Геноцид армян время понять и простить

Геноцид армян: время прощения
Заметным культурологическим событием уходящего года стал двадцатый Московский международный фестиваль фильмов о правах человека «Сталкер».
По традиции фестиваль открывался в день принятия Всеобщей декларации прав человека, и первые же ленты, показанные при полном аншлаге в Центральном доме кинематографистов и в Центральном доме журналиста, задали высочайшую планку мастерства и гражданской позиции создателей фильмов.
Любопытна статистика - на XX фестиваль «Сталкер» было заявлено более трехсот документальных фильмов, однако на предварительных просмотрах жюри отобрало немногим более пятидесяти картин, которые и были представлены на суд зрителей.
Конечно, увидеть все ленты в течение целой недели одному человеку невозможно, но некоторые картины явно выделялись своим социальным и политическим накалом на общем фоне представленных работ.
Своеобразным наглядным уроком толерантности, попыткой (будем надеяться успешной) разрешить длящийся уже без малого два века конфликт двух наций стал замечательный фильм режиссера Арминэ Арутюнян «Чертополох».
Немногим более четверти часа длится эта документальная лента, но за столь малый отрезок времени режиссер сумела обозначить острую для армян тему геноцида и показать путь к прощению. Герои фильма - дружная семья простых российских армян рода Тиронян-Арутюнян, потомки тех армянских семей, которые в 1820-е и последующие годы подверглись в турецкой Анатомии жестокому геноциду и депортации. Многие из них погибли, для других второй родиной стала Россия.
- Время не стирает страх из душ людей даже при одном звуке этого слова - геноцид, - признается режиссер Арминэ Арутюнян. - Но время приводит нас к порогу, за которым нужно либо ненавидеть дальше, либо прощать. Своим фильмом я призываю всех армян набраться мудрости, взвесить, понять и простить турок, а туркам, всем туркам, признать геноцид армян и попросить прощения. И всем жить мирно дальше. Более свободными, чем сегодня…
Аналогия подвергшегося жестокому геноциду со стороны турок армянского народа с растением, способным выжить и цвести в самых экстремальных условиях, неслучайна. Люди сильные верой и духом, готовые ежеминутно прийти на помощь друг другу и, сохранив самобытность, обрести вторую Родину, достойны нашего восхищения и уважения. Речь идет об армянах, которые на протяжении веков жили в Анатолии. В ходе политического передела эта территория вошла в состав Турции. Трудолюбивый народ, благосостояние которого стало предметом зависти, подвергся по наущению тогдашних турецких властей жесточайшему геноциду. Тысячи армян погибли, а выжившие - депортированы. Именно тогда в 1820-е годы, началось масштабное рассеяние армян по всему миру. Некоторые семьи перебрались в Грузию, осели в Южной и центральной России. В какой-то степени геноцид армян первой половины ХIХ века уже на исходе века двадцатого сказался и на судьбе Арминэ Арутюнян, предки которой выбрались из Анатолии. Она родилась в Грузии, затем семья перебралась в Новороссийск, и ей, как и анатолийским предкам, впрочем, как и всем армянам, отличающимся целеустремленностью и трудолюбием, удалось достичь многого в жизни. Член Союза журналистов России, журналист-международник, Арминэ Арутюнян почти двадцать лет трудится на непростой ниве журналистики. Почетное звание «Заслуженный журналист Кубани» ей присвоено не случайно. На ее счету премии и победы в престижнейших творческих конкурсах. Она лауреат Общественной премии им. Н.Н. Раевского, лауреат конкурса «Золотое перо Кубани», лауреат Всероссийского конкурса «Встреча» - приз Министерства культуры РФ - диплом за документальный фильм «Сами-Сари», лауреат Международного фестиваля «Золотой абрикос». И список этот можно еще долго продолжать…
В ближайшие два месяца лучшие фильмы - призеры конкурсной программы Международного фестиваля фильмов о правах человека «Сталкер» отправятся на аналогичные европейские показы. Среди лент из России, с которыми предстоит познакомиться европейскому зрителю, - документальный фильм Арминэ Арутюнян «Чертополох». Надеемся, что эта лента  не оставит и там никого равнодушным.


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.