Национализм и основание Бразильской Империи

Национализм и национальная идея в истории Европы XIX века вещи совершенно неизведанные, даже в какой-то степени неожиданные. Появлению таких факторов способствовала серьезная и всеобъемлющая причина – потеря авторитета монархии в лице европейских подданных. Прежде чем сказать о том, какая грань существует между национализмом и национальной идеей, стоит сказать  вообще о значении этих терминов.

Национализм это больше политический лозунг, который ставит в главный угол политики государства самую преобладающую нацию в стране (России, Германии, Австрии и т.д.). Главная нация становится своего рода объектом пристального внимания, при этом в данной политике проявляется крайность, связанная с тем, что эта нация может превозноситься над другими, причем далеко за пределы определенного государства. Национальная идея в отличие от национализма рассматривается в другой плоскости, она является основой для самосознания и самоопределения общества. Национальная идея сплачивает населения для решения общегосударственной и общенациональной задачи.

Как не хотелось бы брать на вооружение для раскрытия этой темы европейские процессы, мы уделим внимание заокеанскому соседу Европы – Америке, а точнее южной ее части. Начало XIX века в истории колоний европейских государств в Центральной и Южной Америки ознаменовано целым рядом вооруженных восстаний, переросших в полномасштабную войну за независимость американских колоний от европейских метрополий. Последовательно в Гаити, Мексике, Перу, Великой Колумбии и др. регионах указанных регионах Америки прошли национально-освободительные движения против испанских колонизаторов, власть которых в данных регионах уже в определенном смысле ослабла. Однако, единственный регион, который оказался неподвержен войнам за независимость, была Бразилия, которая в это время являлась колонией Португалии. Мы обратимся лишь к первоначальному этапу в преддверии и самому факту получения Бразилией независимости в 1822 году.

Начнем с небольшой предыстории. В 1808 году король Португалии Жуан VI во главе королевской семьи и приближенных под защитой англичан (в общей сложности около 15 тыс. человек) были перевезены в Бразилию. Историками отмечается, что данный факт так называемой колониальной инверсии имел много положительных факторов к непосредственному развитию Бразилии. Внутренняя жизнь Бразилии стала быстро изменяться и привела к множествам сдвигов в положении колонии. Последовательно в колонии открывались высшие учебные заведения: Медико-хирургическое училище (1808), Академия изящных искусств в Рио-де-Жанейро и др. В 1811 году было открыто дипломатическое представительство Российской Империи в Бразилии, а в 1815 году название королевства Португалии было заменено на Соединенное королевство Португалии, Бразилии и Алгарве. Сам факт изменения названия государства и естественно титулования Жуана VI говорит о том, какое высокое значение имело развитие Бразилии в этот период и ее положение в составе королевства Португалия. В 1821 году Жуан VI отбыл из Бразилии в Португалию под давлением событий Португальской (конституционалистской) революции в метрополии, которая приобрела серьезные масштабы. Жуан VI отбыл в Португалию один, а на правах принца-регента в Бразилии остался его сын дон Педру. 9 января 1822 года он произнес знаменитую фразу, отрывок из которой «я остаюсь» положил к появлению будущего независимого государства. Этот день вошел в историю как День Фику и до настоящего времени этот день является наиболее значимой датой в истории страны.

