Послесловие к рассказу 8 Марта

http://www.proza.ru/2006/04/05-120


Таки странная штука -- жизнь...
Вот буквально пару дней назад нашлась в одной из соц.сетей моя подруга Анюта Маслова, бывшая моя сотрудница на ижевском механическом и самый что ни на есть живой свидетель всех тогдашних событий. Сегодня пришло от неё письмо, где она рассказала, что, оказывается, Шишкин ездил в Ульяновск, искал меня. Очень жалел, что бросил тогда...
А я даже и не знаю, как мне реагировать на это сообщение.

Я видела его, когда приезжала увольняться с завода. Он тогда работал шофёром в соседнем цехе. Я спустилась в цех попрощаться с моими мужиками-токарями и остальными рабочими с моего участка, с девчонками из инструментальной кладовой и с бабоньками-контролёрами -- со всеми, с кем дружила, кого любила и кто любил меня...
Мне нужно было подписать обходной лист и одну из подписей должен был поставить заведующий материальной кладовой. Прямо у входа в кладовую стоял ЗИЛок. Я вдруг краем глаза уловила какое-то короткое движение в кабине. Оглянулась, но никого там не увидела и пошла себе дальше. А когда разговаривала с мальчишками-токарями, они мне указали на тот ЗИЛок и сказали, что это Шишкинская машина. Вот тогда я поняла, что за движение я уловила в той кабине.
Когда я поднялась в приёмную начальника цеха, Шишкин меня уже поджидал там. Он стоял у окна и улыбался, словно ничего не произошло ни три года назад, когда он явился ко мне в общагу изрядно навеселе и с сияющими глазами объявил, что жена родила ему сына и он назвал его Павликом. Я тогда четыре часа билась в дикой истерике у подруги в комнате. Я кричала что было сил от такой невообразимой боли!! Словно мне сердце живьём выжигали из груди. Ни теперь, когда он так трусливо спрятался от меня в цехе.
Он пошёл мне на встречу, раскинув руки словно для объятия -- "Ба! Какие люди!" И я тут же сунула его носом в стену -- "Большие люди." И прошла мимо него. Он как остановился, так весь сразу же как-то сгорбился, осунулся... Сунул руки в карманы и тихо вышел из приёмной, больше не сказав ни слова.

И вот теперь я узнаю, что он искал меня... Ещё тогда в приёмной я подумала, что он решил всё-таки встретиться со мной потому, что узнал от парней, что я уезжаю в Штаты. Шишкин был хитёр чисто по-житейски и никогда ничего не делал просто так, по велению души. Если честно, я и сейчас думаю, что искал меня в Ульяновске именно потому, что понял, как лопухнулся с выбором, когда решил отказаться от меня. Я и тогда понимала, что пререйдя из технологов в операторы ЭВМ, я потеряла в его глазах свой статус.
Он как-то спросил меня, что если у меня отец -- еврей, то, наверное, у нас в семье денег куры не клюют? Я посмеялась... Мой папенька всю жизнь получал не более 220 рублей и считал, что он -- мужик. И стучал кулаком по столу и кричал, что заставит себя уважать... А мне очень хотелось объяснить ему, что ЗАСТАВИТЬ уважать невозможно! Уважение зарабатывают, добиваются... всей жизнью. А заставить... Уже к моим 15 годам у меня не осталось ни капли уважения к этому садисту-подкаблучнику. Ну, и каким же образом он собирался меня заставлять? Смешно, честное слово...
А уж когда я начала работать на ижевском механическом и видела мужиков, зарабатывающих по штуке в месяц -- о каком уважении к моему дражайшему родителю вообще можно было вести речь?
Вот это я и попыталась тогда объяснить Шишкину. Но я умолчала о старой шутке, насчёт жены-еврейки в роли средства для перемещения в пространстве. А он сам, видимо, никогда её не слышал. И вот теперь готов был кусать локти, что так по-глупому промахнулся. В общем-то я никогда особо сильно не заблуждалась на его счёт.
Думаю, он именно за этим пытался меня разыскивать, а вовсе не потому, что понял, что любит меня и жить без меня не сможет.
Так что... Что ни делается -- всё к лучшему.


Рецензии