Матрёшки

Матрёшки.

Драма в 4-х действиях.

Действующие лица:

Бомж. Мужчина средних лет, одетый в старое замызганное пальто чёрного цвета. На голове панама, что придаёт Бомжу нелепость, так как на дворе ранняя сырая осень. На ногах разношенные стоптанные кроссовки, повидавшие абсолютно всё на своём веку.
Витя Корабельников, студент второго курса. Человек совершенно непредсказуемый: вспыльчивый, буйный, живёт, что говорится, на эмоциях. В сумасшедших домах таких обычно держат в смирительных рубашках. Одет Витя просто: синие джинсы, лёгкая куртка, недорогие ботинки, на голове шапка.
Отец Вити. Мужчина 45-ти лет от роду, преподаёт в университете. Строгий, всегда серьёзный и немного печальный. Много курит. Всегда чем-то озабочен.
Виолетта, девушка Вити Корабельникова, студентка второго курса. Романтичная девушка, но отнюдь не "тургеневская". Она сплетена из контрастов: при всем  своем очаровании   в ней немало пороков.
Мать Виолетты.
Оплёванная женщина.
Двое полицейских.
Дежурный в отделении  полиции.



Действие первое.
Картина первая.


На оживлённой улице сидит бомж и держит табличку с надписью  "Люди добрые, помогите, кто чем может". Рядом лежит коробка из-под мандаринов, в которую прохожие набросали немного мелочи. Спустя пару минут  к нему подходит Витя с гитарой в руках. Он снимает шапку, кладёт её на асфальт и начинает наигрывать на гитаре грустную мелодию. Некоторое время Бомж смотрит на Витю с удивлением, которое сменяется гневом.

Бомж. Эй, слепой музыкант, ты не мог бы приземлиться в другом месте?
Витя. (Не прекращая играть) Я не слепой.
Бомж. Был бы зрячим, заметил, что место  занято.
Витя. (Прекращает играть на гитаре) Полегче ,папаша, улицы пока принадлежат народу, поэтому нечего заявлять об авторских правах.
Бомж. А я решительно заявляю! Даже настаиваю на том, чтобы ты ушёл.
Витя. Я никуда отсюда не уйду.
Бомж. Это ты зря, музыкант.
Витя. Угрожаешь?
Бомж.  Всего лишь намекаю, что тебе никто  не подаст.
Витя. Неужели?
Бомж. Да. Потому  что ты не вызываешь сочувствия. ( Прищуривается и пристально смотрит на Витю) И доверия кстати тоже.
Витя. Я пришёл сюда  не за этим.
Бомж. Вдобавок, ты слишком ухоженный, чтобы претендовать на титул "попрошайки".
Витя. Тут ты прав. Но я думаю, это поправимо.
Бомж. Конечно, поправимо. Поживёшь пару месяцев на улице и станешь таким же, как я.
Витя. Это вряд ли. Я не собираюсь, становится бомжом.
Бомж. Тогда что тебя привело сюда?
Витя. Не важно.
Бомж. Готов поспорить, серьёзные проблемы?
Витя. Не очень серьёзные, решить можно.
Бомж. Если не серьёзные - плюнь!
Витя. Зачем же я стану плеваться? Улица - культурное место, повсюду  приличные люди.
Бомж. А я говорю: плюнь! И жить сразу станет легче.
Витя. Неужели  полегчает?
Бомж. А ты попробуй.
Витя. Попробую!
Бомж.  (Ехидно улыбается). Попробуй-попробуй.
Витя. А если я в кого-нибудь попаду?
Бомж. Не велико горе! Главное: никому не плевать в душу.
Витя. Думаешь, мне слабо?
Бомж. Думаю, да. Иначе бы уже смачная слюна полетела на асфальт!
Витя. Да, пожалуйста!

Витя делает что-то наподобие балетного па и резко плюёт через левое плечо. На его беду в это время уличное пространство пересекает женщина с двумя большими пакетами, наполненными всякой всячиной. Естественно, слюна попадает в неё. Женщина притормаживает и начинает громко визжать:
Оплеванная женщина. Да вы совсем охамели?! За  что вы в меня плюнули?
Бомж. Простите, мадам, это вышло совершенно случайно. Если бы мы знали, что вы почтите нас своим присутствием, мы бы плевать не стали.
Оплёванная женщина. Издеваешься, тварь?! Да я сейчас полицейских позову! Они живо разгонят вашу демонстрацию!
Бомж. Простите, где вы видите демонстрацию? У нас всего лишь собрание кружка "Плевать на всё!".
Оплёванная женщина. Опять издеваешься, сволочь? Может, хотя бы кто-нибудь из вас извинится?
Бомж. Вы сейчас на кого намекаете?
Оплёванная женщина. На него ( указывает пальцем на Витю). Но если твой товарищ немой, можешь и ты попытать счастья.
Бомж. Он мне не товарищ. Я впервые вижу это молодое дарование. Эй, музыкант ( обращается к Вите), не хочешь извиниться перед дамой?
Витя. (зло) Не хочу!
Оплёванная женщина. (Достаёт носовой платок и начинает вытирать рукав куртки). Вот так  значит. Ну, хорошо... очень хорошо! Сейчас вы у меня не только заиграете на гитаре, но и запляшете канкан, сукины дети! Я иду за полицией!

Женщина с криком "Полиция! Полиция!" живо уходит со сцены.

Бомж. Ты чего натворил, мракобес? Сейчас эта безумная баба приведёт наряд ментов и тебя отвезут в ближайший отдел полиции для дальнейших разбирательств. Ты осознаёшь это?
Витя. Осознаю. Только в этом есть и твоя заслуга: ты меня подтолкнул к этому. Практически, принудил.
Бомж. Прикалываешься что ли? Как я тебя мог принудить? У тебя  что своей головы нет? Или ты невменяемый?
Витя. Полегче на поворотах, папаша, следи за словами!
Бомж. А-то, что? И в меня плюнешь?
Витя. Да. Только на этот раз кулаком!
Бомж. Парень, откуда ты свалился на мою голову? Сидел я себе тихо, никого не трогал, понемногу расширял бизнес. Мои дела, считай, пошли в гору! А тут на тебе, появилось неопознанное хамло, которое ведёт себя как скот: угрожает, плюёт на честной народ да ещё и покушается на мою  жизнь! Послушай, я не желаю тебе зла, поэтому давай, проваливай отсюда! Тем более, сейчас явятся полицейские. У тебя ещё есть время убежать. За меня не волнуйся: бомжа никто забирать не станет. А если про тебя станут спрашивать, я уж придумаю, что ответить. Давай, телепортируйся!
Витя. (Со злостью в голосе) Повтори, что ты сказал...
Бомж. Что, прям весь монолог?
Витя. Нет, только первый абзац... Как ты  меня назвал?
Бомж. (Испуганно) Как?
Витя. Скот! Ты меня "скотом" обозвал!
Бомж. (Пятясь назад) Когда? Не было такого!
Витя. А я вот тебе напомню, когда!

Витя набрасывается на Бомжа с кулаками. Завязывается драка, которая по стилю напоминает бои в детском саду. Так как Бомж абсолютно не умеет драться, он в основном отмахивается, громко кричит и всячески старается уклониться от ударов.
Спустя несколько секунд на сцене появляются Оплёванная женщина и два сотрудника полиции.

