Моя Римма

               
Дорогая Глафира Михайловна.

Уже не помню, когда я писал в последний раз письмо. Незаметно исчезает культура письменного общения. Помню в феврале 1964 года я, находясь на месячных курсах в Москве, писал своей любимой девушке Римме на Московском почтамте каждый день письма «до востребования» на Свердловский почтамт. Она получала эти письма, читала и все больше и больше влюблялась в меня. На конверте с обратной стороны я всегда писал что-нибудь, вроде – жду ответа, как соловей лета, или лети с приветом, вернись с ответом и ведь практически не повторялся, все старался придумать что-то новое.

Встретил я Римму 7 ноября 1963 года у сослуживца, с которым я вместе работал, а она училась с ним в институте в одной группе. Она была со своей подругой Надей Волковой, с которой училась в школе, институте и вместе с ней работала. Они обе были красавицами. Особенно писаной красавицей была Римма. Она была настолько необыкновенна и хороша во всех отношениях, что я сразу же в неё влюбился. Мне никогда не приходилось общаться с подобной девушкой, из неё исходил свет, глаза её были лучисты, с веселыми и озорными огоньками, а как она была хороша. Я смотрел на неё и думал, откуда взялось это дивное чудо. Я был далеко не красавчик, и как-то не особенно тянулся к девчонкам и критически оценивал свои возможности. Мне  уже было 27 лет, но при знакомстве с Риммой я воспрянул духом и мы с 8 ноября стали ежедневно встречаться. Она с удовольствием со мной стала встречаться, и моя жизнь наполнилась радостью встреч с этой великолепной во всех отношениях девушкой. На работе я стал с энтузиазмом трудиться и осваивать новую технику и буквально в считанное время вошел в число лучших измерителей Минсвязи СССР. Я стал востребованным специалистом, работать приходилось в длительных командировках и для того чтобы сократить время пребывания в них, я работал не считаясь со временем и все для того чтобы как можно быстрее увидеть свою любимую девушку. Я старался быть лучше, старался отбросить все негативное, накопленное за годы холостяцкой жизни. Вот до чего довела меня любовь к моей прекрасной Римме.
В Свердловске она была в командировке на монтаже закрытого объекта и уже работала после института 2 года. Римма  жила вместе с Надей на частной квартире на улице Рабочих в конце города у замечательных людей Вениамина Павловича и Веры Ивановны Андреевых. Я тоже жил на частной квартире в Пионерском поселке на улице Красина у Гуляевой Доры Васильевны, рядом со своей работой. Римма работала в мужском коллективе, но она отдала предпочтение мне. Она, как умная и серьезная девушка поняла, что я её судьба, у нас общая специальность, мировоззрение, интересы. Мы каждый день после работы ходили в кино, театры, в филармонию, слушали музыку, целовались, рассказывали друг другу о своих родных и о своей жизни. Я познакомил её со своими друзьями с севера, и мы иногда заходили к ним в гости. Галина Африкановна Пашкова подруга моей мамы всегда с удовольствием и радостью принимала нас у себя дома. Она проживала на улице Пушкина, мы там встречались с её детьми, моими друзьями. Римма очень нравилась Галине Африкановне, которая до пенсии работала учительницей на севере. Своим детям, моим друзьям она говорила: Как повезло Рудику, что он встретил такую девушку.

Гуляя вечерами по улицам Свердловска мы смотрели на ярко освещенные окна жилых домов и тайно друг от друга мечтали о таком светлом своем окошке. Гуляли мы допоздна. После 11 вечера я провожал её до дома на ул. Рабочих, а потом садился на 24 автобус на остановке Новомосковской и с ул. Восточной шел в Пионерский поселок на ул. Красина, где я снимал уголок для проживания. Иногда приходил поздно, и Дора Васильевна побаивалась открывать, тогда я шел на работу, которая была недалеко, брал ключи у дежурного водителя и спал на столе в одном из кабинетов. Но все это было не в тягость, когда любишь прекрасную девушку.

