круг, по которому ходят персонажи Разумовского, ходят, кажется, уже лишь только ради бесконечного внутреннего монолога, как будто он и есть самое главное.
Языковой комбайн перемалывает речь, смешивает все возможные пласты — и сквозь беглый, не маркированный, разговорный мат проступает по-платоновски язык газетной передовицы и производственного политпросвета, а альковная речь, обрамлённая городским романсом начала прошлого века, внезапно в самых личных моментах оказывается предельно литературной, книжной — как в тех томиках, которые давали за макулатуру.
Там, где нет более истории, невозможен и прогресс, потому что для него просто нет субъекта, там созерцание мира и себя в мире — шизофреническое, остервенелое и в то же самое время бесстрастное — остаётся чем-то главным и, быть может, единственно значимым.
Остальное бытие — сомнамбулическое. Явь почти не отличается ото сна. И то, и другое — прерывисто. И то, и другое вопиет о собственной невозможности.
Холодная же ярость героев Разумовского поёт почти беззвучно — и если бы я смотрел этот ваш Interstellar, наверняка смог бы найти какие-то параллели: по крайней мере, бескрайний, оглушающий космос — имеется.
Кстати, в какой-то момент кажется, что лирический герой Эдика Лукоянова живёт в том же самом мире, что и лирический герой Разумовского, в паре мест книги они почти смешиваются. В других местах помутнение персонажей «Джу джу» кажется уже совершенно филипдиковским.
За один вечер прочел все рассказы из pdf'а, который мне вчера прислал автор и составитель серии Oleg Zobern, только повесть, которой книжка заканчивается, оставил для чтения на бумаге.
Счастье совершенное.
Цитировать хочется просто подряд.
В общем, книжка равно абсолютно своевременная, именно в эти декабрьские дни, и совершенно как будто сейчас невозможная.
В этом смысле, если раньше я был просто благодарен Олегу за серию, то теперь я испытываю восхищение.
Будь книга Разумовского издана десять лет назад, она была бы попросту очень хорошей. Сейчас же выход этих текстов под твёрдой обложкой восхитительно нелепого цвета — важнейший и настоящий жест и значительным событием.
Ну а «Уроки русского» теперь — не просто книжная серия, а целое издательство. С чем я Олега ещё раз поздравляю. Ну и нас всех.Илья Эш


Рецензии