Оплёванная женщина. Вот они, красавцы! Посмотрите на них: устроили балаган да ещё и плюют на порядочных людей! Срочно привлеките их к ответственности! Пусть хотя бы извинятся, ущерб возмещать не нужно.
1-ый сотрудник полиции. Спокойно, потерпевшая, разберёмся. Эй, бойцы, стоять на месте и не дёргаться! Документики предъявите.

Витя и Бомж тут же прекращают драку. Бомж отряхивается, начинает хлопать себя по карманам и голосом, полным недоумения, произносит:
Бомж. А-а-а... документов у меня нет.
2-ой сотрудник полиции. (Обращается к Вите) А у тебя?
Витя. И у меня нет.
1-ый сотрудник полиции. Отлично! Оба без документов. Хорошо, установим ваши личности в отделении. Пройдёмте.
Бомж. Простите, а меня за что?
2-ой сотрудник полиции. ( Смеётся) За Сталина! Пойдём, не выёживайся, бомжара.
Бомж. То есть, как за Сталина? В чём моя вина? Я всего лишь защищался!
1-ый сотрудник полиции. Значит, посидишь немного в "обезьяннике" за превышение самообороны. А ты ( обращается к Вите), плевун ворошиловский, ответишь по полной за хулиганство. Всё, поехали! Вы, потерпевшая, тоже с нами поедете.
Оплёванная женщина. Но я спешу! Меня  дети и кошка ждут.
1-ый сотрудник полиции. Ничего, подождут. Процедура не займёт много времени.

2-ой сотрудник полиции хватает Бомжа за воротник пальто и тащит к полицейской машине. 1-ый сотрудник полиции берёт Витю под руку и тащит в ту же сторону. Сзади покорно плетётся Оплёванная женщина.

Занавес.

Картина вторая.

Сцена каким-то волшебным образом превращается в старую квартиру, в которой давно не было женщины. Повсюду разбросаны носки, брюки и прочие вещи. Окна занавешены шторами тёмного цвета, поэтому квартира скорее напоминает склеп, нежели жилое помещение.  В центре комнаты стоит с сигаретой в зубах отец Вити и разговаривает громко по телефону:
Отец. Здравствуйте! Квартира Никаноровых? Это отец Вити Корабельникова. Скажите, а Витя случайно не у вас? Нет? Жаль. Очень жаль. Да нет, вроде пока ничего не случилось. Просто его нет дома, а на дворе вечер, и я немного волнуюсь. В полицию? Нет, пока не обращался. Больницы тоже не обзванивал. Ладно, извините, что побеспокоил. До свидания. ( кладёт трубку). Господи, ну где же он? Уже темнеет, а его всё нет, трубку не берёт..

Неожиданно раздаётся звонок в дверь. Отец Вити быстро тушит сигарету и идёт открывать.
На сцене появляется та самая первокурсница, о которой упоминалось выше. Это Виолетта, девушка Вити.

Отец. А это вы? А я думал: Витя вернулся. Кстати, вы не знаете, где он?
Виолетта. Это я у вас хотела спросить.
Отец. Если честно, не знаю. Я обзвонил всех знакомых, но его никто сегодня не видел.
Виолетта. Как странно. И телефон у него выключен. Вообще-то, я пришла, чтобы вернуть книгу. Вот, передайте , пожалуйста.( протягивает небольшую, но объёмную книгу)
Отец. Что за книга?
Виолетта. Стихи лорда Байрона.
Отец. Неожиданно. Мой оболтус увлекается поэзией?
Виолетта. Вы разве не знали?
Отец. Не знал. Давайте присядем, в ногах правды нет, как говорится.
Виолетта и отец Вити садятся на диван.
Может, выпьете чаю или кофе?
Виолетта. Спасибо, что-то не хочется. Кстати, Витя пишет великолепные стихи.
Отец. Да, что вы? Серьёзно? Я и этого не знал.
Виолетта. Хм... А  что вы вообще знаете о собственном сыне?
Отец. То, что у него абсолютно невыносимый характер.
Виолетта. И всё?
Отец. И ещё то, что его сейчас нет дома.
Виолетта. Для того чтобы разыскать Витю, этого  недостаточно.
Отец . У вас есть конкретные предложения?
Виолетта. Нужно обзвонить морги и отделы полиции.
Отец. Считаете, всё так печально?
Виолетта. Я уже не знаю, что думать. Витя ужасно непредсказуем и порой не осознаёт, что творит, поэтому нужно готовиться ко всему.
Отец. Виолетта, перестаньте меня запугивать! Я и так на взводе, а тут ещё вы каркаете как кладбищенский ворон!
Виолетта. Я вас не запугиваю, я всего лишь подготавливаю вас к самому худшему.
Отец. Я же говорю, запугиваете! Уж лучше помолчите, чем заниматься пропагандой кошмаров.
Виолетта. Хм... А какой смысл сидеть молча? Тогда уж лучше я пойду домой ( резко встаёт с дивана)
Отец. Это ваше право.
Виолетта. Выгоняете, значит?
Отец. Кажется, вы уходите по собственному желанию.
Виолетта. А мне кажется, вы боитесь оставаться наедине со мной, потому что я заставляю вас думать о сыне.  До этого трагического момента вы этим совсем не занимались. И знаете почему?
Отец. Почему?
Виолетта. Потому что вы не любите Витю. Отцовская любовь атрофировалась под тяжестью бытовых забот.
Отец.  С чего вы это взяли?
Виолетта. Мне об этом постоянно говорит Витя.
Отец Вити медленно встаёт, закуривает и, не веря своим ушам, робко спрашивает:
Отец. Прям так... и говорит?
Виолетта ( садится на диван и скрещивает руки на груди). Да! Прямо так и говорит: не любит меня отец, и всё тут!
Отец. Вы лжёте!
Виолетта. Я никогда не лгу.
Отец. А я говорю: лжёте! Я с самого рождения Вити пытался обеспечить его всем необходимым. Для того чтобы он ни в чём не нуждался, я устроился на 2 подработки. Я постоянно пропадаю в университете, занимаюсь репетиторством, пишу курсовые и дипломные работы. Я даже опустился до уровня рефератов, и всё для того, чтобы Вите было хорошо!
Виолетта. Ну, коне-е-ечно (проговаривает нараспев), главное, чтобы он был рядом, спокойно сидел в Интернете, всё время задыхался под вашим крылышком, а что происходит в душе вашего сына, вам безразлично! Живёте под одной крышей, но совершенно не знаете друг друга. Как мне это знакомо... Моя мать тоже перестала интересоваться моей жизнью.
Отец. Видимо, на этой почве вы с Витей и сблизились.
Виолетта. Не исключено. Каждая земная душа ищет понимание: оно сближает людей лучше, чем материальный достаток.
Отец. Я всегда считал иначе.
Виолетта. Я заметила.
Отец. Видите ли, в современном мире считается нормой, когда родители пропадают целый день на работе ради комфорта собственного потомства. И не моя вина, что я уделяю Вите мало времени. Меня жизнь заставила.
Виолетта (Загадочно улыбается как Мона Лиза). Ага... Значит, всё-таки признаёте. Это уже радует.
Отец. Признаю, но не до конца.
Виолетта. (улыбается ещё загадочнее) Ну, это поправимо, не переживайте. Надеюсь, исчезновение Вити заставит  вас поменять  взгляды на жизнь.
Отец. Уходите, Виолетта, вы капаете мне на нервы! Мало того что не помогаете  найти Витю, так ещё и мешаете. Уходите сейчас же! (указывает Виолетте на дверь)
Виолетта. Да, пожалуйста! Я найду Витю ещё быстрее без вас! Счастливо оставаться!( быстро уходит со сцены)
Отец. Вот хамло малолетнее! На губах молоко не обсохло, а ещё жить меня учит! Совсем молодёжь с ума посходила!