Уже отмеченный нами факт переименования государства, а точнее колониальной империи дает нам право говорить о том, что Бразилия и Португалия фактически поменялись местами колонии и метрополии. Для бразильцев грядущий 1822 год был годом надежд на настоящую независимость от европейской метрополии. За некоторое время до этого в 1821 году после отъезда Жуана VI в Португалию в среде уже практически сформированной элиты Бразилии возникли определенные брожения по поводу возвращения Бразилии в статус колонии. Естественно этого мало кто желал. Тогда же в 1821 году в Бразилии появляются два общественно-политических течения: бразильская партия и португальская партия. Конечно, не стоит считать данные «партии» политическими структурами в современном понимании, это были лишь сторонники того или иного направления дальнейшего развития страны. В самих названиях партий уже понятно сторонниками, каких действий они были: бразильская партия отстаивала идею о независимости Бразилии, а португальская, чтобы Бразилия оставалась колонией Португалии. Конечно, важно отметить и социальную опору двух партий. Бразильскую партию поддерживали местная буржуазия, крупные латифундисты, мещанская прослойка населения и др. В свою очередь португальскую партию поддерживали городские чиновники, работорговцы, высшие военные чины и др. Интересна в этом смысле позиция дона Педру де Браганса (он был представителем династии Браганса). Как подобает настоящему представителю королевской семьи он находился по между центробежными силами в общественной жизни Бразилии, но изначально больше склонялся к португальской партии.

Мы не зря упомянули революцию в Португалии, она стала фактически прологом для дальнейшей борьбы бразильцев за свою независимость. В 1822 году португальские кортесы потребовали от дона Педру явиться в Португалию для присяги конституции, которой уже присягнул его отец Жуан VI. Дон Педру отказался подчиниться требования кортесов и решил добиваться независимости Бразилии соответственно вместе с бразильской партией, к которой он примкнул. Когда 9 января 1822 года он произнес фразу «я остаюсь» уже были понятны его дальнейшие намерения. Однако в скобках заметим, что в разных регионах Бразилии уже начались подвижки и уже с националистическими настроениями. В 1821 году, когда кортесами Португалии было принято решение о лишении Бразилии привилегированного статуса и отправку в колонию португальских войск антипортугальские настроения стали усиливаться. Особенно остро и явно в виде вооруженной борьбы они проявились на территории провинции Байя. Этот регион на побережье Атлантического океана был густо заселен и основным средством для его существования стали плантации с участием в их обработке рабов. В этом регионе в 1821 году началось движение за независимость, которое было подхвачено массами из нижних слоев населения.

Важную роль в принятии решений по дальнейшей борьбе за независимость Бразилии играл Жозэ Бонифасиу ди Андреда и Сильва, который возглавлял правительство при доне Педру. Историки называют его одним из лидеров раннего бразильского политического национализма. После провозглашения независимости Бразилии, организованного на р. Ипиранга в сентябре 1822 года Бразилия стала независимой страной с имперскими амбициями, причем подтвержденный в названии государства – Бразильская империя. 1 декабря 1822 года Педру I был коронован в Рио-де-Жанейро как первый император Бразильской империи.  Национализм был в это время, прежде всего, политический – стремление избавиться от влияния метрополии и стать настоящим независимым государством. Однако, заметим сказанное вскользь, политический национализм сочетался и с народным национализмом. Восстание в Байи в 1821-1823гг. имело своей целью не только борьбу за независимость Бразилии в целом, сколько борьбу за независимость отдельной провинции, но эти две задачи фактически объединились антипортугальскими настроениями.

Мы определили национализм, причем как политический, так и народный, но национальную идею нет. Но стоит сказать, что она также сочеталась с обретением независимости Бразилии – это и является национальной идеей бразильцев. Фактически Бразилия была колонизирована в XVI веке и с того момента планомерно шла к обретению независимости. Безусловно, факт переезда правящей фамилии Португалии в Бразилию в 1808 году имел большое значение для колонии. Нетрудно догадаться, что социальные потрясения в Центральной и Южной Америке, связанные с борьбой народов против Испании также получило свое отражение в действиях дона Педро. Вероятно, и его политические амбиции сыграли здесь свою роль. Императором Бразилии он оставался до 1831 года, когда под давлением общественности связанной с тем, что его отец Жуан VI скончался в 1826 году и фактически Педру I в себе личной унией вновь соединил Бразилию и Португалию, он был вынужден отречься от престола в пользу сына Педру II.   Последнему предстояло увидеть не только пик могущества имперской Бразилии, но и закончить жизнь в изгнании, увидев падение Бразильской империи.   


Рецензии