Римма родилась в Монголии 15 июля 1939 года. Туда были направлены по распределению её родители после окончания Московского института. Отец её Тихонов Яков Моисеевич, мама Соколова Валентина Николаевна. Это были прекрасные русские люди. После Монголии они жили в Ташкенте у себя на родине. Во время войны папа находился в контингенте Советских войск в Иране. Мама работала преподавателем в институте. Отец в последнее время зам. министра сельского хозяйства в Узбекистане.

Мы долго разговаривали с её братом Геннадием, приехавшим на похороны. Он сейчас живет в Питере. Он мне рассказал много интересного про Римму. Гена младше её 7 лет.

Когда Римме исполнилось 7 лет, она сама выбрала школу, в которой собиралась учиться. Когда она пришла в школу, её спросили: Зачем пришла сюда девочка? - Она ответила: Я буду здесь учиться. –Как тебя зовут? Римма- А фамилия? – Тихонова. - А где родители? Родители на работе.  Её спросили: Умеет ли она читать? - Сказала: Умеет. Дали почитать, она прочитала. Дали подсчитать, подсчитала. Решила пример. И её зачислили в школу. Когда родители решили её оформить в школу, она сказала, что уже записалась в школу. Это было в 1946 году в Ташкенте.

Училась она отлично и, кроме этого, к ней приходили одноклассницы, и она с ними занималась русским языком, математикой, физикой. Геннадий говорит, что он слушал их и с детства уже знал, что такое логарифм, пифагоровы штаны во все стороны равны. Закончила она школу с одной четверкой и должна была получить серебряную медаль, но по блату дали другой более «достойной» по родительской линии. Римма сама никогда об этом не говорила, она была слишком скромной, чтобы говорить о таких вещах, о себе.

В 1956 году она поступила в Ташкентский электротехнический институт связи и также продолжала вести у себя дома занятия с подругами. В 1957 году в составе стройотряда летом поехала на целину в Акмолинскую область Есильский район в с/з Вильямса за работу получила медаль «За освоение целины». Тогда ей было 18 лет.
После окончания института распределилась и поехала в Уфу в Проектно-монтажное управление «Каскад», которое проводило работы по монтажу ракетной техники и связей особого назначения. Она могла спокойно остаться в Ташкенте и работать где-нибудь на телеграфе, ГТС, в проектной организации, но она была девушкой высокого полета, а родители её всегда поддерживали в этом.

И вот такую великолепную девчонку мне посчастливилось встретить 7 ноября 1963 года в Свердловске. Я думаю, что это случилось неспроста. Сам Всевышний привел нас друг к другу и сказал: «Живите, любите друг друга и размножайтесь». Её привел с Юга, а меня с Севера и свел посередине в Свердловске. Я не то, что верю, я убежден в этом.  Каждому человеку предназначен свой избранник, но они встретятся на пути сближения друг с другом только в том случае, если не будут отклоняться от этого пути, совершая греховные ошибки.

Наша свадьба состоялась 11 мая 1964 года – 50 лет назад. Это была скромная свадьба. Народу было не более 12 человек. Папа Риммы привез из Ташкента большой букет Роз, которых в это время в Свердловске не было. На столе были южные фрукты и овощи. Мы не стремились обилию и роскоши, мы хотели, чтобы было скромно и в тоже время торжественно. Был будний день. Никаких отгулов, прогулов и отпусков мы не брали. У нас был только один праздничный выходной день на свадьбу. Регистрация состоялась в Кировском ЗАГСе Свердловска на ул. Карла Либкнехта напротив музея Истории Екатеринбурга (ранее назывался Музеем Истории Комсомола). Сейчас это деревянное двухэтажное здание сохранилось, но персонал, работающий там, не знает, что здесь был когда-то ЗАГС. Мы были настолько целомудренны, что совместно жить не решались, конечно, в этом виноват был я. Я вечером уходил к себе, а Римма оставалась у Веры Ивановны Андреевой своей хозяйки. Такое неестественное явление продолжалось около недели. Римма очень переживала и возможно даже плакала, и я себя чувствовал неважно. И когда я сказал ей, что сегодня ночевать буду у тебя, то в её глазах было столько радости и это запомнилось навсегда. Вскоре моя организация УКРМ-14, в будущем уральская структура Ростелекома, выделила мне однокомнатную квартиру на втором этаже в новом только, что построенном доме, и это было рядом с моей работой. Римма радовалась такому подарку, наверное, больше чем я. В августе 1964 года мы поселились в своей квартире. Из мебели и имущества поначалу у нас было два чемодана. Спали мы на полу. Через небольшое время у нас появилась прекрасная новая немецкая мебель и через год холодильник Бирюза, который до сих пор стоит у нас на даче и используется, как шкаф для продуктов.