Занавес.



Действие второе.

Картина первая.

Перед нами типичное отделение полиции. За решёткой сидят Витя и Бомж, напротив,  за столом, сидит Дежурный, который заполняет какие-то бланки.

Дежурный. Начнём с тебя, парень. Фамилия, имя, отчество.
Витя. Корабельников Виктор Николаевич.
Дежурный. Дата рождения.
Витя. 5 ноября 1995 года.
Дежурный. Отлично. Адрес проживания.
Витя. Новгородская, 38 кв. 56.
Дежурный. Ещё лучше. Знаешь, за что задержан?
Витя. Знаю.
Дежурный. Почему без паспорта был?
Витя. Не успел захватить.
Дежурный. Куда спешил?
Витя. Побег из дома.
Дежурный. Насилие в семье?
Витя. Моральное.
Дежурный. Бывает. А живёшь с кем?
Витя. С отцом.
Дежурный. Отец родной?
Витя ( с усмешкой) Роднее некуда.
Дежурный. А мать где?
Витя. Умерла.
Дежурный. Сочувствую... Так, теперь твоего корешка потрясём. Фамилия, имя, отчество.
Бомж. Круглов Константин Сергеевич. Родился 6 октября 1967 года.
Дежурный. Место проживания?
Бомж. Улица.
Дежурный. Бомж, значит. Паспорт есть?
Бомж. Давно нет.
Дежурный. Ладно, разберёмся. Знаешь, за что задержан?
Бомж. Понятия не имею.
Дежурный. За нарушение общественного порядка. Усёк?
Бомж. Как можно нарушить то, чего не существует? На улице царит непроглядный хаос!
Дежурный. Так, ты  не умничай, а то посажу на 15 суток!
Бомж. Не имеете права, я ничего не сделал.
Дежурный. Ещё как имею, бомжара! У меня прав намного больше, чем у тебя, гнида помойная! Поэтому заткнись пока и не вякай. Так... Корабельников. Я сейчас позвоню твоему отцу. Пусть он решает вопрос с потерпевшей, мне с вами, верблюдами, возиться некогда.
Витя. Не звоните ему. С потерпевшей я сам всё улажу, а отец только подкинет проблем. Он не умеет быть дипломатичным.
Дежурный. Не умеет - научим. Будет выёживаться, окажется  вместе с вами за решёткой. Всё понятно?
Витя. Не звоните, говорю.
Дежурный. А ты чего такой упёртый? Ты вообще, чем занимаешься? Бродяжничаешь?
Витя. Студент.
Дежурный. А ещё?
Витя. Стихи пишу, иногда музыку.
Дежурный. Ага. Поэт, значит? Идейный? Руководствуешься порывами, плюёшь на социум?
Витя. А  что хорошего в вашем социуме?
Дежурный. То есть, как это, что хорошего? Система! Всё отлажено, не нужно создавать велосипед. Полная стабильность!
Витя. Вот это меня и пугает. Вы же все мёртвые. Вы ни к чему не стремитесь, вы перестали чувствовать, сопереживать. Зомби!
Бомж. А парнишка ведь прав, кстати. Я с ним согласен.
Дежурный. ( обращается к Бомжу) А ты сиди и не вякай! Тот, кто не имеет постоянного места жительства, не имеет и права голоса.
Бомж. Но как видите, я способен произносить членораздельную речь.
Дежурный. Я огорчу тебя: сейчас ты ни на что неспособен, потому  что сидишь за решёткой, а ключики у меня. На данный момент, я для тебя царь и Бог, понял?!
Бомж. Я атеист, в Бога не верю.
Дежурный. Я вот сейчас пройдусь дубинкой по твоим рёбрам, и ты поверишь даже в то, что ты страус!
Бомж. ( с усмешкой) .Ну, ввиду того, что у меня нет паспорта, можете и страусом назвать, это как вам будет угодно. С вами спорить бесполезно.
Дежурный. Вот именно. Если прикажу, ты мне и яйцо отложишь.
Бомж. Да хоть два!
Дежурный. А ты чего это, бомжара, хохмить вздумал? Тебя в детстве Петросян не кусал?
Бомж. Эмм... Что-то не припомню такого.
Дежурный. Тогда завяжи на узел свой поганый язык и не тявкай! Так... Корабельников, отцу будем звонить?
Витя. Не надо.
Дежурный. То есть, посадить тебя на 15 суток?
Витя. Вы же говорили, с потерпевшей можно уладить конфликт.
Дежурный. Ха! Ты с какой планеты, парень? С Луны что ли? Мало ли что я говорил. А если даже и говорил, то забудь на хрен, потому  что денег у тебя всё равно таких нет!
Витя. ( исподлобья) А сколько надо?
Дежурный. Много. Поэтому деловое предложение мы обсудим с твоим папашей!
Витя. Тогда лучше позвоните моей девушке.
Дежурный. Она дочь миллионера?
Витя. Нет.
Дежурный. Тогда на фига ей звонить?
Витя. Она достанет любую сумму, вот увидите.
Дежурный. Любая сумма это интересно... Но всё-таки лучше перестраховаться. Устроим аукцион!
Бомж. Мы что рабы? Какой ещё аукцион, начальник?
Дежурный. Я позвоню обоим: и бабе твоей, Витя Корабельников, и папаше твоему. Кто больше денег даст, тот вас отсюда и вытащит! Усёк, Витюша? А с той бабой, на которую ты плюнул, я договорюсь, не переживай.
Витя. Лучше отдайте меня тому, кому я нужнее. Это будет справедливо.
Бомж. (С огромным любопытством в глазах подаётся вперёд). Я стесняюсь спросить, царь, а что значит "вас"? Вы отпустите нас обоих или это вы к Виктору прониклись уважением?
Дежурный. Какое  к черту уважение? Ты о чём? С тебя я всё равно ничего не поимею, поэтому и тебя отпущу, чтобы не возиться. Давай, Витёк, называй номера родных и близких, и смотри только не перепутай. С этого момента и судьба бомжа зависит от твоего  решения.

Занавес.


Картина вторая.


За кухонным столом в домашнем халате сидит Мать Виолетты и что-то подсчитывает на калькуляторе, периодически отхлёбывая из кружки горячий чай. Свет в комнате довольно яркий, что позволяет увидеть недорогую утварь: электрический чайник, кастрюли, посуду и бытовую технику.
Мать. Та-а-ак… В этом месяце много  света нажгли. Придётся Виолетте сказать, чтобы меньше сидела за компьютером. Горячая вода... Тоже расходуем много... Придётся умерить аппетиты... Газ... Тоже много жгём... Блин, как жить с такими  "драконовскими" тарифами? Ещё немного, и придётся жить в палатке, чтобы не оплачивать "коммуналку". Или подработку взять? Мою дурёху ведь ещё учить надо. Глядишь, диплом поможет ей найти хорошую работу. Эх, сложно-то как жить стало!

