Василий Попов Без веры жизнь теряет всякий смысл..

ВАСИЛИЙ ПОПОВ:"БЕЗ ВЕРЫ ЖИЗНЬ ТЕРЯЕТ ВСЯКИЙ СМЫСЛ..."
 
   … Я часто задаю себе вопрос,
  Что выстрадан  бессонными ночами,
  Когда бессилие разума – до слёз
  И груз сомнений давит за плечами!

   Что в мире этом Истина, что тлен?
   К чему стремлюсь я, суетой гонимый?
   Возможно, жизнь моя – всего лишь плен?..
   Духовный плен. Увы, неповторимый!
   ( Василий Попов)

 
(Из книги "О людях и для людей")

    ВАСИЛИЙ ПОПОВ.  Это имя известно многим тулякам. Поэт, композитор, лауреат Всесоюзного конкурса артистов эстрады, единственный в нашем городе Почётный Магистр эстрадного искусства. Его  мелодии и тексты – это уже часть российской песенной культуры. Песни Василия Попова исполняют популярные  «звёзды» эстрады.
Они звучат по радио и телевидению, выходят на компакт-дисках и кассетах.
 Неоднократно представлялись на телевизионных музыкальных фестивалях «Песня года». Это очень добрые, мелодичные, может быть, в чём-то наивные песни, но, главное, не лишённые духовного начала. Что для сегодняшней отечественной эстрады явление достаточно редкое. Да и чему удивляться! Если сам автор этих произведений человек неординарный, увлечённый, с философским восприятием жизни.

На днях наш корреспондент Александр Бочаров встретился с Василием Поповым:

Корр. Василий, первый вопрос, естественно и традиционно: что нового в творчестве?

В. П.   А что может быть нового у автора песен? Только его песни!.. (Смеётся!)
Если конкретно, то записан и выпущен наш третий, совместный с Володей Цветаевым, альбом: « Там, где кончаются звёзды…» ( два  предыдущих–« Пой, пой…» и «Леди Любовь. Ред. ». Буквально на днях увидел свет мой четвёртый авторский диск. Его записала народная артистка России Валентина Толкунова. Пластинка называется  «Мой придуманный мужчина». Это просто женские истории  понятные каждому.
Запись песен происходила в Туле с тульскими музыкантами, что, думаю, вдвойне приятно жителям города. Да и всем провинциальным поклонникам таланта любимой певицы. И, как уже прокомментировал в одном из журналов столичный музыкальный критик: «Этим  песням Валентина Толкунова  продолжает лечить нас, болезных, по старому своему рецепту – « … всё я сумею, всё я смогу,..  сердце моё не камень!». Певица истинный миссионер, проповедующий лучшее, что есть в русской ментальности!..».

Корр. И с этим нельзя не согласиться! Тем более, что Валентина Толкунова прошедшей осенью приняла участие, в ставшем уже традиционном, « Празднике нашего двора», который год подряд проводимом Василием Поповым для своих соседей, для своих земляков на Косой Горе. Не корысти ради и рекламы, без лишнего шума и помпы, без административной заорганизованности. В тесном и дружеском кругу, на  полянке, Валентина Васильевна Толкунова  исполнила свои лучшие песни. И разговаривала с людьми «за жизнь».
Это – как маленькое чудо! Но которое можно «потрогать» руками. Момент единения! Просветлённые лица людей – детей и стариков, букеты полевых цветов! Как в лучшие времена провинциальных посиделок – общий хор, подхвативший « Россия – Родина моя!»,   возвращая людям Веру, Надежду, Любовь!
Вот, что сказала об этом сама певица: « Было бы очень здорово, если каждый «звёздный» артист имел бы потребность в таком дворике, то мир стал бы чище и добре. Огромное «спасибо» Василию Попову!   За его подвижничество!».

В. П. Отзывы хорошие. И это  радостно. Для того и трудимся, чтобы скрасить серость людских буден. Писать песни – моё ремесло. Причём, не лучше и не хуже других ремёсел.
Корр. Ну, не скажи! Творческий человек всегда окутан ореолом загадочности.
В. П. Может быть. Но это всё зависит от того, как мы относимся к своей профессии. Любишь ли ты её?! А любой труд – это творческий процесс, если подходить к работе честно. Лично я всегда с большим интересом  и уважением наблюдаю за работой какого-нибудь мастера своего дела. Поэтому, наверное, и сам Магистр, что в переводе и означает Мастер (смеётся!).
Корр. А кто, если не секрет, посвятил тебя в эти самые Мастера?
В. П. Да секрета никакого нет! Трудолюбие! Хотя сама история с этим делом – как Рождественская сказка! Уважаемые, но незнакомые лично мне люди из Лиги возрождения науки при Российской Академии Наук разыскали меня и сообщили, что Международный аттестационный  совет, в который входили представители России, США, Италии, Германии, присудили мне эту самую степень. Опять же-таки, приятно!