Мы безумно любили друг друга. В 1965 году у нас родился сын красивый ангелочек Игорь. Римма уехала рожать в Ташкент по просьбе мамы, и это была наша трагическая ошибка. При рождении в роддоме внесли в кишечник мальчишки стафилококковые бактерии, и через 2,5 месяца сынок скончался на моих руках. Это было 25 августа 1965 года. Мальчишка с удовольствием сосал грудь, но у него было непрохождение пищи.  В ту пору эту болезнь не могли лечить.
Вы, дорогая Глафира Михайловна, конечно, представляете, какое горе обрушилось тогда на нас. Первый сын был похоронен в Ташкенте, далеко от нас. Кроме этого от длительного лежания в детской больнице у Риммы нарушился весовой баланс, если можно так выразиться, от которого она не смогла окончательно избавиться.

Второй сын Дмитрий родился в Свердловске 5 июля 1967 года

Третий сын Андрей родился 27 января 1971 года в Ташкенте. Мы тогда там жили. Дети хорошо росли и особых трудностей в воспитании мы не испытывали, активно помогали нам в этом родители и бабушка Риммы Мария Михайловна Журба. На своем жизненном пути сыновьям пришлось вынести большие испытания. Служба в Афганистане, Чечне, на подводном флоте. Оба являются участниками боевых действий, и каждый имеет не менее 10 наград. Мы с Риммой не воевали, а детям пришлось. Римма, как мать, стойко перенесла все эти испытания, которые, конечно, не могли не отразиться здоровье. Она очень мужественная женщина.

На первом плане у неё всегда была семья, ради этого она жертвовала своей карьерой. Ей предлагали должности главного инженера проекта, начальника проектного отдела, но она не шла на это.

Дома она была настоящей хозяйкой. Запомнился мне такой эпизод в нашей жизни. Моя теща Валентина Николаевна была женщиной с непростым характерам и иногда на первых порах нашей совместной жизни стала делать попытки верховодить мной. У Риммы в кухне с мамой состоялся услышанный мной разговор, в котором она в резкой форме отчитала маму и предупредила её в том, чтобы она не вмешивалась в нашу личную жизнь, в противном случае она прекращает с ней всякие отношения. Мне это очень понравилось. Это была её личная инициатива, я на поведение тещи Римме не жаловался.  Римма прекрасно понимала, что мама своим вмешательством может внести в нашу жизнь разлад. История знает много примеров распада семей в результате вмешательства мам и тещ в семейные дела. Моя милая Римма сразу же пресекла эти попытки, за что я всегда был ей благодарен.

Как заботливая мать она прошла курсы медсестер в Ташкентском мединституте, курсы кройки и шитья. Лучше её  никто не мог приготовить обед, сделать выпечку, она была прекрасной ученицей своей любимой бабушки Марии Михайловны.  Приучила сыновей готовить обеды и вести хозяйство, и они сейчас у себя дома сами готовят обеды для семьи и стараются выполнять хозяйственные заботы самостоятельно. Это её заслуга.
У неё была легкая рука. Я помню, как она мне делала уколы. Я оголял то место, где нужно было сделать укол, ложился на диван. Через какое-то время чувствовал легкое прикосновение, холодок и после этого она мне говорила: Вставай. Я всегда поражался, как это у неё получалось. Я совершенно не чувствовал укола.