На кухню, словно ураган, не раздеваясь, залетает запыхавшаяся Виолетта. Выпивает залпом стакан воды и резко произносит:
Виолетта. Мама, мне нужны деньги!
Мать. Не поверишь: мне тоже.
Виолетта. Мама, я не шучу. Мне срочно нужны деньги. Причём много!
Мать. Много это сколько?
Виолетта. Хотя бы тысяч пять.
Мать. О-па! Зачем?
Виолетта. Витя попал в беду.
Мать. Меня это не удивляет. Потому, что он дурак, каких свет не видывал!
Виолетта. Ты его совсем не знаешь!
Мать. А мне и знать необязательно. В последний раз, когда он приходил к тебе, он явно был не в адеквате. Наркоман, наверное?
Виолетта. Наркотики он не употребляет. Он поэт.
Мать. Ну, это практически, одно и тоже. Сейчас не употребляет, а завтра точно начнёт. Видала я поэтов: сплошь наркоманы и алкаши!
Виолетта. Он не такой.
Мать. А я говорю: такой. И перестань со мной спорить.
Виолетта. Ладно, спорить не буду. Ты только денег дай, а?
Мать. Что значит, дай?
Виолетта. Или займи.
Мать. Не дам. И не займу. Пусть твой Витя сам разгребает эту ситуацию. Да, кстати, а что случилось?
Виолетта. Он попал в полицию.
Мать. Отлично! Ещё и уголовник! Просто великолепно! Убил кого-то?
Виолетта. Чуть-чуть похулиганил. Подрался с кем-то.
Мать. Раз он такой смелый, пусть сам и выпутывается. Тем более, ты говорила, у него есть вполне приличный отец.
Виолетта. Есть. Но там не всё так просто.
Мать. Он не в курсе, что его сынок в каталажке?
Виолетта. Думаю, в курсе.
Мать. Ну, и что ты тогда суетишься? Сиди спокойно и не рыпайся, без тебя разберутся.
Виолетта. Мама, дай денег, и я уйду! Потом отдам.
Мать. У меня нет лишних денег.
Виолетта. Дай не лишние.
Мать. И не лишних нет.
Виолетта. Не дашь - прыгну с балкона, понятно?!
Мать. Иди, прыгай. Духу-то хватит?
Виолетта. Хватит! Или на панель пойду!
Мать. Это после прыжка с балкона?
Виолетта. До прыжка.
Мать. Логично. Потому, что если станешь шлюхой, ты автоматически перестаёшь быть моей дочерью. А значит, выход у тебя останется только один: сигануть с балкона!
Виолетта. М-а-а-а-м, ну, дай, очень надо! Очень-очень! Я отдам! Честно-честно, мамулечка, ну помоги, я прошу тебя!
Мать. А как отдавать собираешься? Где деньги возьмёшь?
Виолетта. Буду в переходах петь.
Мать. Совсем сдурела?
Виолетта. Или писать статьи для сайтов. Устроюсь внештатным корреспондентом в какую-нибудь газету.
Мать. Это уже лучше, чем "панель". Ещё варианты есть?
Виолетта. Займусь репетиторством.
Мать. Репетиторством по вымоганию денег?
Виолетта. По музыке.
Мать. Да ты нот не знаешь, о чём ты говоришь вообще?! Послушай, Виолетта, репетиторство, статьи - это всё замечательно, но...
Виолетта. Что "но"?
Мать. Всё это бред сивой кобылы, понимаешь? Давай посмотрим правде в глаза: ты же ничего не умеешь, жизни не знаешь. Ты же обыкновенное тепличное растение! Поэтому я сомневаюсь, что ты сможешь отдать  хотя бы половину долга. В общем, оставь эту дурацкую затею с освобождением под залог. Я уверена, отец Вити заплатит ментам и потерпевшему, и твоего Витюшу-дурака сразу выпустят.
Виолетта. Не потерпевшему, а потерпевшей.
Мать. О-па! Не уж-то женщину избил?
Виолетта. На женщину он нечаянно плюнул, а подрался с каким-то бомжом.
Мать. ( делает удивлённое лицо и начинает хохотать) Ха-ха! Я же говорила, твой поэт - неадекватный! Дочь, ты задумайся хорошенько, с кем связываешься. Мало того, что он по уши в дерьме, так и тебя  куда-  нибудь затянет обязательно! Задумайся, пока не поздно.
Виолетта. Я уже не раз задумывалась, и давно пришла к выводу, что тебя не волнуют ни мои переживания, ни мои чувства, ни мой внутренний мир! Ты постоянно пропадаешь на работе, из-за чего мы видимся только за ужином. По выходным ты постоянно что-то подсчитываешь, затем жалуешься на жизнь, а потом выходные подходят к концу. А потом подходит к концу и вся жизнь! Мама, признайся: ты уже давно забыла, что у тебя есть дочь. Ты видишь во мне всё, что угодно, но только не родное дитя. Ты видишь вместо меня манекен, пустой пластмассовый манекен, покрытый пыльцой благополучия! И тебе этого достаточно. Достаточно, чтобы не переживать за меня. Тебя всё устраивает. Сидит себе за компьютером, ну и пусть сидит. Ходит в институт, и слава Богу! Главное, не зарезали в какой-нибудь подворотне. А я живая, мама... Я не манекен. Внутри меня Вселенная, которая постоянно расширяется, потому  что нуждается в чувствах и переживаниях! В страсти, любви, в выплеске адреналина! Но ты этого не видишь, давно уже не видишь. Вспомни, когда в последний раз ты интересовалась моими увлечениями?
Мать. Мне кажется, единственное твоё увлечение - Витя. Причём, довольно опасное.
Виолетта. Да причём тут Витя? Вот скажи, когда мы в последний раз смотрели друг другу в глаза? Просто смотрели друг другу в глаза?
Мать. Минуту назад.
Виолетта. Неправда! Всё это неправда, мама! Мы же, как затравленные зверьки, ходим по дому с опущенными головами. Когда пересекаемся, поворачиваемся друг к другу спиной, чтобы не смотреть в глаза! Это страшно, мама, очень страшно, когда самые близкие люди боятся посмотреть друг на друга, а всё потому, что если они посмотрят друг на друга, тут же затрясутся от животного страха, который вызван осознанием того, что родства-то нет давно! Чужие мы, мама, квартиранты мы, а не родственники.
Мать. Вот так значит, ты рассуждаешь? Замечательно. Квартиранты, говоришь? Раз квартиранты, взгляни-ка на коммунальные счета. Вот, полюбуйся! (тычет в лицо Виолетте коммунальными квитками). Что скажешь? Кто будет оплачивать? Кто? Ты что ли? Конечно, нет, у тебя же мама есть, которая заплатит за что угодно. У тебя ведь только внутренняя Вселенная на уме да придурок Витя, а мать пусть горбатится, чтобы подпитывать твою Вселенную. А в знак благодарности - претензии и недовольство. Великолепно! Докатились! В глаза, говоришь, друг другу не смотрим? Хорошо, давай посмотрим! ( встаёт и практически вплотную наклоняется к лицу Виолетты) Глаза... Если глаза - это зеркало души, то хреновое у тебя зеркало, дочка. Потому что не вижу я в них ни стыда, ни совести! А знаешь, что мы с тобой сделаем?
Виолетта. Что?
Мать. Проведём техническое испытание. Я дам тебя взаймы пять тысяч и срок - ровно одну неделю. Не отдашь через неделю деньги - вылетишь из дома к чертям собачьим! Меня не волнует,где ты их достанешь, но уговор есть уговор. Хочешь -  в переходах вой с протянутой рукой, хочешь - торгуй телом на трассе, меня это не интересует! Я хочу, чтобы ты залезла в мою шкуру и поняла, как достаются деньги. Вот посмотрим, поможет тебе внутренняя Вселенная или нет. И ещё: страшно не то, что мы не смотрим  друг другу в глаза, а то, что ты боишься посмотреть в глаза самой Жизни!
Виолетта. Я не боюсь.
Мать. Вот и отлично. Принимаешь вызов?
Виолетта. (Спустя несколько секунд после раздумий) Принимаю.
Мать. Уважаю смелых! Сейчас принесу деньги.( Уходит со сцены)