Корр. Значит, были на то основания?

В. П. Им виднее. Поддержали провинциала. Я, ведь, добившись кое-каких успехов на ниве эстрадного искусства, никуда не сбежал из Тулы. И не собираюсь этого делать. Хотя соблазнительных предложений, пока я ещё дееспособен, хватает. Я – ТУЛЯК! И это я подчёркиваю! Здесь, в Туле, мои корни. Здесь моя Малая Родина! А без корней всё живое чахнет. Очень надеюсь на то, что можно и,  живя в провинции, не выпадать из каких-то общероссийских жизненных подвижек.
Знаю, это трудно. Столица безжалостно обескровливает регионы всевозможными  искушениями: карьерой, властью, деньгами и так далее. Очень непросто талантливому человеку устоять перед таким давлением. И его понять можно. Земная жизнь одна. В этом случае провинция осознанно обрекается на некую ущербность. И эта мысль сидит в подкорке каждого из нас уже с рождения.
Её внушают детям свои же родители: здесь, на месте, по большому счёту – «ловить нечего!». И, чтобы человека убедить в ином, нужна более весомая мотивация.  Я имею в виду не только искусство, но и любые другие сферы деятельности. В итоге, местный личностный фактор, так сказать, « разжижается»! А результат налицо, на лице или как там ещё!.. Оглянись вокруг себя!.. Извини, что я всё к  вопросу о корнях. О духовности!..

Корр. Ну ты уж слишком категоричен!

 В. П.  А как по- другому?! Ты посмотри, что делается?! Тут, видишь ли, наши «духовные отцы» потеряли «национальную идею»! Клич бросили в СМИ: «Ау! Идея?! Где ты?!». Который год ищут? А найти никак не могут! (Извини, опять же, за иронию, да не там, как видно, ищут!). А всё ведь начинается с Любви к своей  Малой Родине! С любви к людям, которые живут рядом с тобой. С гордости за их талант, за красивые поступки, с желания брать с них пример!
Повторюсь, эти люди рядом! Они –  твои соседи! А не где-то там, недосягаемые, обезличенные. Благодаря этой самой любви, у талантливого человека не должно возникать желание бросить свой дом и на стороне искать лучшей доли.
И тут выстраивается такая зависимость. К примеру, в Туле я живу в районе Косой Горы (а кто-то живёт в Заречье, кто-то – в Криволучье  и  так далее). В масштабах Тулы я – косогорец! Я горжусь людьми своего района. С нашего двора и спортсмены знаменитые есть, и художники, как- никак, и бывший министр обороны. Есть и  свой автор популярных  песен…
В общем,  получается – этакое  здоровое, скажем, соревнование с другими районами города. (Мол, и мы «не лыком шиты»!). Я думаю, что это чувство знакомо всем! Так, вот дальше. За пределами нашего города – я  туляк! Тут уже «соревнуюсь» я с другими городами! И, как бы, в ответе за всё, что есть хорошего и плохого по всей Туле. И это чувство, надеюсь, тоже многим знакомо?! Далее. За пределами России я – россиянин! И уже «несу крест» своей страны!  (Опять же, за всё хорошее и всё плохое).  И «соревнуюсь», к примеру, с тем же американцем, представляя своё Отечество.

Корр. Так, это же – прописные истины?!

В. П.  А ты попробуй?! Разорви начальное звено этой «прописной» истины! И увидишь, что получится?! Моя сущность протестует против такого! Как могут лицемеры от власти любить страну, как могут желать её блага, как могут ею гордиться, если они не любят свою деревню (посёлок, город и так далее), не уважают людей, не заботятся о них?!
Родная деревня, посёлок, город, для таких начальников, как бельмо в глазу! И с людьми им тут «не повезло»! По принципу: «В чужом сарае – всё лучше!». Вот они и мучаются с нами! Мешаем мы им благоденствовать! Умники мы доморощенные! Дустом нас! А Россию-то они любят! В общем. И гордятся ею! Особенно, перед какими-нибудь выборами!..
Абсурд! И фарисейство сплошное!

Корр. Василий! Но и ты рассуждаешь слишком обще!