Она стойко переносила все невзгоды, которые обрушились на неё в виде болезней. Панически боялась медработников, когда-то обидевших её, и это была наша ошибка. Возможно, смерть первенца психологически повлияла на неё. Она старалась избегать общения с медициной и во многом справлялась собственными усилиями. Например, практически не допускала простуды, прекрасно разбиралась в лекарствах. В её аптечках всегда было необходимое лекарство. Мне она всегда напоминала, что нужно выпить необходимую таблетку.

Римма была доброй, участливой со всеми с кем она соприкасалась, умела прощать ошибки и не таила зла на тех, кто может быть, когда-то обижал её. Мне она напоминала, что я давненько не разговаривал с каким-нибудь другом, независимо от того, где он проживает. С удовольствием разговаривала с Вами, моя дорогая Глафира Михайловна.
Великая труженица, потеряв способность быстро передвигаться она, всегда старалась выполнить намеченную работу; вскопать грядку, выполнить посадку в саду, приготовить во время завтрак, обед, ужин, старалась всегда быть полезной для своей семьи.

Грамотная, прекрасно знающая русский язык она для меня, пишущего тексты, была лучше любого справочника по правописанию. Всегда поправляла меня, если я неправильно произносил слово или ударение, приговаривая при этом, когда я научу тебя правильно говорить.  Она была прирожденной наставницей и никогда не отказывала в оказании помощи знакомым, соседям, если её просили об этом. До самой кончины она помнила дни рождений, дни памяти подруг и друзей, в последние годы христианские праздники и старалась сделать выпечку к этим дням и угостить соседей.

Помогала в устройстве с жильем, работой друзьям, детям друзей, знакомым - здесь Екатеринбурге, пострадавшим в результате распада Союза.
Римма любила Ташкент, тяжело переживала разлуку с любимым городом. Мало кто знает, что Ташкент – это интернациональный город, узбеки жили там, в основном на окраинах. Жители Ташкента говорили на прекрасном русском языке, были высококультурны и образованы, прекрасно одевались, взаимоотношения между людьми удивительно хорошими. Я более 7 лет проработал в Ташкенте. Сначала в УКРМ-10, потом в «Каскаде» в этих организациях были прекрасные коллективы, никто никого не подсиживал, работники относились друг к другу уважительно, элементы зависти отсутствовали. В основном в Ташкенте проживали потомки людей, прибывших в Среднюю Азию до революции, и у них сохранились все лучшие качества своих предков.

Она до самой смерти не была в тягость нам её окружающим. Её присутствие среди нас было необходимым условием семейного благополучия, счастья и радости. Она была центром вокруг, которого собиралась семья. Её уход  был для нас неожиданным и горестным, сравнимым с вселенской катастрофой.

Незадолго до смерти, когда ничто предвещало такой уход, я ей сказал:  Римма, может быть, я отдам часть денег Андрею, пусть он купит материалы для новой крыши нашего дома и на оплату работы.
Она подумала и сказала: Подожди, Рудик, может быть, деньги понадобятся на  похороны.
А за три дня до ухода от нас она сказала мне: Какой ты, Рудик, хороший человек. Для меня эта была высшая похвала. Я был несказанно рад от этих слов. А ведь оказалось, таким образом, она попрощалась со мной.

Великая, мужественная русская женщина.

Умерла она после операции 8 декабря 2014 года.

Пройдет время, и я снова встречусь с ней на небесах, с нашим сыночком Игорем, родителями и крепко обнимусь с ними, и мы будем жить вечно в том светлом и прекрасном мире. Я верю в это. Мне нужно быть достойным, чтобы подняться до морального и духовного уровня моей великой Риммы.
                До свидания Рудик
13 -16 декабря 2014 года


Рецензии
"Пройдет время, и я снова встречусь с ней на небесах, с нашим сыночком Игорем, родителями и крепко обнимусь с ними...". После ухода в Вечность многих из самых моих близких, меня всегда утешают слова о том, что у Бога все живы. И когда мы молимся об ушедших - тот, кто нуждается в нашей помощи её получает, а кто не нуждается - испрашивает её для нас....

Вячеслав Александров 2   18.12.2018 12:20     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.