Занавес.

Действие третье.
Картина первая.

Место действия - уже знакомое зрителю отделение полиции. Персонажи те же, но тут неожиданно в происходящее вклинивается Оплёванная женщина.


Оплёванная женщина. Товарищ дежурный, может, я домой пойду? Сколько можно сидеть? А с этими героями вы сами разберётесь. Претензий я не имею.
Дежурный. Зато я имею. Сядьте, пожалуйста, на место.
Оплёванная женщина. Причём здесь ваши претензии? Плюнули ведь на меня, а не на вас.
Дежурный. Да если хоть одна тварь посмеет на меня плюнуть - размажу по асфальту!
Оплёванная женщина. Ну, это вы можете размазать, а я не могу. Я вообще за мир, труд, май, поэтому мне достаточно извинения.
Дежурный. А мне недостаточно! Пусть преступники расплачиваются за свои делишки.
Оплёванная женщина. Да вы их можете хоть на стул электрический сажать, только меня домой отпустите. Меня дети ждут. Кошка на сносях.
Дежурный. Сядьте, гражданочка, не мешайте работать!
Оплёванная женщина. Я хочу уже сесть в горячую ванную.
Дежурный. Сядете и в ванную, и в кресло в банном халате, но позже.
Оплёванная женщина. Постойте, вы меня насильно удерживаете?
Дежурный. Нет. Пока нет.
Оплёванная женщина. Что значит, пока?
Дежурный. А-то. Своими разговорами вы мешаете мне работать, а значит, мешаете следствию. А это, гражданочка, уже уголовная статья. Поэтому настоятельно рекомендую, не суетиться и сидеть тихо. Усекла?
Оплёванная женщина. (Выпучивает от удивления глаза и начинает задыхаться). Да это же произвол! Я буду жаловаться вашему начальству!
Дежурный. Жалуйся. Только твоя жалоба далеко не уедет. Свидетелей нет, а значит, ни хрена ты не докажешь. К тому же, надо ещё доказать твою вменяемость. Захочешь сбежать - посажу к этим ( показывает на Витю и Бомжа). Тем более, на КПП без моего разрешения тебя не выпустят.  Усекла?
Оплёванная женщина. Да вы не имеете права держать невиновных в отделении!( резко встаёт со стула). Я ухожу!( направляется к выходу)

Дежурный.( Истошно начинает вопить) А ну стоять, тварь! Сядь на место, я сказал! Будешь тут сидеть столько, сколько я захочу! Усекла?
Оплёванная женщина ( дрожащим испуганным голосом). Вы... вы не имеете права! Вы...Вы, что вытворяете? Это же беспредел! Самый настоящий беспредел!
Дежурный. Что хочу, то и вытворяю. Потому, что я здесь Закон, а ты падаль и гниль, поняла?! Ты никто и ничто, ты пыль и грязь подноготная! Поэтому если хочешь в ближайшее время увидеть детей и кошку, сядь на место!
Оплёванная женщина (пытается прорваться к двери) Я это так не оставлю! Я на вас заявление напишу! Вы за всё ответите!
Дежурный. (Резко встаёт, берёт женщину за шкирку и тащит к клетке). Русского языка что ли не понимаешь? Я сказал: сидеть, значит, будешь сидеть, тварь! А чтобы не свалила, посидишь пока вместе с этими зверьками! ( запихивает женщину в клетку, после чего быстро её закрывает на ключ и садится обратно за стол). Значит так, псы, слушайте меня внимательно: всем сидеть тихо и не голосить, как канарейки, ясно? Скоро приедут твои близкие, Витя, возместят моральный ущерб этой дуре, и покатитесь на все четыре стороны! А ты, потерпевшая, напишешь заявление, что претензий к задержанному не имеешь. Будешь выёживаться, повешу на тебя все преступления за последнюю неделю, совершенные в этом грёбаном городе! Всё понятно?
Оплёванная женщина. (Через силу выдавливает из себя тихим голосом) Понятно.
Дежурный. Не слышу!
Оплёванная женщина. (Чуть громче) Понятно.
Дежурный. А тебе, Витя?
Витя. Чего уж тут не понять: обычный ментовский произвол. Житейская ситуация.
Дежурный. А ну, закрой пасть, пёс! С вами по-другому не получается, вы же нормальных слов не понимаете!
Бомж. Мне тоже всё ясно.
Дежурный. Это у кого там голосок прорезался? У тебя что ли, гнида помойная?! Тебе кто разрешил встревать в разговор? ( швыряет в Бомжа полицейскую дубинку). Завали пасть, падла, пока я из тебя отбивную не сделал!
Бомж. Да молчу я, молчу, не нервничайте.
Дежурный. А я не нервничаю. Это вы должны нервничать, потому  что слишком долго везут деньги. Но не будем бежать впереди паровоза, спешить нам некуда. Верно, бомжара?( смеётся).
Бомж. Насчёт меня вы правы, но надо учитывать интересы остальных.
Дежурный. Я всегда учитываю только свои интересы, поэтому и в люди выбился. А если бы я слушал таких кретинов, как ты, сидел бы сейчас не за рабочим столом, а  как и ты: с голой задницей и протянутой рукой. Но как видите, всё сложилось благополучно.

Картина вторая.

Неожиданно раздаётся сигнал мобильного телефона. Дежурный вытаскивает его из кармана:
Дежурный. Да. Корабельников? Да, у нас пока. А кто это? Отец? Очень хорошо. Скажите на КПП, что приехали за сыном, там все уже в курсе. Жду. (Прячет телефон обратно в карман). Витюша, у меня для тебя отличные новости: папаня твой приехал. Бабло привёз. Видишь, какой он заботливый, а ты из дома убегаешь. Не ценишь ты ни хрена.