В. П.  Александр, дорогой! За частными примерами, к сожалению, далеко ходить не надо! Я тебе скажу о своей сфере деятельности.  (Но такая  практика сегодня в любом деле). Всё, чем я радую земляков, происходит не благодаря тому, что я живу в Туле, а вопреки этому.  Согласись, многие из нас любят ходить на концерты эстрадных «звёзд». Лозунг – «Хлеба  и зрелищ!», пока ещё,  никто не отменял. (Вот и я по своему призванию тоже отвечаю за зрелища). Хотим  мы того или нет, но это часть нашей культуры. Часто нашей жизни!
 Факт! Популярные артисты – люди публичные! Интерес к ним большой. Но ведь популярными гастролёрами не рождаются! Артиста надо воспитать! Научить! Одним словом, «сделать»! Это потом он уже несёт своё искусство в массы, его приглашают в концертные залы, на стадионы.
Сегодня популярный артист – непременный атрибут всевозможных народных празднеств. И это нормально. Ненормально другое. В нашем городе на воспитание и поддержку  местных талантов те люди, которым это положено по должностному окладу, давно наплевать. Хотя именно в их распоряжении государственная  материально-техническая база, предназначенная для этого.
Но хуже того, эти «геростраты» от власти и культуры, эти «Иваны, не помнящие родства», просто создают невыносимые условия для специалистов-энтузиастов своего дела. Которые вопреки всему всё ещё существуют в Туле.
А вот теперь представь, что во всех регионах России будет, как в Туле? Все будут только пользоваться трудом заезжих знаменитостей, но не поддерживать «своих» (так сказать, для ротации)! А кто-то, при этом ещё и «кучеряво» существовать на концертном посредничестве?! Тогда, скажи, откуда эти самые популярные гастролёры возьмутся? Да они просто исчезнут, как динозавры! Потому что «звёзды» надо зажигать! А уж потом пользоваться их светом!
 Принцип жизни у этих  рвачей один: «Прожить за счёт другого человека!». И их на мой век хватает! Мерзко! 

Корр. Василий,  ты же сумел воспитать и вывести Владимира Цветаева на общероссийский уровень? И я знаю, что туляки гордятся этим! Как гордятся и тем, что имена многих эстрадных «звёзд» также связаны с Тулой?!

 В. П. Извини! С чего мы начали разговор?!
               
 Корр. С того, что всё начинается с любви и бережного отношения к своей Малой Родине?
 В. П. То-то же! Я и живу той любовью, тем вниманием простых туляков, что они проявляют к нашему с Володей творчеству. Спасибо! Но повторюсь:  всё это вопреки,  а не благодаря…  Кто бы знал!  Чего нам  с Володей всё это стоит!  Именно  в Туле?!
На примере Володи Цветаева я попытался разорвать «порочный круг». Неизвестный талантливый паренёк, но именно в Туле он состоялся как популярный артист. Так, что «почувствуйте разницу»! Да, мы свои! Доморощенные! Ваши земляки и соседи! Мы представляем всех вас на Российской сцене и за рубежом. И я надеюсь, что за нас вам не приходится краснеть!

Корр. Да, я знаю, что вы много гастролируете. И неоднократно были за
границей.

В. П.  Сейчас это стало для нас возможным. А поколесили мы здорово! Пол - мира объехали! Это точно! Принимают везде очень тепло. С обязательными многократными «бисовками». Это, как бы стало нормой. Опять же, приятно! Значит, не зря свой хлеб едим!

Корр. Василий, «хлеб насущный», «хлеб духовный» –  увязать это бывает очень
трудно?

В. П. Ты прав. Пойми, я человек верующий по убеждению. И за совесть, и за страх. Без ВЕРЫ жизнь теряет всякий смысл! Без идеалов нельзя!!! В этом плане, лично для меня, ХРИСТИАНСТВО – СПАСЕНИЕ (Как и для многих других!). Закон Божий – моя настольная книга! И более, чем сказано в ней, я тебе не скажу. (Как  не скажет и никто другой!). Ответы на все вопросы ищи именно там. ВЕРА – понятие АБСОЛЮТНОЕ! Остальное – от лукавого! «Это всё придумал Черчилль в осьмнадцатом году!..». И прочие!..
К сожалению, человеку свойственно корректировать свою жизнь под свои слабости. И многие  для пропаганды такого подхода к бытию  делают люди  в земном плане                ( подчёркиваю, в земном! ) авторитетные! За такую недальновидность, глупость, коварство в итоге всем нам приходится, и ещё придётся, дорого платить.
Сказано: «Мудрость начинается со страха Господнего!». Но многие ли это понимают? Увы! И в этом трагизм сегодняшней ситуации в нашей стране. Копим «богатства» на земле, а не на небе! « То есть, не  в душе!». Воруем, обманываем, предаём ради пустого. Ради того, чего  с собой ещё никто не унёс!
А много ли человеку надо?! Голыми пришли в этот мир, голыми и уйдём. И что с того, если, приобретя весь мир, душу потеряешь?! Внутренний апокалипсис каждого из нас не менее страшен, чем неизбежный Вселенский! Так зачем же приближать тот и другой?!

Корр. Василий! Извини! Но это уже похоже на проповедь?!

В. П. Так ты же хотел со мной поближе познакомиться?! Что есть, то есть! Это большая часть меня. Мой крест. Моё богатство, которое перешло ко мне по наследству.               
А.Бочаров.
2000.


Рецензии