Дробицкий Яр рев племен

    Сегодня — 73-я годовщина трагедии Дробицкого Яра — места уничтожения нацистами и их украинскими пособниками еврейского населения Харькова, захваченного оккупацией.
   
    Этой дате были посвящены ХХШ мемориальные слушания «Дробицкий Яр: Память, Время, Люди», которые в своей израильской экзистенции находят регулярное отражение почти в  трех десятках разного рода наших публикаций
   
    Как и  все предыдущие, они состоялись в Бат-Ямском городском мемориально-просветительском центре и  Институте изучения Катастрофы и политической истории – «Музеон Бейт ха-Шоа Бат-Ям».
   
   Фундаторы и организаторы мероприятия также все те же: Отделение переживших Катастрофу и документации муниципалитета Бат-Яма, Международный фонд Холокоста «Дробицкий Яр-Харьков», Институт изучения Холокоста при Нью-Йоркской академии наук, Украинский мемориальный фонд Холокоста «Дробицкий Яр», Институт еврейский исследований при СВНЦ АН Украины , Независимый архив Холокоста «БеНАХ», израильские ассоциации переживших Катастрофу «Удим муцалим ми-эш» / «Опаленные Катастрофой» и «Плитей у-мефуней ха-Шоа» / «Беженцы Катастрофы», старейшаяя советско-украинско-еврейская газета "Бенсиах" (все – под руководством автора).
   
    Как всегда, программа слушаний началась с Минуты молчания у обелиска «Дробицкий Яр» — на «лагерном аппель-плаце» ландшафто-архитектурного «Музея под открытым небом» на территории Музея Катастрофы — в сопровождении Оратории «Дробицкий Яр» харьковского композитора Л. Каштаньера на слова поэта В. Райза.
   
    Слово Памяти о трагедии Дробицкого Яра и ее проблемах, о Катастрофе и ее уроках произнес автор.
   
    Было особо подчеркнуто, что набирающий сегодня на Украине силу  своеобразный «рев племен» сопровождается невиданными со времен WW2 эксцессами жестокости по отношннию к населению собственных или оккупированных территорий, не уступающими - а порой даже и превосходящими- преступления нацистов, которым посвящена данная конференция. 

    Уже ни у кого в мире не возникает сомнения, что главный урок Катастрофы, выражаемый именно той триадой, которая уже давно стала девизом всех образовательных программ Музея: Катастрофы:   "Холокост – Демократия -   Права Человека" – на осколках бывшей советской империи так и остался не усвоенным... Так же как и высказанное нами убеждение в уже ставшей исторической монографии  "Попранная мезуза" / "Книга Дробицкого Яра" - с. 113 – "Hic loсus ubi mortui docent vivos" / "Здесь место, где мертвые учат живых!" (Разве что, впрочем,  его – как и самые "желтые списки" убиенных -"скоммуниздил" промышляющий  в этих местах на никому не нужной памяти некий "областной комитет"...)
   
    Своими воспоминаниями о пережитом поделились бывшие узники харьковского гетто — жители Бат-Яма и соседних городов. Эти воспоминания ныне собраны в подготовленом Музеем очередном выпуске мемориально-аналитического сборника «Беженцы Катастрофы: Память, Время, Люди», презентация которого состоялась в ходе слушаний.
   
    В завершение слушаний участникам был продемонстрирован документальный фильм «Дробицкий Яр» замечательного израильского кинорежиссера Ницана Бальца (при участии автора).

    Tакже:
http://www.facebook.com/Plitei?sk=notes -разд. 82


Рецензии