На сцене появляется отец Вити и сходу обращается к Дежурному:

Отец. Здравствуйте! Я отец Вити Корабельникова. Где он?
Дежурный. Не волнуйтесь, всё с ним в порядке.
Отец. Я спрашиваю, где он и что натворил?
Дежурный Да вон он ( указывает на клетку). А натворил ваш чудотворец следующее: оплевал женщину, потом затеял драку с бомжом. Как вам культурная программка?
Отец. Мне ужасно стыдно за своего сына. Это на него совсем не похоже. Он никогда не хулиганил, в школе учился хорошо. В институте тоже  учится неплохо.
Дежурный. Это хорошо, что вам стыдно. Плохо то, что Витя не раскаивается в содеянном.( обращается к Вите). Верно, Витя?
Витя. Верно.
Дежурный. Что и требовалось доказать!
Отец. Витя, да что ты такое говоришь? Неужели тебе совсем не стыдно? Это же позор! А если об этом узнают в институте? Или родственники?
Витя. Меня чужое мнение не интересует.
Отец. Зато меня интересует! Но об этом мы поговорим дома.( обращается к Дежурному). Скажите, а где потерпевшая?
Дежурный. Да вон, вместе с ними сидит.
Отец. ( в замешательстве). Подождите... Почему потерпевшая сидит вместе с преступниками?
Дежурный. Не важно. Вы готовы возместить ей ущерб?
Отец. Я-то готов... Но... Объясните  мне, что у вас тут происходит?
Дежурный. Мужик, оно тебе надо? Тебе эта баба нужна или сын?
Отец. Сын, естественно.
Дежурный. Тогда не задавай лишних вопросов. ( снова звонит мобильный телефон Дежурного). Да. Какая Виолетта? Девушка Корабельникова? Замечательно. Скажете на КПП, что пришли за Корабельниковым и вас пропустят. Всё, жду. ( прячет телефон во внутренний карман) Витёк, сегодня явно твой день: невеста тебя выкупать приехала.
Отец. Какая ещё невеста?
Дежурный. Виолетта. Слыхали о такой?
Отец. Наслышан. И даже немного знаком.
Дежурный. Вот и замечательно. Сейчас вам представится возможность, узнать друг друга ещё лучше.

На сцене появляется Виолетта.
Виолетта. Здравствуйте! Я пришла.
Отец. Виолетта, что вы здесь делаете?
Виолетта. Приехала, чтобы забрать Витю.
Отец. Напрасно, Витя поедет домой.
Дежурный. А, ну-ка заткнулись все! Ты деньги привезла?
Виолетта. Да.
Дежурный. (Обращается к отцу) А вы?
Отец. Естественно.
Дежурный. Сколько?
Отец. Пять тысяч.
Дежурный. А ты, красавица?
Виолетта. Привезла. Столько же.
Дежурный. Отлично! Победила дружба. Так... Потерпевшая, давай поступим следующим образом: тебе за ущерб две тысячи, а мне как посреднику – восемь ( смееётся). Договорились?
Оплёванная женщина. Я согласна. Только отпустите.
Дежурный. Вот и славно! ( встаёт из-за стола и открывает клетку). Потерпевшая выходи( выводит Оплёванную женщину и подводит её к столу). Пиши: моральный ущерб возмещён в полном объёме, претензий не имею. Давайте деньги. (Отец Вити и Виолетта отдают денежные купюры) Пересчитывать, надеюсь, не надо? ( начинает отсчитывать) Два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь... Это мне. Это тебе ( отдаёт две тысячи Оплёванной женщине). Написала?
Оплёванная женщина. Написала.
Дежурный. Замечательно.( выпускает Витю и Бомжа из клетки) Всем спасибо, все свободны! ( смеётся).

Все уходят со сцены , кроме Дежурного, который с корыстным блеском в глазах и хитрой улыбкой начинает пересчитывать деньги. Занавес.



Действие четвёртое.
Картина первая.

Место действия: улица, рядом с отделением полиции. Витя с Виолеттой что-то бурно обсуждают, Отец Вити извиняется перед Оплёванной женщиной, а Бомж скромно стоит в сторонке и наблюдает за происходящим.

Отец. Вы извините, что так вышло. Витя неплохой парень, только иногда бывает чересчур резким и неосторожным.
Оплёванная женщина. Я понимаю-понимаю.
Отец. Не обижайтесь.
Оплёванная женщина. Я уже не обижаюсь. Я хочу домой.
Отец. Да, конечно. Не смею вас больше задерживать.
Оплёванная женщина. Прощайте. ( уходит со сцены)
Отец. Всего доброго! До свидания. ( поворачивается к Вите и Виолетте) Поехали домой, Витя, уже поздно. Прощайся с Виолеттой и поехали.
Витя. Я никуда не поеду!
Отец. Хватит капризничать, как маленький ребёнок, поехали!
Витя. Не поеду, я сказал.
Отец. Что значит, не поедешь? Тебя насильно тащить?
Витя. Насилие не поможет.
Отец. Вот именно: сопротивляться бесполезно. Пойдём, ты целый день ничего не ел, наверное, сильно проголодался.
Витя. Я поем. Но не дома.
Отец. А где ты ещё можешь поесть?
Виолетта. У меня. Он поедет ко мне.
Отец. Виолетта, идите домой и не суйте нос в семейные распри!
Виолетта. Витя хочет ехать ко мне. Верно, Витя?
Витя. Верно.
Отец. А как же семья, Витя? Как же родной отец?
Витя. Не знаю. Всё это время ты же как-то без меня обходился.
Отец. Ты ошибаешься. Я всё время думаю только о тебе.
Витя. Сомневаюсь.
Отец. Так, прекрати устраивать концерт! Поехали домой! ( пытается взять Витю за локоть)
Витя. ( Отдёргивает резко руку) Убери руки, я сказал! Никуда я с тобой не поеду! Пойдём, Виолетта!

Витя с Виолеттой быстро уходят со сцены. Отец Вити в оцепенении долго молча смотрит им вслед. В вечернем воздухе рождается тяжёлое молчание, которое длится около минуты, после чего тягучую тишину нарушает Бомж негромким откашливанием в кулак:

Бомж. Извините, что отвлекаю вас от тягостных раздумий, но не найдётся ли у вас немного мелочи?
Отец. ( заторможенно) Что, простите?
Бомж. Мелочи. Немного.
Отец. Вроде ещё что-то звенит в кошельке, сейчас посмотрю. ( достаёт из внутреннего кармана куртки кошелёк и начинает изучать его отсеки) Сколько вам нужно?
Бомж. Если моя просьба не приведёт вас к окончательному банкротству и полному разочарованию в жизни, десяти рублей будет  достаточно.
Отец. Десять? Вот возьмите, пожалуйста ( протягивает Бомжу несколько монет). Вам, наверное, на проезд не хватает?
Бомж. На горячий чай и булку. А ехать мне абсолютно некуда.
Отец. То есть, вы живёте поблизости?
Бомж. Я живу везде.
Отец. Как это?
Бомж. Выражаясь языком социологии, я "бомж".
Отец. Теперь я, видимо, тоже.
Бомж. У вас ещё минуту назад была квартира. Разве нет?
Отец. Верно. Но делать мне там нечего. С уходом из дома родного сына, квартира превратилась в ледяную пустыню, а как назвать человека, живущего в пустыне?
Бомж. Вариантов может быть много: отшельник, аскет, бедуин...
Отец. Давайте называть вещи своими именами: никому ненужный человек,  по сути, является субъектом без определённого места жительства. Я не могу назвать место, где меня никто не ждёт, родным домом.
Бомж. В чём-то вы правы. А может, вам завести собаку? Представляете: приходите вы с работы, а она радостно прыгает на вас и начинает облизывать шершавым языком, виляя хвостом во все стороны! Эх... ( мечтательно закатывает глаза), хотел бы я вернуться в прежние времена!
Отец. Что вам мешает?
Бомж. Обстоятельства.
Отец. Но ведь можно обратиться в специальные центры для адаптации, и вас приведут в норму, сделают документы. Снова станете добропорядочным гражданином.
Бомж. Я отвык от этого. А привыкать к чему-то заново в моём возрасте очень сложно.
Отец. К хорошему привыкают быстро.
Бомж. К плохому привыкают ещё быстрее, уж поверьте.
Отец. Наверное. Мне сложно судить. Я вёл настолько идеальную жизнь, что не совершил ни одного плохого поступка. За исключением того, что потерял родного сына.( Закуривает сигарету). А вам... совсем некуда пойти?
Бомж. Некуда.
Отец. Поедем ко мне. Поговорим, выпьем чаю, вы даже можете принять душ.
Бомж. Какое странное предложение...
Отец. Что  в нём странного?
Бомж. Вы действительно готовы впустить в дом бомжа?
Отец. Да. Мне необходимо с кем-то разделить одиночество. Тишину я точно не вынесу.
Бомж. А друзья?
Отец. У меня нет друзей. Вернее, когда-то были, но мы перестали видеться и общаться из-за того, что им постоянно некогда.
Бомж. (Откашливается в кулак) Ну, что ж, я принимаю приглашение. Обещаю не буянить, много не есть и после посещения туалетной комнаты мыть руки.
Отец. Вот и славно. Пойдёмте на остановку. Дорожные расходы я беру на себя.

Отец Вити и Бомж уходят со сцены. Занавес.

Картина вторая.


Место действия: улица, которая расположена в нескольких кварталах от дома, где живёт Виолетта. Горят фонари, ездят машины, по тротуару, держась за руки, идут Витя и Виолетта.

Виолетта. Мы почти пришли. Ты сильно устал?
Витя. Не очень, хотя денёк был абсолютным безумием.
Виолетта. Потерпи немного. Скоро мы придём, ты поешь, примешь душ. Мама будет не против.
Витя. Сомневаюсь. Твоя мама меня недолюбливает.
Виолетта. Пустяки! Она у меня понимающая. Из дома, на ночь глядя она тебя не выгонит.
Витя. Надеюсь.
Виолетта. Вот и замечательно!
Витя. Меня больше волнует вопрос: а  что дальше?
Виолетта. То есть?
Витя. Что будет потом, когда мы проснёмся?
Виолетта. Наступит утро. (Смеётся).
Витя. Не смешно. Что мы будем делать утром?
Виолетта. Ну, я не знаю... Позавтракаем, выпьем кофе, поедем в институт.
Витя. А потом?
Виолетта. Потом видно будет.
Витя. Бред какой-то! Надо что-нибудь придумать. Нужен план дальнейшего хода событий.
Виолетта. У меня такого плана нет.
Витя. Это меня и тревожит. Ты никогда ни о чём не думаешь!
Виолетта. А ты, значит, думаешь? Загремел в полицию, поднял на уши всех своих близких, а теперь упрекаешь меня в безрассудстве! Не стыдно?
Витя. Не стыдно. Могла бы и не выкупать меня. Отец бы всё сам решил, деньги у него есть.
Виолетта. Причём тут деньги? Я люблю тебя, поэтому и помогла. Здесь нет ни капли корысти.
Витя. Не нужно было этого делать.
Виолетта. Что? Ты в своём уме вообще?
Витя. В своём, не в твоём же. Теперь я должен тебе пять тысяч.
Виолетта. Ничего ты мне не должен.
Витя. Должен. Ты же знаешь, я всегда отдаю долги.
Виолетта. Сейчас другой случай.
Витя. Не важно. Вообще, зачем ты меня выкупила? Кто тебя просил?
Виолетта. Меня попросило сердце. А если ты помощь не ценишь , это очень печально.
Витя. Я ценю. Но на хрена нужно было платить за меня такие деньги? Кстати, где ты их взяла?
Виолетта. Заняла у матери.
Витя. Ну, хоть не на панели заработала, и то радует.
Виолетта. Что ты сказал?
Витя. Говорю, хоть не на панели их заработала.
Виолетта. Ты считаешь меня шлюхой что ли? Ты что несёшь, дурак?( в глазах и в голосе Виолетты появляются слёзы)
Витя. А-то и несу, что зря ты это сделала!
Виолетта. (Плачет и гладит руку Вити) Витя, милый, ничего ты никому не должен, успокойся. Главное, с тобой всё в порядке. Я люблю тебя, а значит, будет всё хорошо! Всё будет прекрасно, милый! Переночуешь сегодня у меня, затем ты помиришься с отцом, и всё станет как прежде.
Витя. Дура! У меня и так проблем полные карманы, а тут ты ещё влезла! Отставь меня в покое, Виолетта. Не пудри мне больше мозги своей любовью! Меня уже тошнит от твоего сюсюканья!
Виолетта. (Начинает громко рыдать) Витя, но я же люблю тебя, понимаешь? Я же хотела помочь от чистого сердца! Ты же сам меня попросил о помощи...
Витя. Всё верно: я попросил о помощи, но вместо неё получил "медвежью услугу". Спасибо.
Виолетта. Можешь ничего не отдавать, я сама отдам матери долг. Не переживай, не горячись, любимый, всё будет хорошо!
Витя. Не будет!
Виолетта. Но... я ведь люблю тебя!
Витя. А я тебя нет!
Виолетта (Голосом полным отчаяния). ... Что произошло?
Витя. Ничего. Не люблю я тебя, вот и всё.
Виолетта. То есть, как это не любишь? Ты всё это время врал мне?
Витя. Не врал. Раньше любил, сейчас разлюбил.
Виолетта. Ты сволочь, Витя! Ты ничтожество!
Витя.( С особым цинизмом в голосе) Возможно.
Виолетта. Я ненавижу тебя! Я тебя презираю!
Витя. Всё! Закончим на этом. Не хочу слушать твои вопли.
Виолетта. Козёл ты, Витюша, и мразь! Вот ты кто!
Витя. А, ну закрой пасть, пока по морде не съездил!
Виолетта. А ты ударь, не бойся, давай! Ты же герой у нас! Бомжей бьёшь! Навык есть. Давай, герой, ударь девушку!( Нарочно подставляет ему правую щёку).
Витя. Да пошла ты! (разворачивается и уходит)
Виолетта. Витя, подожди... Ты куда?
Витя. Домой!(скрывается за кулисами)

Виолетта некоторое время плачет и смотрит в ту сторону, куда ушёл Витя, после чего уходит со сцены. Занавес.


Картина третья.

В квартире Корабельниковых на диване сидят Бомж и Отец Вити. На столе стоит чайник, вазочка с печеньем и конфетами. Отец Вити показывает Бомжу альбом с фотографиями.

Отец. Смотрите, здесь мы гуляем в парке втроём: Витя, Марина и я.
Бомж. Как мило. Настоящая семейная идиллия.
Отец. А тут Витя катается на велосипеде, который я ему подарил на день рождения.
Бомж. Чудесно!( улыбается)
Отец. А вот тут мы в гостях у Клавдии Ильиничны, это мама Марины, моя тёща. Добрейшей души человек!
Бомж. Охотно верю.
Отец. Потом Витя пошёл в первый класс... Потом во второй... И так далее. Кстати, до 7-го класса он был отличником.
Бомж. А что случилось потом?
Отец. Началась физика. Он её абсолютно не понимал. К тому же добавились проблемы с алгеброй и геометрией. Типичный гуманитарий.
Бомж. Понимаю. Я сам такой.
Отец. И я такой же. Вам удалось получить высшее образование?
Бомж. Да. Судя по бесполезному диплому, я философ.
Отец. Неожиданно... Вы работали по специальности?
Бомж. Так точно. Преподавал философию в родном университете.
Отец. Даже так?
Бомж. Да. Я же не родился бомжом.
Отец. А как получилось, что вы остались без квартиры?
Бомж. О-о-о, это долгая история! Боюсь, чтобы её рассказать, нам придётся выпить весь чай в вашем доме.
Отец. Мы никуда и не торопимся, рассказывайте. Мне очень интересно.
Бомж. Ну, что ж... Раз уж вы настаиваете, я расплачусь за ужин интересной и поучительной историей. Когда-то давно я был неплохим парнем. Я родился в обычной пролетарской семье: отец работал на заводе, мама работала там же лаборанткой. Они думали, что я пойду по их стопам, также пойду работать на завод, поэтому с детства старались привить любовь к физическому труду. Но всё получилось иначе. Я рос как дикое растение, был всегда сам по себе, то есть  любил и ценил свободу. Под воздействием собственного инакомыслия, я увлёкся философией. И даже изобрёл собственное философское течение, которым любезно делился с окружающей средой. Естественно, меня не понимали. Иметь собственные непоколебимые убеждения в советское время приравнивалось к самоубийству, но я старался об этом не думать.
Отец. На чём же основывалась ваша философия?
Бомж. На матрёшках.
Отец. ( удивлённо) На матрёшках?
Бомж. Именно. Я осознал, что люди вовсе не такие, какими мы их привыкли видеть. Внутри каждого человека скрыт другой человек. А в этом внутреннем человеке  скрывается другая личность, более таинственная, обладающая уникальными способностями и манерами.
Отец. Мне кажется, речь идёт об обычном лицемерии.
Бомж. Вовсе нет. Речь идёт о гранях, которыми нас наградил Создатель. Главное -  вовремя открыть их в себе.
Отец. А если не открывать?
Бомж. Тогда ваша жизнь превратится в Дорогу в Никуда. Вы подобно бревну будете плыть по течению, а тот, кто  в достаточной степени изучил своих матрёшек, будет вас использовать.
Отец. То есть, вы хотите сказать, что я марионетка, которую кто-то использует?
Бомж. Именно так. Нас всех используют.
Отец. И даже вас? Ведь вы вроде обрели Просветление?
Бомж. До того  как я обрёл Просветление, меня использовала самоуверенность и удача.
Отец. Что-то я не понимаю...
Бомж. Я поясню. После того как я ушёл с работы, мне нужно было научиться зарабатывать деньги. Я всегда верил в то, что я везунчик, и поэтому стал играть в покер . Сначала мне, действительно, везло. Я выигрывал огромные суммы, я мог позволить себе абсолютно всё, но как сказал великий Конфуций, " счастлив тот, кто может вовремя остановиться". Я не остановился. Азарт ослепил меня настолько, что в один далеко не прекрасный день я поставил на кон свою квартиру и проиграл.
Отец. Ужас... После чего вы, видимо, впали в жуткую депрессию?
Бомж. Чувствовал я себя скверно. Суицидальными наклонностями я  не страдаю, поэтому решил, что надо как-то жить. Мне пришлось побираться. И вот тут я окончательно убедился, что матрёшечная теория является абсолютной истиной. Раньше я наивно полагал, что вокруг много людей, которые могут мне помочь, но я ошибся. Друзья от меня отвернулись, родственники стали меня презирать, а коллеги, которых я встречал на улице, проходили мимо, стараясь не замечать меня. То есть, жизнь предстала передо мной в обнажённом виде.
Отец. Если учесть то, что сегодня произошло, я думаю, вы правы. Сегодня я увидел абсолютно другого Витю.
Бомж. Вы , наверное, сильно удивились?
Отец. Я шокирован! Я всегда старался видеть в сыне только положительные черты. Я знал, что у него взрывной характер, но всегда старался найти компромисс. Я отдал ему всю свою жизнь, всё, что у меня есть. Я хотел, чтобы он стал экономистом, а сегодня мне позвонили из полиции и сказали, что мой сын злостный нарушитель общественного порядка... Как такое могло произойти, ума не приложу?!
Бомж. Витя показал вам одну из своих матрёшек.
Отец. Точно. Но если в нём заложен ещё десяток подобных матрёшек, что тогда? Тюрьма? Я же не смогу вечно откупать его.
Бомж. Судьба Вити зависит от вас. Присмотритесь к нему, изучите его интересы.
Отец. Пожалуй, вы правы. Я поговорю с ним. Виолетта сказала, что он пишет неплохие стихи, а я, к своему стыду, не прочитал ни одного его стихотворения.
Бомж. А в отделении он сказал, что сочиняет музыку.
Отец. Вот видите, даже вы знаете о нём больше меня. Я обязательно присмотрюсь к сыну. Я буду вместе с ним писать стихи, слушать ту музыку, которой он увлекается, только найти бы время... Мне очень не хватает времени. Я постоянно чем-то занят: то на работе, то пишу рефераты или курсовые. То ещё чёрт знает чем!
Бомж. Если вам дорог сын, вы найдёте для него свободную минутку.
Отец. Я буду стараться.

В это время на сцене появляется Витя. Отец и Бомж прерывают на несколько секунд беседу, после чего Отец Вити начинает радостно улыбаться.
Отец. А вот и наш блудный сын вернулся! Я так рад, что ты  решил ночевать дома.
Витя. (Удивлённо). Эй, а что здесь делает этот клоп?
Отец. Он скоро уйдёт, не волнуйся. Ты раздевайся и садись с нами ужинать.
Витя. С вами? Отец ты совсем спятил?! Зачем ты притащил домой бомжа?
Отец. Я всего лишь проявил сочувствие и сострадание. Ему совсем некуда идти.
Витя. А причём тут мы? Почему я должен находиться рядом с этой  вонючкой?
Отец. Витя, успокойся. Он сейчас примет душ.
Витя. Где примет?
Отец. В нашей ванной.
Витя. В нашей ванной?!! А потом после него мыться нам? Да у него же болезней больше, чем в нашем доме ложек! Мы тоже что-нибудь от него подхватим!
Отец. Успокойся, Витя, не заводись. Это сейчас говорит вместо тебя матрёшка.
Витя. Какая ещё, к чертям, матрёшка? Отец, ты точно спятил! И приятель твой такой же псих! Я с вами в одной квартире спать не буду!( Разворачивается и быстро уходит за кулисы)
Отец. Витя, постой! Куда ты собрался опять? К Виолетте? Или куда?
Витя. ( высовывает голову из-за кулис и громко кричит) В НИКУДА!!!

Отец Вити от удивления и обиды застывает на месте. Бомж, улыбаясь, наливает себе из чайника кипяток и тянется за конфетой. Занавес медленно опускается.

Конец.




Рецензии